конспект урока по ОРКСЭ Добро и зло


Тема урока

«Добро и зло»

Предмет

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»

Класс

4 класс

Федеральный округ России

Российская Федерация

Республика/край

Алтайский край

Город/поселок

Ясная Поляна

Методическая информация

Тип урока

Урок получения новых знаний.

Продолжительность урока

40 минут

Цель урока

Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развивать у учащихся нравственные ценности.

Знакомство с главными понятиями морали «добро» и «зло» .

Задачи урока

Формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом.

Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию.

Формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют,/приобретут,/

закрепят ученики в ходе урока

Учащиеся познакомятся с новыми понятиями морали «добро» и «зло», научиться различать морально добрые поступки от аморальных.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор;

«Основы светской этики» 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М: Просвещение, 2010;

Электронное приложение к учебнику «Основы светской этики» 4-5;

Интернет — источники.

metcab/workshop/open

blog/pritcha_o_dobrote

Печатный раздаточный материал;

Толковый словарь С. И. Ожегова;

Индивидуальные листы рефлексии;

Рассказ В. Осеевой «Три товарища»;

Репродукции картины А. Муха «Отмена крепостного права на Руси», И. Репин «Бурлаки на Волге».

Виды деятельности

Беседа, обращение к личному опыту учащихся, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, групповая работа, проблемные вопросы, работа в тетради.

Методический комментарий

Данный урок  занимает особое место в курсе «ОРКСЭ» и позволяет расширить представление о понятиях «Добро» и «Зло», воспитывается добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру. Способствует формированию самооценки детей, совершенствованию  умений практической деятельности, развитию самостоятельного  мышления и познавательного интереса, умение работать в группе, с источниками информации. Коллективная работа позволяет обучающимся получить эмоциональную и содержательную поддержку, создаёт включенность  каждого ребёнка  в   общую работу.

1. Организационный момент, включающий:

— Здравствуйте! Возьмитесь, пожалуйста, за руки.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Приветствие учителя. Проверить готовность к уроку.

Приветствие учащихся.

Итак, друзья, внимание

– Ведь позвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём мы наш урок!

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ответы детей

Что означает слово «мораль»?

А) привычки        Б) обычаи                В) правила поведения        

Г) все верно

Что означает понятие «культура»?

А) правила поведения                        Б) хороший тон

В) возделывание земли                 Г) манеры

Как называется наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений  о добре и зле?

А) эстетика        Б) этика               В) философия                Г) история

Культуру иногда называют:

А) первой природой                        Б) второй природой

В) третьей природой                        Г) четвертой природой

На эти суждения вам надо дать ответ «Да» или «Нет»

Моральные нормы (правила) нигде не записаны.

В русский язык слово «культура» вошло в середине 18 века.

3. Изучение нового учебного материала.

Цель: формирование нравственных ценностей – добра и зла, скромности, милосердия, честности, дружелюбия, прививать навыки общения между людьми и между собой.

Задачи урока:

в области ценностей: ученики научатся совершать сознательно добродетельные поступки, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

в области опыта: ученики приобретут опыт коммуникативной деятельности, совершенствуют умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности;

в области знаний: ученики смогут дать определение добра и зла, какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести эти качества;

в области умений и навыков: ученики научатся коллективно определять качества добродетельного человека, смогут сформулировать правила мудрости, т.е. правила, как стать добродетельным человеком.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ответы детей.

Эпиграфы:

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

В.О.Ключевский.

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».

Древнекитайское изречение.

Прочитайте эпиграфы на экране.

Ответы детей.

Ответы детей на поставленные вопросы.

Обсуждение проблемы.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Учитель: Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.

— Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

— Как бы вы смогли ответить на эти вопросы?

Ученик читает стихотворение

Добро со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

Заслужит только тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он с ним войдет.

Ответы детей.

— Ребята, как вы думаете какая главная мысль этого стихотворения?

— Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.

Ученик читает стихотворение

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда спросишь, ты,

Что от этой доброты,

Приживаются цветы,

Рыбки, ёжики, птенцы?

Я отвечу тебе прямо:

Это — мама, мама, мама!!!

Ответы детей.

Учитель. Мама — мир подарила, жизнь подарила мне и тебе! И сколько бы тебе не было лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её тёплый взгляд. Добро – это ???

— Как вы понимаете понятие «Добро»?

— Как вы думаете, есть ли добро общее, применимое ко всем людям?

— В чем оно заключается?

Работа в группах: каждая группа даёт свои ответы. Идет их обсуждение.

Дети называют однокоренные слова — Доброта, добрый

Ответы детей.

Ответы детей.

— Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

— Нет, поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.

Неприятно смотреть, когда человек хвалит себя, выставляет перед всеми. Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям.

Ответы учащихся.

Ученица читает стихотворение.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно,

В любую минуту всегда

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,

Улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

Работа со словарём С. Ожегова (моё понятие — научное понятие) — слова добро. Зачитываются и разбираются несколько понятий.

— Подберите однокоренные слова к слову добро.

— Что значит добрый человек?

— Как относятся к нему люди?

Работа в тетради (задание №2)

Учитель: К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят.

Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

1.Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

2.Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

3.И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему посочувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

Учитель. Какого же человека можно назвать добрым?

Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, а только ли слова ваши должны быть добрыми?

Учитель. Ребята, какие добрые поступки вы совершили?

— Подумайте, и скажите, пожалуйста, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?

Работа в группах: каждая группа даёт свои ответы. Идет их обсуждение.

— Почему же добро всегда побеждает над злом?

— Как вы понимаете понятие «Зло»?

Работа со словарём С. Ожегова (моё понятие — научное понятие) — слова зло. Зачитываются и разбираются несколько понятий.

Учитель: Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

Работа в тетради (задание №2)

4. Закрепление учебного материала.

Цель учителя: Способствовать закреплению знаний о таких понятиях как добро и зло.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Работа в парах.

Ответы детей — «Цветик – семицветик» В.Катаев.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север через юг,

Возвращайся, сделав круг

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Ответы детей — Сказка «Лиса и журавль»



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика