конспект урока по окружающему миру отечественная война 1812 года


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 города Выборга»

Конспект урока по окружающему миру( 4 класс)

Тема: «Отечественная война 1812 года».

Учитель: Приходько Любовь Александровна

Цель урока: формирование представления учащихся о войне 1812 года.

Задачи:

Образовательные задачи урока:

Показать состояние Российского государства к началу XIX века; определить цель Отечественной войны 1812 года.

Познакомить с Бородинским сражением; показать роль М. И. Кутузова в организации победы русских войск; сформировать понимание неизбежности оставления Москвы; раскрыть результаты Отечественной войны.

Сформировать понимание героизма народа в Отечественной войне 1812 года, связи дворянского сословия и народных масс в справедливой борьбе против захватчиков.

Развивающие задачи урока:

Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся; развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи урока:

Воспитывать патриотизм, чувство гордости, уважения, восхищения подвигом русских воинов под командованием М. И. Кутузова.

Содействовать развитию познавательного интереса учащихся к истории.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Презентация к занятию.

Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2011.

Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2011.

Выставка книг по теме:  «Отечественная война 1812 года»

Карта «Отечественная война 1812 года»

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Перечень используемых мультимедиа-ресурсов:

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: В 2-х дисках: СD-ROM. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2007.

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия: В 6-ти дисках: CD-ROM. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2011.

Актуальность:

Актуальность проекта заключается в том, что на уроке учащиеся самостоятельно формулируют проблемные вопросы и ищут на них ответы; решают нравственную проблему: нужны ли войны в современном мире? Также актуален вопрос формирования гражданской позиции младших школьников.

Ход урока:

I.Организация начала урока.

II.Поиск и формулирование темы урока.

А)Беседа учителя

Сегодня мы продолжим путешествие в прошлое.

Чтобы узнать год нашего путешествия, надо решить математическую задачу:“Этот год можно записать двумя двузначными числами; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе, меньше первого на 6 ”.( Правильно, это 1812 год. Этот год был непростым для России, а почему вы узнаете сегодня на уроке.) (на доске табличка)

Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нём. И слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают от какого крепкого корня ведут свой род. О таком событии и пойдёт речь.

Мне хотелось бы прочитать отрывок стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»:

Скажи-ка, дядя, ведь недаром, Москва, спалённая пожаром,Французу отдана?Ведь были ж схватки боевыеДа, говорят, ещё какие!Недаром помнит вся РоссияПро день Бородина.

Как вы думаете, о каком событии пойдет речь сегодня на уроке? (о войне 1812 года).

Тема нашего урока “ Отечественная война 1812 года ”. (1СЛАЙД)

табличка на стенд и книги

В этом году вся Россия будет праздновать 200-летие победы в этой войне. Мы уже много говорили о местах героических сражений войны 1812 года, смотрели небольшой фильм.

А сегодня на уроке мы узнаем: (2СЛАЙД)

1. Причины начала войны.

3. Какие сражения произошли в 1812 году?

4. Почему война называется Отечественной войной?

5. Кто руководил сражениями?

6. Чем закончилась война?

7. Кто был героями той войны?

8. Как сохраняют память о войне потомки?

У России героическое, великое прошлое и его должен знать каждый гражданин.

(Ставим проблемный вопрос)

К концу урока мы попытаемся ответить на вопрос: является ли Отечественная война 1812 года справедливой со стороны России?

Но сначала я хочу проверить то, о чём мы говорили на прошлом уроке.

III. Проверка домашнего задания.

(3 слайд)

Вспомним то, что знаем.

1. Кто изображён на портретах? (Пётр 1, Екатерина 2)

При ком произошли эти события? СЛАЙД

2. Откройте рабочую тетрадь стр. Самостоятельная работа

Россия стала империей

Открытие народных училищ воспитательного дома

Русские корабли вышли в Балтийское море

Основание Санкт-Петербурга

Открытие в России первого музея

На Чёрном море появился русский флот

В Санкт-Петербурге воздвигнут Медный всадник

Проверка по слайду (Кто думает так же?)

3. Кто изображён на этих портретах? ( А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков)

— Что вы о них знаете? (рассказы детей)

IV. Работа над новой темой. СЛАЙД 1812год

Сегодня у нас на уроке новые исторические события, новые исторические личности, новые имена.

Давайте узнаем первое имя.

Для этого составим слово из синих карточек.

— Какое слово у вас получились?

(Наполеон)

А кто такой Наполеон? ( СЛАЙД)

(выслушиваются ответы детей)

Теперь давайте послушаем …

Доклады учащихся. (индивидуальные задания)

 Доклад 1.

Родился Наполеон на острове Корсика в 1769 году. К власти во Франции пришёл в 1799 году. Это — человек незаурядных способностей, великий тактик и администратор, прекрасный солдат, который никогда не прятался во время боя за спины подчинённых, а всегда находился в гуще событий, очень мужественный и храбрый. Это человек замахнулся на мировое господство, и едва не добился своей цели. Самой большой ошибкой этого человека было вторжение в Россию. Это он признает намного позже.

Накануне войны Наполеон сказал следующее: «Если я возьму Киев,

Я схвачу Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, Я возьму ее за голову. Заняв Москву, я поражу ее в сердце».

Доклад 2.

Французский полководец Наполеон Бонапарт- человек необычной судьбы. Сын бедного дворянина Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем консулом (правителем) Франции, а в 1804 г.  Наполеона провозгласили  императором.

  В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир.

«Через 3 года я  буду господином всего мира …Остается Россия, но я раздавлю ее»,-  заявил Наполеон перед вторжением в Россию.

 В поход на Россию он взял 600 человек из подвластных ему народов. « Я иду в Москву, говорил он, и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!»

 На самом деле все предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководец, его удача и непобедимость. В

русском народе имя Наполеона распространяло какой-то таинственный страх.

Что запомнили о Наполеоне?

Прочитайте слова Наполеона. (СЛАЙД)

«Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её»

-Как вы их прокомментируете?

Беседа учителя

В планах Наполеона захват России намечался по трём направлениям:

север — голова (Санкт-Петербург)

юг — ноги (море, плодородные земли)

и Москва — сердце.

(Даша, повтори слова Наполеона)

Работа с картой. (ПОКАЗ НА КАРТЕ)

Вот это пространство завоевал Наполеон перед вторжением в Россию?

Найдите в учебниках на странице 112 первый абзац. Читаем…

Наполеону подчинялась практически вся Европа.

В ночь на 12 июня 1812 года 400 тысячная армия Наполеона без объявления войны вероломно вторглась на территорию Российской империи. Русская армия насчитывала в то время около 300 тысяч солдат. Стоит отметить следующий факт, что русская армия была разделена на три армии.

1 – й армией командовал Барклай – де Толли, она прикрывала Петербургское направление . (рассмотрите портрет полководца)

2 – й армией командовал князь Багратион – московское направление. (обратите внимание на портрет князя)

3 – й армией Томасов — киевское направление. (смотри портрет)

V. Работа с текстом учебника.

Найдите в учебниках на странице 112 второй абзац. ….прочитает его нам вслух, а мы будем следить по строкам.

— Ребята! Когда началась Отечественная война?

( Отечественная война началась 12 июня 1812 года)

СЛАЙД

22 июля 1812 года состоялось кровопролитное сражение под Смоленском.

После победы под Смоленском Наполеон пытался вынудить Россию заключить мирный договор, но русская армия начала отступление вглубь страны. Это уже не входило в планы Наполеона. Война затягивалась. Росли потери французской армии, ухудшалось снабжение войск. Наполеоновские войска оставляли после себя разорённые сёла. На оккупационных землях поднялась волна партизанского движения. Из Смоленска Наполеон направил Александру I заключение мирного договора, но ответа от императора не получил.

В начале ХIХ века возглавлял Российскую империю Александр Павлович Романов.(1777 – 1825). Обратите внимание на портрет Александра I.

Александр I был незаурядным дипломатом. Есть небольшой нюанс в отношениях Александра и Наполеона. Дело в том, что в 1810 году Наполеон просил руки великой княгини Анны Павловны, которая приходилась родной сестрой императору. Но Александр не дал согласие на брак. Вторжение наполеоновской армии в Россию воспринял как личное оскорбление. Отныне Наполеон становится смертельным личным врагом Александра I. После сдачи Смоленска стал снижаться дух русской армии.

И Александр I принимает для себя очень непростое решение. Он назначает главнокомандующим русскими войсками ученика А. В. Суворова…

Давайте узнаем второе имя. Для этого составим слово из красных карточек

Михаил Илларионович Кутузов. (портрет полководца) СЛАЙД

Послушаем сообщения о Кутузове.

Доклад 1.

 Кутузов стал известен еще при Екатерине 2. Не раз его жизнь находилась в опасности, от одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя.

 «Видно, говорил доктор,- Бог бережет голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких опасных ран».

 Военная философия Кутузова выражена им в простой, но емкой формуле: «Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым».

Соединение огромного жизненного опыта с редкостной интуицией, расчета-с даром предвидения не может не изумлять.

С тактикой и искусством Наполеона Кутузов был знаком на деле. «Старый лис Севера»-  сказал о Кутузове Наполеон.

Одни из главных черт Кутузова-человека и военачальника были осторожность и хитрость.

В грозном 1812 году он принял командование на себя. Кутузову  было 67 лет, но он был бодр и активен.

Известна фраза, которую он сказал, отправляясь в августе 1812 года в действующую армию, в  ответ на неосторожный вопрос племянника: «Неужели, дядюшка, вы думаете разбить Наполеона?» «Разбить! Нет…» — произнес тогда Михаил Илларионович. — « Но обмануть — да, рассчитываю!»

Доклад 2

«Прибыл Кутузов бить французов»- говорили солдаты. Его давно знали и любили в войсках.

(Полное его имя Голенищев- Кутузов, а с декабря 1812 года он еще и князь Смоленский. Этот титул ему пожаловал император Александр в благодарность за спасение Отечества. Родился Михаил Илларионович Кутузов 5 сентября 1745 года в Петербурге. В возрасте 14 лет он с отличием закончил Дворянскую артиллерийскую школу. С 16 лет- прапорщик, командир роты Астраханского пехотного полка. Участвовал в многочисленных войнах, которые вела в то время Россия. Не раз жизнь Кутузова находилась в опасности. От одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя.)

— Кутузову в это время было 67 лет. Наполеон хорошо знал тактику ведения боя Кутузова и даже прозвал его «хитрой лисицей».

Что запомнили о Кутузове?

Найдите в тексте учебника на с. 113 как солдаты отреагировали на назначение Кутузова главнокомандующим.

Какие чувства они при этом испытывали?

Прочитает вслух…

Прочитайте слова главнокомандующего.

Александр 1 не любил Кутузова за его прямолинейность.

Кутузов принимает решение дать бой, чтобы поддержать солдат.

VI.Бородинское сражение.

СЛАЙД У М.Ю. Лермонтова есть такие строчки:

И вот нашли большое поле…

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки-

Французы тут как тут

(место на карте и обратить внимание на условные обозначения).

Бородино выбрано не случайно. Поле там обширное, на нём могли разместиться большие массы войск. Кутузов расположил свои силы так, чтобы перерезать неприятелю путь на Москву.

Стр. 113( чтение)

В августе 1812 года для поднятия духа русской армии Кутузов решает дать сражение под Москвой. 26 августа 1812 года у села Бородино произошло Бородинское сражение, сыгравшее решающую роль в годы Отечественной войны 1812 года. Это было очень страшное сражение. Горы трупов людей и лошадей в несколько слоёв устилали овраги. Мужеству русских не было предела . Ужасная была картина, где находилась деревня Семеновское. Там сражение кипело как в котле. Бородинское сражение не выиграл никто.

Вот как это событие описал русский поэт М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино».

«Земля тряслась, как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Смелись в протяжный вой…»

Во время Бородинского сражения обе стороны понесли большие потери: французы – более 50 тысяч человек – русские – свыше 40 тысяч. Вот как об этом сражении скажет Наполеон: «Самое страшное из моих сражений то, которое я дал под Москвой».

Стр.114-115 чтение

Когда и где произошло Бородинское сражение?

(26 августа 1812 года, на Бородинском поле.)

ТЕТРАДЬ С,41вопрос 4(А) С.42 (В)

Чтение, ответ записать

На ход дальнейших событий повлиял созванный Кутузовым под Москвой в Филях военный совет, на котором ставит вопрос: давать ли ещё бой под Москвой или сдать Москву?

Ваша задача выбрать какое решение приняли на военном совете по данному вопросу:

Сдать Москву

Дать ещё 1 бой под Москвой.

Слова Кутузова: «Пока цела армия, цела и Россия!»

На первый взгляд, это не патриотичное решение, но оказалось единственно верным.

Почему?

Сдача Москвы Наполеону. (слайд 12)

( В Бородинской битве русские войска понесли огромные потери. Была уничтожена половина армии. Французы тоже не досчитались многих тысяч солдат и офицеров, но у Наполеона ещё оставались резервные войска. Кутузов понимал, что, продолжая сопротивляться французам, он может потерять всю армию.

Михаил Илларионович собрал всех генералов в деревне Фили на совет.

На следующий день, 2 сентября, русские войска оставили Москву. “Глубокая печаль была на лицах воинов, и казалось, что каждый из них питал в сердце мщение за обиду, как бы лично ему причиненную”. (М.И. Кутузов). Вместе с армией население покидало город.

А в это время Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе в ожидании депутатов от москвичей. Но как здесь не вспомнить известные строки А.С. Пушкина:

ТЕТРАДЬ С.42 вопрос 4(Б)

УЧЕБНИК С. 116 чтение 1абзац

Да, во всех завоёванных городах Наполеона встречали с почестями, преподносили ключи от города. Такого же приёма Наполеон ждал и от московских жителей. Московская депутация с ключами от города не пришла. Город был практически пуст. В различных частях города вспыхнули пожары. А вместо ключей Наполеон получил пустой город и страшные пожары в нём.

До слёз русским людям было жаль свою столицу, но они предпочли сжечь все богатства Москвы, а не отдать жестокому завоевателю. .

2 сентября 1812 года Наполеон вошёл в покинутую жителями, горящую Москву. Но оставаться зимовать в опустошённом городе он не мог. Французская армия в Москве начала голодать. Солдатам приходилось есть конину.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика