конспект урока по окружающему миру в 1 классе Жизнь птиц зимой


Урок: Окружающий мир

Класс: 1

УМК: Начальная школа 21 века

Тема урока: Жизнь птиц зимой

Цели урока.

Предметные:

1)Формировать умение самостоятельно добывать знания.

2)Обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах.

3)Расширить и закрепить знания детей о зимующих (оседлых) птицах.

Метапредметные:

4)Формировать умение ставить и решать учебные задачи на материале темы урока.

5)Продолжить формирование общеучебных умений коммуникации (слушать учителя, друг друга).

Личностные:

6)Воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи детей птицам.

Оборудование:

— учебник Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» (часть 2),Москва,

Издательский центр «Вентана-Граф»,2011

-рабочая тетрадь Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир», Москва,

Издательский центр «Вентана-Граф»,2011

-слайдовая презентация;

-мягкая игрушка птички

Ход урока.

1.Организационный момент.

-Раз,два,три,четыре,пять — Урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь.

2.Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний.

— Ребята! Сегодня вы попробуете сами определить, о чем мы будем говорить на уроке.

-Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной, раздала она деревьям теплые шубы, укрыла поля теплым одеялом. Но для животных наступила суровая пора.

-Как вы думаете, о ком или о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Я думаю, мы будем говорить о животных зимой.

— А о какой группе животных пойдет речь, догадайтесь из моей загадки: кто осенью улетает, а весной прилетает?

Это птицы, потому что они от нас осенью улетают.

— Как и где зимуют птицы? Как они выживают в это трудное время? В течение урока мы постараемся ответить на эти вопросы.

-Ребята! На какие группы вы разделили бы птиц?

Я бы разделил на домашних и диких.

Есть перелетные, зимующие и оседлые птицы.

— О каких группах мы сегодня будем говорить, вы скажите после отгадывания моих загадок.

— Ходит по двору будильник, Разгребает лапкой сор. Раскрывает с шумом крылья, И садится на забор.

Это петух, потому что он рано утром будит людей, как будильник.

(На слайде фотография петуха)

— Спинкою зеленовата, Животиком желтовата. Черненькая шапочка И полоска шарфика.

Это синица. У нее брюшко желтое, а спинка зеленоватая.

(На слайде фотография синицы)

— Маленький мальчишка В сером армячишке. По двору шныряет. Крохи собирает.

Я считаю, что это воробей. Он серенький, любит собирать крошки.

(На слайде-изображение воробья)

-Как вы думаете, кто здесь лишний?

Я думаю, что петух, потому что это домашняя птица.

(Убираю изображение петуха)

— О каких же птицах мы будем сегодня говорить?

О птицах, которых можно увидеть сейчас-зимой.

— А какие птицы к нам прилетают зимовать?

Снегири, свиристели, клесты.

(На слайде-изображение этих птиц)

— А как называются такие птицы?

Это зимующие птицы, потому что они у нас зимуют.

— А каких птиц мы не увидим сегодня?

Ласточек,скворцов,жаворонков,уток…

— Почему?

Они улетают в теплые края.

— Как называются такие птицы?

Это перелетные птицы.

— Ребята! А что значит «оседлые» птицы?

Такие птицы постоянно живут у нас, осели на определенном месте.

— А каких оседлых птиц вы знаете?

Ворона,воробей,поползень,дятел.

Физкультминутка.

3.Изучение нового материала. Работа в учебнике.

— Давайте понаблюдаем, каких птиц встретим зимой. Есть ли среди них снегири, дятлы, клесты, снегири. Как вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос?

Нам поможет учебник.

— Откройте учебник на стр.9.Прочитайте заголовок текста. («Песни снегиря и синичек») Как вы думаете, о чем будет текст?

Я думаю, о том, как поют эти птицы.

— Прочитайте текст и и расскажите своему соседу, что нового вы узнали о пении синичек и снегирей.

— А теперь мне расскажите, что нового узнали?

Я узнал, что снегири поют так: «Цифи-цифи».

А я узнала, что снегирей называют «тихопевами».

— Придумайте другое название тексту.

«Тихопевы».

«Снегири и синички».

— А теперь обсудите в парах, почему снегирей называют «тихопевами»?

Их так называют, потому что их пение-нежное, тихое.

-« Всякая птица своим клювом сыта» — утверждает народная мудрость. Каков смысл этой пословицы? Что умеет делать клюв?

Я считаю, что птицы с помощью клюва добывают себе еду.

Я думаю, что с помощью клюва птицы достают мелких насекомых, семечки из шишек.

— Давайте сравним ваши предположения с учебником. Открываем на стр.10.Прочитайте текст «Что умеет делать клюв?» и приготовьтесь ответить на вопросы.

— Прочитайте, одинаковы ли клювы у птиц?

У разных птиц разные клювы.

— От чего зависит строение клюва?

Строение клюва зависит от того, чем питается птица и где живет.

— А сейчас давайте выполним задание Соображалки. Это задание вы будете выполнять парами. Сначала попробуйте узнать птицу.

— Проверяем.

Это клест. Таким клювом он шелушит шишки.

Это дятел. Таким клювом ему удобно долбить кору деревьев.

— А теперь прочитайте вывод на стр.10-11 и скажите, на какие группы еще можно разделить птиц?

Птицы бывают насекомоядные, хищные и растительноядные.

— Прочитайте, каких птиц называют насекомоядными?

Птиц, которые питаются насекомыми, называют насекомоядными.

— Каких птиц называют хищными?

Хищные птицы питаются мелкими животными-рыбой, лягушками, мышами.

— Прочитайте про растительноядных птиц.

Птицы, которые питаются семенами и плодами растений, относятся к растительноядным.

— А теперь рассмотрите птиц на стр.11 и выполните еще одно задание Соображалки.

К хищным птицам относятся сова, чайка, цапля, потому что они питаются мелкими животными.

К растительноядным относятся волнистый попугай, дрозд-рябинник, клест, так как они питаются семенами и плодами растений.

Физкультминутка.

4.Закрепление материала. Работа в рабочих тетрадях.

1)- А сейчас я хочу предложить вам разгадать кроссворд, который находиться в рабочей тетради. Открываем ее на стр. 44.Прочитайте задание. Кому не понятно? Выполняем.

— Проверяем. Обменяйтесь тетрадями.

(На слайде кроссворд)

— Кто не нашел ошибок у своего товарища? Поставьте ему «+» около кроссворда.

2)-А сейчас вы опять будете работать в парах. Прочитайте задание на странице 45.Составьте общий рассказ об этих птицах. План в тетрадях вам поможет.

Это клесты. У них красно-коричневое оперение, цепкие лапки и крестообразный клюв. Они не улетают на юг, потому что питаются семенами шишек. Клесты-единственные птицы, которые выводят птенцов зимой.

3)- Как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее-холод или голод?

Я думаю, что голод, так как от холода их спасает оперение.

Я тоже так считаю, потому от холода птицы могут спрятаться.

— Действительно, для птиц страшнее голод. За кроткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьях и на снегу затрудняют птицам добывание корма. Поэтому мы должны помогать им пережить зиму.

— Послушайте обращение к нам птиц.

(Читаю стихотворение Я.Яшина «Покормите птиц».)

— Покормите птиц зимой, пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо. Небогаты их корма – горсть зерна нужна, Горсть одна – и не страшна будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло. Разве можно забывать: улететь могли. А остались зимовать заодно с людьми. Приучите птиц в мороз к вашему окну, Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

— Ребята! Чем же мы можем помочь птицам зимой?

Делать кормушки, насыпать туда зернышки.

Подвешивать сало для синичек.

— Очень важно, чтобы птицы, эти прекрасные создания, неустанные труженики, жили счастливо на нашей земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим. И спасая их, мы спасаем самих себя.

5.Поведение итогов урока. Рефлексия.

— Ребята! Какие впечатления у вас от увиденного, услышанного и сделанного на уроке? В этом вам поможет слайд и мягкая игрушка птички.

На слайде: «Я сегодня на уроке узнал…, вспомнил….,удивился……,мне понравилось……»

Я на уроке узнал, что птицы бывают насекомоядные, хищные и растительноядные.

А я запомнила, что у клестов птенцы появляются зимой.

Мне понравилось работать в парах.

— Мне понравилась ваша работа на уроке. Молодцы!

— На прогулке понаблюдайте за птицами, уже используя знания, полученные на уроке. Возможно, они помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: «Мир прекрасен!»

Психологический настрой на урок

Проблемная ситуация

На слайде-эти вопросы

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация

Работа в парах

Работа в парах

Работа в парах

Самостоятельное выполнение кроссворда.

Взаимопроверка

Работа в парах

Дети передают друг другу игрушку и рассказывают.






See also:
Яндекс.Метрика