конспект окружающего мира Птичьи секреты


МОУ «Ивановская СОШ»

Птичьи секреты зимуйщих и перелетные

Конспект урока по окружающему миру на тему:

« Птичьи секреты»

Подготовила: Ефлютина Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов

2012г.

Тема

Птичьи секреты

Цель темы:

сформировать представление о перелетных и зимующих птицах.

Задачи:

познакомить учащихся с птицами;

сформировать умение различать перелётных и зимующих птиц;

сформировать понятие о перелётных и зимующих птицах;

совершенствовать бережное отношение к природе.

Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Способствовать привитию аккуратности, терпения, преодоления трудностей, правил поведения на уроке.

Формировать УУД:

Личностные:

— сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

— понимать и следовать в деятельности нормам эстетики;

— работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха(неуспеха) в учебной деятельности;

— развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям;

— следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении;

— способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;

— следовать в поведении моральным и этическим требованиям;

— способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;

— работать над осознанием ответственности за общее дело.

Регулятивные:

— фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— способствовать выполнению пробного учебного действия;

— создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

— развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания: вносить необходимые корректировки в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;

— умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя: проговаривать последовательность действий на уроке: работать по коллективно составленному плану: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Коммуникативные:

— создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

— способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте (совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им);

— помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других).

Познавательные:

— развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;

— помочь выделить и сформулировать познавательную цель;

— развивать умение работать с разными видами информации;

— продолжать работать над формированием умений выполнения действий по образцу;

— работать над использованием знаково-символичных средств;

— способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке;

— умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Знать причины по которым перелетные птицы покидают родные края;

Различать перелетных и зимующих птиц;

Узнавать на рисунке изученных птиц;

Приводить примеры перелетных и зимующих птиц;

Наблюдать за птицами своей местности;

Определять их с помощью атласа – определителя;

Фиксировать результаты работы в виде рассказов, рисунков, фотографий.

Личностные:

Осознавать важность чувства любви к природе.

Метапредметные:

Регулятивные:

— классифицировать перелетных и зимующих птиц по известным признакам; определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя; выделять в тексте учебника проблемные вопросы; работа по коллективно составленному плану; планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывает свое предположение.

Коммуникативные:

Умеет оформлять свои мысли в устной форме;

Слушает и понимает речь других; отвечать на вопросы о птицах;

Познавательные:

Умеет классифицировать по рисунку учебника, какие птицы относятся к перелетным, а какие – к зимующим; отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания; находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; отгадывает загадки про птиц.

Основные понятия

Перелетные и зимующие птицы, насекомые.

Межпредметные связи

Литературное чтение, музыка.

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

Учебник «Окружающий мир» А. А. Плешаков., М. Ю. Новицкая часть 1; рабочая тетрадь к учебнику 2 класса «Окружающий мир» часть 1.

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, презентация, электронная физмиинутка.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Планируемые результаты УУД

Предметные

УУД

I этап. Организационный момент.

(2 мин.)

Цель – Проверить готовность учащихся, их настроя на работу;

— создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Настроиться на работу на уроке и подготовиться к нему.

Настроить детей на работу.

I этап. Организационный момент.

(Начало урока на фоне заставки «В мире животных») слайд 2

— Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу.

Я рада нашей встрече, друзья!

Мы сегодня на уроке будем вспоминать,

Рассуждать, объяснять и задания выполнять

А чтоб урок пошёл вам впрок,Активно в работу включайся, дружок!

— Все приготовились к уроку? Я считаю до 10, чтобы вы могли полностью приготовиться.

Умеет слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II этап. Проверка домашнего задания.

(5 мин.)

Цель – проверить знания учащихся полученные ранее.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Оценивать правильность выполнения заданий.

II этап. Проверка домашнего задания.

— А сейчас давайте с вами поиграем и одновременно проверим ваше домашнее задание. Игра будет называться «Убери лишнюю картинку». Слайд 3. Сейчас на экране покажутся несколько картинок, а вы постарайтесь мне ответить, какая из них лишняя (среди насекомых находится паук-крестовик. Уч-ся необходимо его убрать).

— Почему вы его считаете лишним?

— Какой главный и верный признак всех пауков? А — насекомых?

— Почему насекомых так назвали?

Знает, чем отличаются насекомые от паукообразных

Находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)

III этап. Актуализация знаний.

(4 мин.)

Цель — подведение детей к формулированию темы и задач урока.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Работать с информацией, представленной в форме стихотворения.

III этап. Актуализация знаний.

— А теперь давайте с вами немного подумаем и порассуждаем. Как вы думаете, когда птички улетают в теплые края?

— А что происходит в неживой природе в это время? Какие изменения?

— А как вы думаете, могут ли птички найти корм в холодное время года?

— А чем же птички тогда питаются, когда выпадает снег?

— Какие вы молодцы!!!

Введение в тему урока.

— Послушайте внимательно стихотворение.

Снится ночью паукуЧудо-юдо на суку:Длинный клюв и два крыла.Прилетит – плохи дела.А кого паук боится?Угадали? Это…

Почему пауки и насекомые боятся птиц?

Догадались, какой теме мы посвятим сегодня наш урок?

(Включается фонограмма с пением птиц) слайд 4

Сообщение темы урока

У. Сегодня мы узнаем много нового из жизни птиц, поэтому тема нашего урока так и называется “Птичьи секреты”

Высказывает свое предположение (Регулятивные УУД)

Определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)

IV этап. Изучение нового материала.

(13 мин.)

Цель – сформировать представление о перелётных птицах.

— показать взаимосвязь между изменениями в неживой природе и таким явлением в живой природе как отлёт птиц.

(3 мин.)

(3 мин.)

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).

Оценивать

правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу в парах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

и определения темы урока

Включить учащихся

в обсуждение

вопросов.

Включить учащихся

в обсуждение

вопросов.

III этап. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы

Поговорим о маленьких синицахО перелётных и зимующих здесь птицах.О том, как в парке каплями зариУже мелькают красногруды снегири.Что в декабре морозно и светлоОт перистого инея бело.

Знакомство с новым материалом.

1. Постановка проблемной ситуации.

Ребята, а как вы думаете, какие секреты могут быть у птиц? (ответы)

— Совершенно верно. И как я уже сказала, сегодня на уроке мы попробуем разгадать птичьи секреты.

Каждую осень многие птицы улетают из наших краёв, а весной опять возвращаются.

Таких птиц называют перелётными. Демонстрация слайдов с перелетными птицами 5 — 11

-Рассмотрите птиц в учебнике на стр. 94 и ответьте, каких из этих птиц вы видели в природе?

— Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые сейчас будут вашими помощниками. Сейчас мы будем работать в парах. О чём мы должны помнить, общаясь друг с другом?

Вежливо обращаться друг к другу.Выслушивать мнение товарища.Доказывать свои версии, не перебивая.Быть внимательным друг к другу.Умеешь сам – научи другого.

Работа в рабочей тетради.

— Сейчас вы, когда посмотрели на изображенных птиц в учебнике, откройте свою рабочую тетрадь. Найдите изображения перелётных птиц, впишите их названий в кружочки. Обведите зелёным карандашом изображения перелётных птиц и закрасьте кружочки около тех птиц, которых вы видели в природе.

Учитель читает до конца первый абзац текста на стр. 94

— Дети, как вы думаете, куда могут улетать птицы? ( учитель читает первый абзац текста “Птичьи секреты” на “Страничках Умного Совёнка” ( стр. 126 учебника)

Учитель подводит детей к выводу, который они должны проговорить. ( учёные узнали с помощью колец, которые надевали на лапки птиц, что птицы улетают в тёплые края. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать где зимуют птицы. Часть птиц зимует на юге России, а часть улетает в Африку и на юг Азии)

— Попробуйте показать на карте, маршруты и пути перелета птиц.

Физминутка.

— Давайте мы с вами немного отдохнем. (Учитель показывает движения, а учащиеся повторяют)

Утром птичка проснулась,Потянулась, улыбнулась.Раз – росой она умылась,Два – изящно покружилась,Три — нагнулась и присела,На четыре полетела И на веточку присела.

После прочтения учителем вслух второго абзаца текста, он задает вопрос

Почему улетают дикие утки, гуси и лебеди, а домашние — нет?

(Дети снова, при помощи учителя должны сделать вывод о том, что зимой исчезают насекомые, реки и озёра покрываются льдом, земля – снегом. Поэтому птицы и улетают в тёплые края, где нет снега, льда, где всегда есть корм. Птицы не остаются на юге на всё лето, потому что летом им там будет очень жарко. Поэтому весной птицы возвращаются из тёплых краёв.

— И как мы с вами уже знаем, что таких птиц называют…?

— Сейчас я прочитаю еще один абзац, а вы постарайтесь отгадать еще один птичий секрет.

— А чтобы ответить вам было легче, воспользуйтесь помощью Умного Совенка. (Дети высказывают свои догадки, почему птицы заранее знают о приближении трудного, голодного времени).

— Какие вы сообразительные!!! Молодцы!!!! Демонстрация слайдов с зимующими птицами 12-16

Ребята, а видели ли вы как летят птицы?

— Некоторые птицы во время полёта выстраиваются в определённом порядке, например, журавли, утки, гуси косяком или клином. Слайд 17. Летящей впереди птице приходится труднее всех – она рассекает воздух. Впереди всегда летят взрослые самые сильные птицы, а за ними молодые и слабые. Когда летящая впереди птица устаёт, она уступает место другой. Мелкие птицы и грачи летят большими скученными стаями.

Учитель читает последний абзац текста на с. 95. Учащиеся рассматривают изображения зимующих птиц в учебнике; затем в тетрадях: обводят синим карандашом зимующих птиц, отмечают (закрашивают кружок) птиц, которых они видели в природе.

Физминутка

— А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется «Узнай какая птица». Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх и два раза хлопнуть, если я назову зимующую птицу, вы должны присесть.

Грач, поползень, дятел, цапля, стриж, ворона, воробей.

– Ребята, а как вы думаете, чем питаются зимой птицы, которые не делают запасов?Да, многие зимующие птицы не делают запасы, а питаются тем, что смогут найти. Скорее, всего вы видели, как зимой синицы, воробьи, склёвывают с веток различные семена, липовые орешки, крылатки клёна, ищут жучков, насекомых и достают их из-под коры деревьев. Вы видели красавцев-снегирей. Насекомыми они не питаются. Чем же они тогда питаются?

— А вот воробей всеяден. Он питается и насекомыми, и ягодами, и отходами питания человека. С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика