Художественно-эстетической воспитание учащихся средствами танца в школе полного дня


ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ТАНЦА

В ШКОЛЕ ПОЛНОГО ДНЯ.

Жарких Ольга Петровна

педагог дополнительного образования(хореограф)

МБОУ гстрахани «НОШ №19»

Внеурочная деятельность в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) включена в основную образовательную программу. Как и деятельность в рамках уроков, она направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, причем, в большей степени – на достижение личностных и метапредметных результатов. Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей. Связующим звеном между ними выступают факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, творческие объединения и т.д. У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой внеурочной деятельности в нашей школе мы можем считать эстетическое воспитание: музыку, живопись, танец, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества. Задача художественно-эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается эстетическое воспитание

Впервые термин «эстетическое воспитание» употребил Ф.Шиллер. Он предлагал понимать под эстетическим воспитанием не только формирование способности понимать искусство, но и формирование с его помощью целостного человека.

Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы. Воспитание призвано «очеловечить чувства человека». В процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные творческие способности. Процесс формирования творческих способностей детей и подростков предполагает организацию художественного творчества на основе природных задатков, запросов и интересов с учетом собственных склонностей и желаний. Поэтому эстетическое воспитание выполняет свои задачи в тесном взаимодействии с другими видами воспитания: нравственным, трудовым, правовым, экологическим, физическим, художественным. Эстетическое воспитание рассматривается как более широкое понятие по отношению к художественному воспитанию. Художественное воспитание входит в его состав как целенаправленный педагогический процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать свои художественно — творческие способности в процессе творческой деятельности. Ребенок имеет право на творчество.

Задачи эстетического воспитания можно разделить на две группы:

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.

Реформа, произошедшая в системе образования за последние десятилетия, ее направленность на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся. Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству — вот необходимые условия развития гармоничной личности. Эстетическое воспитание в нашей школе направлено на развитие способностей учащихся, воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, действовать самостоятельно, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Фундаментом являются предметы эстетического цикла, входящие в учебный план, которые охватывают учащихся с первого по четвёртый класс, а также занятия в рамках дополнительного образования. Одним из предметов этого цикла является хореография. Хореография — это тесная связь двух видов искусства — музыки и танца. «Искусство,- писал Л. С. Выготский,- есть скорее организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней». Успешному эстетическому развитию учащихся способствует богатство сенсорной культуры (наличие музыкального слуха, чувства цвета, ритма), умение мыслить образами, эмоционально реагировать на эстетические ценности предметов и явлений окружающего мира. Занятия хореографией в школе помогают разностороннему развитию детей. Они развивают эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память. Предмет хореографии способствует гармоничному развитию детей, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость. Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание, которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах. Основой хореографической подготовки учащихся является изучение танцевальных упражнений классической системы танцев.

Автор первого в истории трактата о танце Лукиан (II век), размышляя о танце в жизни человека и о том, какими качествами должен обладать танцор, писал так: «Искусство пляски требует подъема на высочайшие ступени всех наук: не одной только музыки, но и ритмики, геометрии и особенно философии, как естественной, так и нравственной… Танцору необходимо знать все!». Платон говорил о соразмерности душевной и телесной красоты. А музыку и танец рассматривал как сильнейшее воспитательное средство: «оно всего более проникает вглубь души и всего сильнее ее затрагивает; ритм и гармония несут с собой благообразие, а оно делает благообразным и человека».

Дети любят фантазировать, сочинять свои движения. На занятиях танцами у нас в школе особо поощряются движения, идущие от сердца, из глубины души, выражающие индивидуальность. Так средствами танца выстраивается коммуникация с самим собой, другими людьми и окружающим миром, происходит вовлечение в действие всей личности целиком: тела, интеллекта и души. Музыкально-ритмичные упражнения развивают память, внимание. Впечатления, полученные на занятиях танцами, обычно оставляют яркий след в психике учащихся и оказывают сильное воздействие на их отношение к другим занятиям и на поведение. Все занятия строим таким образом, чтобы воздействие на ребёнка средствами искусства было комплексным. У детей должна активизироваться связь между музыкой и движением. Они должны понять те простые правила, которые необходимы на уроках хореографии: музыка — хозяйка на уроках , без нее не может быть танца. На своих занятиях под музыку мы проводим ритмические игры, упражнения; учащихся младшей группы учу одновременно с танцевальными движениями «беречь» музыку — во время звучания нельзя шуметь, разговаривать, смеяться; музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с началом звучания и прекращать движение с окончанием звучания. Вместе с обучением танцу, навыкам красивого движения у детей формируется вкус, избирательное отношение к танцевальному и музыкальному репертуару. Бытует мнение, что ребенок с достаточно хорошими хореографическими данными один на тысячу. Может быть, но я работаю со всеми детьми и считаю, что танцевать могут практически все. На первом этапе в ходе диагностики способностей выявляю, что может ребёнок, и строю занятия с учётом выявленных возможностей. Наряду с групповыми занятиями осуществляются и индивидуальные. Да, с менее способными детьми приходится работать много, но это только в большей степени способствует воспитанию у них упорства и трудолюбия. Практика показывает, что с помощью специальных занятий можно развивать чувство ритма, музыкальный слух, воображение, ощущения, образную память, фантазию, так необходимые во всех видах художественно-творческой деятельности. В процессе работы с детьми приходится не только объяснять значение каждого движения, способ его исполнения но и доказать на примерах, что в искусстве танца нет «потолка», что каждое танцевальное движение, фрагмент могут отрабатываться и совершенствоваться до бесконечности, что в танце нет мелочей ни во время репетиционной, и тем более во время выступления. Но как бы ни важно было техническое совершенство танца — это не должно стать самоцелью, а процесс разучивания танца нельзя превращать в механическое повторение танцевальных движений. Следует помнить, что овладение тем или иным навыком должно носить художественно-творческий характер. Тогда, занимаясь хореографией, учащиеся не просто выполняют необходимые движения, но на каждом занятии познают своеобразный, выразительный язык хореографического искусства, получают представление о искусстве танца, где тесно переплетаются музыка и пластика.

Анализ результатов деятельности с детьми показывает, что занятия танцами не только приносят им эстетическое наслаждение, но и помогают развить их творческие способности, стремление к самосовершенствованию и духовному обогащению. Большое значение имеет формирование чувства ответственности за свое исполнительское искусство, особенно в ситуациях выступлений перед инвалидами, участниками Великой Отечественной войны, пенсионерами, а также во время фестивалей, конкурсов, концертов на праздниках города. Ценным в реализации задач художественно-эстетического воспитания детей считаю коллективное обсуждение с детьми содержания танцев, танцевального и музыкального репертуара, костюмов, что также способствует формированию художественного вкуса, а также и коммуникативных способностей учащихся, нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, навыков поведения и работы в коллектив. Обучение детей нормам общения — ещё одна из важных задач занятий танцами . Это прежде всего взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Общение на занятиях хореографии можно определить как совместную творческую деятельность ученика и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания танца, опыта нравственных отношений заложенного в ней. Умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, переживать, создавать музыкально-двигательный образ — всё это развивает творческую активность и воображение.

Те дети, которые долго занимаются танцами, говорят, что танец дарит воодушевление и радость! «Душа обретает крылья» — это наиболее часто возникающее ощущение, получаемое от ритмичных, танцевальных движений. Существует прочная связь между движением и внутренним состоянием человека. Не случайно сегодня широкое распространение получает арт-терапия (лечение искусством), а в ней магическая сила танца.






See also:
Яндекс.Метрика