конспект урока окружающего мира Знай и люби свой край 4 класс


ПРЕДМЕТ: окружающий мир

КЛАСС: 4 класс

ТЕМА: «Знай и люби свой край»

УЧЕБНИК (автор): А.А.Плешаков

ТИП УРОКА: обобщающий урок

Цели: 1. Обобщить и проверить знания учащихся по разделу

               «Родной край – часть большой страны».

           2. Развивать познавательную активность детей, расширять их кругозор.

           3. Развивать внимание, память, логическое мышление и творческие способности младших школьников. 

           4. Продолжить работу по формированию коммуникативных навыков учащихся.

           5. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родному тверскому краю.

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ), наглядные, практические (работа с картинками, с картой, самостоятельная работа), частично-поисковый.

Форма организации урока: урок – научная экспедиция

Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, работа в группах.

Оборудование: настенная административная карта Тверской области, карточки для индивидуальной работы, картинки с изображением растений и животных, компьютер, компьютерная презентация «Знай и люби свой край», выставка краеведческой литературы.

     

ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА

1) Психологический и эмоциональный настрой

Прозвенел звонок, всех позвал на урок –

На урок окружающего мира.

Давайте настроимся на урок положительно, а для этого возьмёмся за руки и образуем круг.

Другу руку протяни, если нужно, помоги.

2) Определение темы и целей урока.

— Как назывался раздел учебника, который вы изучали? («Родной край – часть большой страны»)

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живём!

Давайте, определим тему урока. Составление темы из рассыпавшихся слов. Таблички: люби, край, и, Знай, свой. (Знай и люби свой край)

Это последний урок по этому разделу. Какова главная цель нашего урока? (Обобщить и проверить знания по данному разделу)

Я предлагаю провести не просто урок обобщения, а отправиться в научно- исследовательскую экспедицию по родному краю. С собой берём самое необходимое – наши знания, смекалку, взаимовыручку и хорошее настроение. Желаю вам успехов и новых интересных открытий!

Работать мы сегодня будем индивидуально и в группах.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

– Проверить вашу готовность к путешествию поможет небольшой

блиц-опрос «Это должен знать каждый». (работа в группах с использованием сигнальных карточек)

Готовы?  (Слайд)

Как называется наш край?

1) Тверской 2) Калининский 3) Старицкий

(показать на карте Административная карта России севернее Москвы)

Где расположена Тверская область?

на Западно-Сибирской равнине

на Восточно–Европейской равнине

на Средне-Сибирском плоскогорье

В какой природной зоне расположена Тверская область?

1) лесов 2) степей 3) тундры

Какой город является областным центром Тверской области?

1) Старица 2) Тверь 3) Москва

С какими областями граничит? Найдите лишнее.

1) Смоленская 2) Рязанская 3) Московская 4) Псковская

5) Новгородская 7) Вологодская

(показать на карте Административная карта России)

Какую протяженность имеет Тверская область с севера на юг и с запада на восток?

1) 450 км и 350 км 2) 400 км и 300 км 3) 500 км и 250 км

Сколько административных округов входит в состав Тверской области?

30 2) 36 3) 29

-Как назывался наш блиц-опрос? («Это должен знать каждый»)

— Как вы думаете, а почему это важно знать? (Это наша Родина, а о месте, где мы родились и живём нужно знать всё)

Ответы на эти вопросы, действительно, должен знать каждый уважающий себя и свою малую родину человек.

— Вижу, что у вас есть достаточный для нашей экспедиции запас знаний.

— Итак, начальный пункт нашего путешествия – родной город Старица, а конечным пунктом будет наш областной центр г.Тверь.  (На карте обозначены флажками) В пути  придётся сделать несколько остановок, чтобы ещё раз обобщить, уточнить и проверить свои знания о родном крае. Вперёд, у вас всё получится!

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

1) Остановка «Поверхность нашего края»

— Давайте вспомним основные формы земной поверхности. Разгадаем кроссворд.  Индивидуальная работа. Проверка в группах

Кроссворд на доске.

По горизонтали.

2. Возвышенность высотой 300 м. (холм)

3. Горы, созданные руками человека из отходов – пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых. (террикон)

5. Углубление с пологими, заросшими растениями склонами.(балка)

По вертикали:

1.Форма земной поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высотой 1000 м.(гора)

4.Углубление с крутыми осыпающимися склон (овраг)

-Какое слово лишнее? (террикон)

 —  Что же представляет собой поверхность нашего края?        (СЛАЙД)

(Холмистую равнину)

2) Остановка «Водоёмы нашего края»

—   Предлагаю  сделать её на берегах живописной реки Волги. Вы изучали водоёмы нашего края. Много говорили о самом значительном водоёме края – Волге. Давайте проверим ваши знания.

Дифференцированная работа. Проверка в группах.

«Допиши словечко»

Волга — _________________ река нашей области. Её длина в пределах области ____________ км. Исток реки находится у юго-западной околицы деревни _______________________ Осташковского района Тверской области. Течение Волги _____________. Волга берёт начало на _________________ возвышенности и впадает в _____________________ море.

— Какое озеро является самым крупным в Тверской области? (Селигер)

— В чём его уникальность? (Селигер-это бесконечная цепочка островов)

3)Остановка «Полезные ископаемые»

— Следующую остановку сделаем  в Ржевском районе рядом с крупным месторождением песчано-гравийных материалов, глин и известняка.              

— Давайте заглянем в недра нашей  земли?

а) Самостоятельная работа. Проверка в группах.

— Вспомнить, какие полезные ископаемые добывает человек на территории Тверской области, вам помогут условные обозначения. Возьмите карточки, подпишите к каждому условному знаку соответствующее ему полезное ископаемое.                          (СЛАЙД)

(Торф, глина, песок, известняк, бурый уголь, минеральные воды)

 — Каким способом добываются практически все эти полезные ископаемые в наше крае? (в карьерах)

— Выработанные карьеры, как рваные раны остаются на поверхности земли.

-Что с ними можно сделать? (пруд, разводить рыбу)

Молодцы! Отправляемся дальше.

ФИЗМИНУТКА (авторская)

По Тверской земле шагаем

И её мы изучаем.( ходьба на месте)

Вот поля, Вот леса. (взмахи руками вправо и влево)

Слышим птичьи голоса (поднимаем голову вверх)

Свежий воздух мы вдыхаем (глубокий вдох)

И душою отдыхаем. (выдох)

Нагулялись, надышались( ходьба на месте)

По домам все разбежались(бег на месте, садимся за парты)

4) Остановка «Природные сообщества»

— А сейчас уйдем подальше от населённых пунктов и шумных проезжих дорог и сделаем остановку на лоне природы рядом с государственным природным заповедником, расположенном на территории Нелидовского, Андрепольского и Селижаровского районов и называется он Центрально-лесной биосферный заповедник.

— Мы будем вести себя тихо и незаметно.

— На территории заповедника, произрастают коренные еловые леса, которые когда-то целиком покрывали нашу область. Есть здесь могучие, в три обхвата ели.Благодаря чуду да бездорожью, ещё сохранились многие виды растений и животных разных природных сообществ.

— Какие природные сообщества вы знаете? (лес, луг, водоём)      

Проверим, хорошо ли вы их знаете.                                   

а) Самостоятельная работа в группах с картинками

— Названия растений вы хорошо знаете, посмотрим, сумеете ли вы их определить.

— Внимательно рассмотрите картинки, узнайте, кто на них изображён. Вспомните, к какому природному сообществу они принадлежат.

 

  Проверка фронтальная:

— Назовите и покажите жителей леса.

————————— луга.

————————— водоёма.

 (дети выходят к доске)

б)   Дидактическая игра «Узнай меня»

— Богат  наш край разнообразием животных. Сейчас вы сами их назовёте.

— Какое животное могло бы о себе так сказать?                       (СЛАЙДЫ)

 

  * Я самое крупное травоядное животное в лесах Тверской области. (Лось)

  * А я в наших лесах – лучший строитель, такой уютной хатки как у меня ни у кого нет (бобр)

  * Я  — самое чистоплотное животное в лесу (барсук).

  *  А меня «кормят ноги», охочусь я в стае. Ох и голодно мне зимой! (волк)

  *  Я  крупный лесной хищник из отряда кошачьих (рысь).

  * Я тоже хищница. Только охочусь всегда ночью, очень хорошо вижу, бесшумно летаю (сова).

  * Моё любимое время года – лето. Очень люблю малину, мёд, но иногда  во мне просыпается страшный хищник (медведь)

  — Какое животное лишнее? Почему?

(Бобр, т.к. обитает в природном сообществе водоём, а остальные в лесу. Сова, т.к. птица, а остальные звери)

— Почему лес, луг, водоём называют природными сообществами?

(Их обитатели живут сообща, связаны невидимыми нитями)

— Человек не должен вмешиваться в жизнь природных сообществ, чтобы не нарушать в них природного равновесия.

— Именно потому, что природа находится под охраной и человек не воздействует на неё, в заповедниках Тверской области обитают  животные, занесённые в Красную книгу России. Перечислите их.                                   (СЛАЙД)

(Выхухоль (ровесник мамонтов), беркут, скопа, кречет , сапсан, змееяд, чёрный аист, орлан-белохвост…)

— Все эти животные есть и в нашей Красной книге.

— Пора идти дальше.

 

5)Остановка «Экологическая»

— Стоило нам выйти за пределы заповедной зоны и эту картину можно наблюдать на каждом шагу.  (Мусор в лесу)                             (СЛАЙД)

— Вот здесь-то нам обязательно нужно остановиться и посмотреть на творение рук человеческих.

— Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину? (Грустное, неприятное, отвращение…)

— А я испытываю чувство стыда перед природой, перед родным краем за то, что мы, живущие в 21 веке, и в космосе побывали и к другим планетам лететь собираемся, а свою землю в порядок привести не можем.

— К сожалению,  невозможно всю природу нашей области сделать большой заповедной зоной, отгородить её от человека длинной колючей проволокой. Да это и не нужно.

— А что необходимо сделать? (Людям изменить своё отношение к природе)

«Подбери правильную подпись к знаку»

              1. Нор звериных, птичьего гнезда

                  Разорять не будем никогда.

                  Пусть птенцам и маленьким зверятам

                  Хорошо живётся с нами рядом!

              2. Я на кусте у родника

                  Не тронул сети паука.

                 Я поглазел на муравьёв:

                  У них домище –

                  Будь здоров!

                  Я долго по лесу шагал и никого не напугал.

              3. Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

                  Чтобы души не стали пусты,

                  Охраняются звери, охраняются змеи,

                  Охраняются даже цветы.

               4.Ты, дружок, смотри, не подкачай

Все деревья ты люби и охраняй!

Раны, нанесённые тобой

Станут для дерева бедой!

               5. Не руби берёзы белой,

                   Не губи глуши лесной!

                   Не губи и зла не делай!

                   А особенно весной!

               6. Нет в природе лишнего – поверь!

Что не нужно человеку – любит зверь.

Не губи то, что не нужно тебе,

Думай о природной среде!

— Помните, что начинать нужно с себя, со своего класса, с территории своей школы, со своего города.

6) Остановка «Сельскохозяйственная» 

— Какие отрасли сельского хозяйства вам известны? (растениеводство и животноводство)

Давайте вспомним основные отрасли растениеводства.

Работа в группах. Разгадать кроссворд с подсказками.

1) Эта отрасль включает в себя выращивание зерновых культур, картофеля, подсолнечника, льна.(полеводство)

о

е

о

о

2) Эта отрасль включает в себя выращивание капусты, моркови, томатов, лука …(овощеводство)

о

о

е

о

о

3) Эта отрасль включает в себя выращивание фруктов (плодоводство)

о

о

о

о

4) Эта отрасль включает в себя выращивание роз, тюльпанов, гвоздик (цветоводство)

е

о

о

о

— Какие отрасли развиты в Тверском крае? (полеводство, овощеводство)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика