конспект урока география Алтайского края


Конспект урока по географии Алтайского края

Класс 2

Форма : «Заседание клуба «Юные географы»»

Тема: Полезные ископаемые Алтайского края

Цели: 1. Сформировать первое представление о полезных ископаемых родного края.

2. Узнать, как образуются и как добывают полезные ископаемые.

3. Развивать умения работать с картой и со справочным материалом.

4. Вызвать удивление разнообразием полезных ископаемых, чем спровоцировать интерес к уроку география.

5. Воспитывать уважение друг к другу.

Оборудование: карта Алтайского края, коллекции полезных ископаемых, словарики, презентация, карточки с информацией о полезных ископаемых, пробная тетрадь по географии Алтайского края.

Подготовительная работа: разделить детей на группы, приготовить с одним учеником сообщение об образовании полезных ископаемых, с экспертной группой приготовить материал о некоторых полезных ископаемых, эмблемы.

Ход заседания

1.Организационный момент.

Цель: организовать учеников на работу.

-Сегодня у нас очередное заседание научного клуба «Юные географы».

На заседании присутствуют: экспертная группа, которая будет контролировать ход работы каждой группы.

4 научные группы.

Ведущий заседания я — ваш учитель.

Секретари — фиксируют результат работы.

Хранители времени следят за временем.

Члены клуба активно будут трудиться для получения новых знаний.

Лекторы расскажут о полученных результатах.

Сообщение темы

Цель: познакомить с темой урока и выяснить, опираясь на толковый словарь, значение новых слов.

— Прочитайте тему урока .

Дома было задано найти в толковом словаре значение слов «полезный» и «ископаемый».

( дети читают свои записи)

Полезный – пригодный для определенной цели, идущий в дело.

Ископаемый – добываемый из недр земли.

-Какое определение можно дать понятию «полезные ископаемые»

Полезные ископаемые – природные образования, которые находятся под землёй или на её поверхности, используемые человеком для определенных целей.

— Более точное определение вы узнаете в старших классах.

3. Планирование работы.

Цель: учить планировать свою работу.

Что бы вы хотели бы узнать по данной теме?

4.Изучение нового материала.

1. Разнообразие полезных ископаемых.

Цель: познакомить с разнообразием полезных ископаемых, через рассматривание коллекции.

На столах лежат коллекции полезных ископаемых. Помните, что нужно соблюдать технику безопасности. В руки не брать, так как некоторые из них красятся, не нюхать, не пробовать на вкус. Рассмотрите те полезные ископаемые, название которых вам известны. На это дается 2 минуты.

— Название каких полезных ископаемых вы уже слышали, видели, слышали?

2. Как же появились полезные ископаемые в недрах нашей земли?

Цель: узнать, как в недрах земли появились полезные ископаемые.

Об этом расскажет нам ваша одноклассница. (презентация)

Рассказ ученика.

Земная кора складывается из горных пород, состоящих из одного или несколько минералов.

Минерал – естественное образование, приблизительно одинаковое по составу и свойствам. Залегающие в глубинах или на поверхности Земли и обычно служат предметом добычи, как полезное ископаемое.

Одни возникли в результате наслоение песка, глины и морских раковин, спрессованных вместе.

Другие получаются под воздействием высоких температур.

Третьи возникают в результате извержения вулканов. Остывания и отвердевания горячей магмы, вырвавшейся на поверхность земли.

Некоторые появились в результате погибших растений и животных миллионы лет назад, которые позднее были покрыты песком и глиной. Под воздействием высоких температур и давления появились полезные ископаемые.

Вывод: многим полезным ископаемым миллионы лет, но новые создаются постоянно.

Итог: как образуются полезные ископаемые?

3) Как добывают полезные ископаемые? (презентация)

Цель: узнать, как добывают полезные ископаемые из недр земли.

Рассказ учителя.

— Чтобы добыть полезные ископаемые нужно разработать карьер.

Карьеры бывают разные.

Карьер – громадная, разрытая в земле скважина.

Одни бывают широкие и неглубокие. В таких местах можно заехать на бульдозере и без особого труда вывести полезные ископаемые — открытые котлованы.

Или наоборот, узкие и очень глубокие, их называют шахтами. Людям приходится добираться до места работы с помощью специальных лифтов или лестниц. Подземные воды часто заполняют карьеры и тогда влагу из них выкачивают насосами

Некоторые полезные ископаемые, такие как нефть, достают из земли с помощью буровых установок.

Чтобы узнать, где точно разрабатывать карьер сначала нужно провести исследование. Взять пробы из земли. Последнее слово остается за геологами, которые и определят, какие полезные ископаемые и в каком объеме содержаться в том или ином месте.

Вывод: что делает человек, чтобы достать полезные ископаемые из недр земли?

Работа в пробных тетрадях.

Запишите в таблицу способы добычи полезных ископаемых.

Способы добычи полезных ископаемых

4)Полезные ископаемые нашего края.

Цель: развивать умение работать по карте используя условные обозначения.

1) Работа по карте.

— Давайте рассмотрим карту Алтайского края. (работа в пробных тетрадях и карта в презентации)

— Что поможет нам узнать, какие полезные ископаемые добывают у нас в крае? (условные обозначения)

— Название каких полезных ископаемых вы знаете?

2) Работа в группах

Цель: развивать умения работать в группах, выделять главное из текста.

Задача на уроке.

Таблица есть у каждого из вас. Есть текст, из которого вы будете выбирать информацию о том, как образовалось и с какой целью его использует человек. Записывать нужно кратко. Экспертная группа будет вам помогать, если возникнут затруднения. Сейчас один из команды подойдет ко мне и выберет полезное ископаемое, над которым будут работать. На работу 5 минут.

название

образование

Использование человеком

Дополнительный материал.

Торф.

Торф узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался.

Основное растение, образующее торф – торфяной мох. Кроме него. Попадают и другие растения. Деревья, растущие по берегам болот, попадая в воду, постепенно разлагаются и через несколько лет превращаются в коричневую, спрессованную из сучьев, веток и листьев массу. Эта масса и называется торфом. Иногда из таких болот выкачивают всю воду, а оставшийся торф разрезают на небольшие кубики. Их хорошо высушивают и используют в качестве топлива.

Бурый угол.

Если торф оставить на дне болот нетронутым, то он со временем образует бурый уголь. В нем уже не заметны остатки отдельных растений. Этот уголь не очень плотный и не блестит. Он пачкает руки бурым угольным порошком. Бурый уголь человек использует как топливо. Из него получают кокс – краски, для получения духов.

Песок.

Песок – вторичная горная порода. Песка на Земле очень много. Он представляет собой продукт разрушения твердых вулканических, изверженных и осадочных пород под действием солнца, воды, ветра. Его используют в стекольном производстве, выплавляют металл, в строительстве, например в изготовлении кирпича.

Глина.

В отличие от песка глина образуется в результате разрушения (выветривания) различных горных пород, но осаждается на дне морей и озёр. Глина широко используется в строительстве, делают посуду, огнеупорные материалы.

Известняк.

Известняк – это обычно белый или серый камень. Он образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Известняк используют в строительстве, получают мел. Мел – разновидность известняка.

Мрамор.

Мрамор – видоизмененный известняк. Из остатков морских организмов получился известняк, затем в результате нагрева известняка, под большим давлением воды получился мрамор. Мрамор с древних времен применяется человеком в скульптуре и строительстве. Им отделаны стены вокзала, делают памятники.

3) Выступление групп. 2 минуты

6. Итог урока.

7. Выставление отметок.

8. Д.з Приготовить сообщение о любом другом полезном ископаемым нашего края.






See also:
Яндекс.Метрика