конспект урока по окружающему миру 1 класс по темеКак живут растения


Конспект открытого урока

Учитель: Шевченко Лилия Ивановна

Класс: 1

Урок: окружающий мир

Дата: 11.12.2012г.

Тема: Как живут растения?

Цели: познакомить с условиями жизни растений; расширять представления о жизни и росте растений; показать основные приёмы ухода за комнатными растениями; воспитывать бережное отношение к растениям.

Планируемые результаты: учащиеся научатся приёмам ухода за комнатными растениями.

Оборудование: мультимедийная презентация (компьютер, экран), комнатные растения, вода для полива растений, предметы, необходимые для ухода за комнатными растениями (лейка, рассеиватель, тряпочки, палочка для рыхления почвы).

Наглядный материал: «ромашка» из бумаги с надписью «Растение — живое существо», картинки «семена, ростки» с надписями, у учащихся: кружки (красный, зелёный, жёлтый, синий), карточки «Что общего у разных растений?».

Ход урока:

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, юные любители природы. Я рада вас приветствовать на уроке!

II. Подготовка к работе на основном этапе.

— Отгадайте загадку и узнаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке окружающего мира.

Дышит, растёт, а ходить не может. (растение)

— Что мы будем изучать на уроке?

— Тема урока: «Как живут растения?» (слайд 1)

— Как вы считаете, растения живые?

— Нужно ухаживать за растениями?

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

Задачи: убедимся, что растения – живые. Будем учиться ухаживать за комнатными растениями.

— Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда выполним все поставленные задачи.

— Каждый вопрос на уроке мы будем сажать в землю, как семечко, поливать его своими знаниями и умениями, чтобы зёрнышко проросло. Если ответим на этот вопрос – получим молодой росток, а если не сможем, то зёрнышко погибнет в земле.

— Не дадим зёрнышкам пропасть? Тогда будьте внимательны и активны.

III. Актуализация знаний.

— Вспомните, что вы уже знаете о растениях?

— Что общего у всех растений?

— Сажаем первое зёрнышко.

Работа в парах. (У детей на партах карточки: иллюстрация гороха с хорошо выраженными частями растения и их названия)

Задание:

— Соедините линиями части растения с их названием. (учащиеся работают с карточками).

— Вот и проросло наше зёрнышко.(1 росток)

— Прочтём главные слова.

Вывод: Что же общего у всех растений?

— Проверьте, правильно ли вы выполнили задание? (слайд 2)

— Оцените работу в паре.(смайлики: жёлтый — всё выполнили верно, зелёный — допустили ошибку, красный — не справились с заданием)(слайд 3)

IV. Усвоение новых знаний.

Создание проблемной ситуации:

1) (На доске изображение ромашки. В центре надпись «Растение – живое существо». На лепестках знаки вопроса, а с обратной стороны лепестков записаны признаки растений.)

— Отгадайте загадку:

На лугу сестрички – жёлтый глазок, белые реснички. (ромашки)

— Одна сестричка-ромашка у нас на уроке.(открываю ромашку)

— Прочтём надпись на ромашке. Вы согласны с этим высказыванием? Обоснуйте свой ответ.

— Как же всё-таки доказать, что растения живые?

— Вот и второе зёрнышко упало в землю. Поможем ему прорасти.

Что нам нужно сделать?

— Изучить особенности растений и выявить такие свойства, которые позволяют отнести их к живым существам. (слайды)

— Что вы узнали, исследуя рисунки?

— Посмотрите, вот и второе зёрнышко дало свой росток!

Обобщение: Растение растёт, развивается, питается, дышит, размножается, умирает. Растение живое существо.

— Молодцы!

2) – Мы доказали, что растение живое существо. Тогда возникает следующий вопрос: Что растению необходимо для жизни?

— Сажаем третье зёрнышко. Ему тоже очень нужны ваши знания, умения и старание.

— Кто знает, как начинается жизнь растений?

— Посмотрите на слайд.( на слайде семена пшеницы)

— Какие произошли изменения?

— В тарелочке семена проросли.

— Что повлияло на то, что семена начали прорастать? (вода, тепло)

— Откуда в природе растения получают воду и тепло? (воду от дождей, тепло от солнца.)

— Если семена останутся в банке, сможет ли растение развиваться? (Нет).

— Почему? Что необходимо сделать с проросшими семенами? (Семена нужно посадить в землю.)

— Если мы посадим проросшие семена в ящик, куда нужно поставить его?

— Почему? Что ещё нужно растениям? (свет, воздух)

— Что же необходимо для жизни растений?

— Третий росток с вашей помощью тянется к свету.

Вывод: Для жизни растениям необходимы: вода, тепло, свет, воздух, почва.

— Ну и ещё одно условие – бережное отношение со стороны человека.

V. Фикультминутка для глаз.(слайд)

VI. Закрепление новых знаний и способов действий.

1. Наблюдение за развитием растения. (на примере дуба)

— Как развивается растение?

— Какое растение видите? (слайд)

— Отгадайте загадку: В золотой клубочек спрятался дубочек. (жёлудь)

Работа по учебнику на с.70.

Работа в парах.

— Рассмотрите, как с жёлудя начинается жизнь дуба. (молча, просто продемонстрировать посадку 4-го зёрнышка)

— А теперь посмотрите на слайд.

— Дуб – символ могущества и долголетия. Дубы – долгожители. Продолжительность жизни дуба – до 1500 лет, дерево достигает высоты 30 и даже 40 м, несет мощную крону, развивает толстый ствол, диаметр которого нередко доходит до 1-1,5 м. Не случайно, когда говорят о чем-то особо прочном, крепком, могучем, пользуются сравнением с дубом.

— С чего начинается жизнь дуба? (Росток 4: «семя – взрослое растение»)

2. Практическая работа.

1) Беседа.

— Всё живое требует ухода. Растения тоже любят, когда за ними ухаживают.

— У кого дома есть комнатные растения?

— Кто у вас дома ухаживает за комнатными растениями?

— А вы помогаете? Что вы делаете?

— Как правильно ухаживать за растениями? (5 росток)

— Ещё одно зёрнышко просит нашей помощи? Поможем?

2) Знакомство с памяткой «Правила ухода за комнатными растениями».

Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.

— Поливать цветы лучше из лейки. Можно лить воду прямо в горшочек, а можно — в поддон. Не поднимайте высоко лейку, чтобы вода не разбрызгивалась.

— Чтобы вода проходила к корешкам растения, на застаивалась, цветы следует рыхлить.

Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.

— Цветы любят водные процедуры.

Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой.

— Придерживая лист снизу одной рукой, а другой осторожно протираем.

Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.

— Многие цветы очень любят опрыскивание.

— Для чего нужно протирать листья растений? (так растения дышат)

Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

— Для жизни растений необходимы солнце, воздух и вода. Одни растения любят много света, а другие — нет. Поэтому и в комнате они располагаются по-разному: одни на подоконнике, другие – подальше от окна.

(Раздаю детям памятки)

3) Работа в группах.

— Разделимся на 4 группы по 6 человек. Выберите капитана в своей группе. Капитан распределит обязанности. 1 пара – протирает листья, 2 пара – рыхлит землю, и последняя 3 пара — поливает цветок. Соблюдайте все правила.

— Молодцы! Своим старанием вы помогли стольким семенам дать новый росток, подарили жизнь новым растениям.

IX. Информация о домашнем задании.

— А дома вы их приклеите.

X. Подведение итогов урока.

— На сегодняшнем уроке, дети, вы были исследователями и искали ответы на вопросы.

— Как вы считаете, мы смогли найти ответы на вопросы?

XI. Рефлексия.

— Оцените свои достижения на уроке.

— У вас на столах лежат цветные кружочки, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие кружочки и поднимают их)

— Кто для себя сделал открытие? (Синий)

— Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)

— Кому на уроке было интересно? (Зелёный)

— Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)






See also:
Яндекс.Метрика