конспект урока Окружающего мира в 4 классе по темеЛес — природное сообщество Жизнь леса


Тема урока:

«Лес – природное сообщество.

Жизнь леса»

4 класс

Учитель Ширяева Е.П.

Цели: — сформировать представления учащихся о лесе, как природном

сообществе; ознакомить с многообразием лесных обитателей,

ярусами леса, ролью грибов; дать понятия «природное сообщество»,

«ярусность леса», показать взаимосвязь между всеми компонентами

природного сообщества леса;

— развивать познавательную активность детей, умение использовать в

работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои

мысли;

— воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

Организационный момент

Вводная беседа

— Ребята, отгадай те загадку.

(Слайд№1

Весной веселит,

Летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

Осенью умирает.

Весной опять оживает.

Иллюстрация леса.)

— Лес.

— Что же такое лес?

(Дети отвечают.)

— Я хочу, чтобы вы познакомились с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.

(Читает сильный ученик)

«Один художник решил нарисовать лес.

— Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

— Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

— А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

— Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, — не унимался старичок-лесовичок.

Дорисовал и их художник, но лес всё равно чахнет.

— Нарисуй жабу и ящерицу!

согласился художник и ещё дорисовал много разных зверей.

было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чьё-то фырканье.

— Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. а может и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нём тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».

(Ученик читает текст.)

— Итак, что же такое лес?

— Лес целый мир. В нём обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но ещё больше скрыто от наших глаз.

— Лес называют природным сообществом.

III. Сообщение темы и цели

— Как вы это понимаете? Что такое сообщество?

(Дети отвечают, ищут определение в словаре Ожегова.)

— На какое слово оно похоже?

— На слово «общество».

— Как образовано слово «сообщество»?

помощью приставки со-.

Сегодня на уроке мы постараемся более полно ответить на вопрос: «Что же такое природное сообщество».

(Слайд № 2

«Лес – природное сообщество»)

IV. Знакомство с новым материалом

Хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете, дети,

Тайны чудесные откроете эти.

Лес не только для нашей забавы.

В нём – деревья, ягоды и травы.

Птицы, звери.

И прочие твари.

Учёные тоже работают тут,

Лес они сообществом зовут.

— Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, — тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи-ярусы, мы сейчас узнаем.

Запишите в тетради подзаголовок: «Ярусы леса».

(Дети записывают)

Фронтальная работа

— Как вы сами думаете, что же это такое?

(Дети высказываются)

— Какой ярус самый высокий?

— Деревья.

— Поставьте цифру 1 и запишите в тетрадь.

— В лесу много деревьев, вы их все знаете. Я предлагаю вам отгадать кроссворд, в первой части которого отгадками являются названия деревьев. Мы читаем загадки, а вы вписываете в кроссворд отгадки. У нас должно получиться ключевое слово.

(Каждый ребенок получает листок с заготовками кроссвордов)

(Слайд №3-10

1. Клейкие почки, зелёные листочки,

с белой корой расту под горой. (Берёза)

2. Светофор моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд. (Липа)

3. Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

4. Летом с него снег –

Просто смех!

Снег по городу летает,

Почему же он не тает? (Тополь)

5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)

6. У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

7. Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки,

Но в отличие от ёлки

Опадают те иголки. (Лиственница)

8. В сенокос – горька,

А в мороз – сладка.

Что за ягодка? (Рябина))

— Какое получили ключевое слово?

— Растение.

— Какие изученные словарные слова встретились вам?

— Береза, осина, рябина, растения.

— Есть и вторая часть кроссворда, но мы к ней вернемся позже. Какой ярус следует за деревьями и находиться ниже?

— Кустарники.

(Дети делают запись в тетради под цифрой 2)

— Названия представителей этого яруса зашифровано на доске в таблице. Используя ключи, запишите их в тетрадь.

(Слайд №11

1

КА

2

СК

3

НА

4

ШИ

5

Т

6

ЛЕ

7

РЕ

8

БЕ

9

ЛИ

10

К

11

ЩИ

12

РУ

Ключи:

6-11-3;

1-9-3;

8-7-2-6-5;

10-12-4-3;)

(Дети работают самостоятельно)

— Давайте проверим, правильно ли вы записали название кустарников.

(Параллельно с ответами детей демонстрируются иллюстрации кустарников, названных учениками.

( Слайд №12-13

Иллюстрации кустарников: лещины, калины, бересклет, крушина)

— Постарайтесь запомнить полученные названия. Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находиться ниже кустарников?

— Травы.

(Дети делают запись в тетради под цифрой 3)

— Сюда же относятся маленькие кустарники – черника, брусника.

(Слайд № 14

Иллюстрации черники, брусники .)

— Переходим ко второй части кроссворда.

(Дети разгадывают загадки. )

(Слайд №15-18.

9. Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит. (Колокольчик)

10. На припёке у пеньков

Много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелёк

Держит алый огонёк. (Земляника)

11. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я … (Подосиновик)

12. Беленькие горошки

На зелёной ножке. (Ландыш) )

— Какая фраза получилась?

— Растения леса.

— Еще раз внимательно перечитайте слова в кроссворде и скажите, все ли верно? Нет ли какой — то не точности?

— Подосиновик – это не растение. Он относится к царству грибов, но живет в ярусе трав.

— Почему так назвали этот гриб?

— Чаще всего он растет рядом с осинами.

Какие еще грибы вы знаете?

(Слайд №19

Иллюстрации грибов)

(Дети отвечают)

Работа с учебником

Давайте прочитаем о грибах в учебнике на с. 179.

(Дети читают текст статьи)

Работа в тетрадях

с. 57 №7

Фронтальная работа

— Оказывается, грибы в лесу – это не только лакомство, но и очень важный компонент лесного сообщества. Но грибы таят в себе и опасность. Какую? Мы уже не раз говорили о правилах, которые необходимо соблюдать при сборе грибов. Давайте ещё раз вспомним их.

(Дети называют правила сбора грибов.)

— Все ли ярусы мы рассмотрели?

— Остался ещё один ярус.

— Самый нижний ярус – мхи и лишайники(сфагнум, кукушкин лён)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика