Художественная литература как средство духовно-нравственно развития детей


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка.

В.А.Сухомлинский

Вот уже третий год эти слова замечательного педагога служат девизом совместной деятельности педагогического коллектива и родителей детей, посещающих курсы адаптации к школе «ДАР», которые организованы на базе МБОУ Сухо-Сарматской СОШ. От совместных усилий семьи и школы зависит, с каким запасом знаний, умений дошкольник придет в школу, а значит и успешность его дальнейшего обучения.

Ни для кого не секрет, что современные дети слишком много времени проводят у телевизора. В то время, когда родители много сил и времени отдают заботам о благосостоянии семьи, карьере, телевидение становится для детей источником знаний об окружающем мире, взаимоотношениях людей, хороших и плохих поступках, и является их собеседником. Но собеседником односторонним, с которым нельзя поговорить, поделиться переживаниями, чувствами. Наряду с переутомлением, повышенной возбудимостью, чрезмерное увлечение телевидением ведет к недоразвитию речи, снижению уровня развития коммуникативных умений у подрастающего поколения.

На что же нужно обратить внимание родителей, которые всерьез задумываются над необходимостью раскрыть в ребенке творческие начала, развить его речь, мысль, разум, душу?

Несомненно, любовь, терпение и время, проведенное вместе с ребенком – вот движущие силы развития ребенка. Подарками, игрушками родители лишь компенсируют время, которого не хватает для совместных общих дел, занятий, игр.

Каждому родителю приходится постоянно слышать просьбу ребенка: почитай мне сказку! Психолог и лингвист К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок [3]. По мнению ученого, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доведены до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость.

Особое значение на занятиях по развитию речи мы придаем работе с художественной литературой. Ведь читая сказки, рассказы, дети знакомятся с выразительными средствами русского языка: эпитетами, метафорами, сравнениями, учатся фантазировать, сочинять необычные продолжения известных сказок, придумывая свои сказки или истории на заданную тему, развивается их речь и мышление, повышается познавательный интерес, уверенность в своих силах.

Уже традицией стало проведение литературных викторин для дошкольников, к которым с нетерпением готовится вся семья.  Участвуя в таких мероприятиях дети, родители и педагоги развивают свой творческий потенциал, получают эмоциональную и духовную поддержку. Дети пытаются понять внутренний мир героев произведения, а родители, непроизвольно, с увлечением передают свои знания и опыт детям.

Совместное чтение художественной литературы улучшает процесс общения родителей и детей, сближает их, способствует налаживанию взаимоотношений в семье, ведь в процесс чтения включаются бабушки и дедушки, а сами дошкольники рассказывают сказки младшим братьям и сестрам. Читая сказки, все члены семьи ищут ответ на вопрос, как звали девочку в сказке Л.Толстого «Три медведя», размышляют о том, почему упал Котька Чижов в рассказе «На горке» Н.Носова, выбирают любимое времени года Мити из рассказа К.Ушинского «Четыре желания». Использование групповой работы во время викторины способствует развитию коммуникативных навыков дошкольников, групповой сплоченности, умению сопереживать.

Читая сказки и рассказы, дошкольники вместе с Филиппком Л.Толстого учатся преодолевать страх перед неизвестным, с Волком и Лисой -отличать выгоду от бескорыстия, с героями сказки «Зимовье» — сообща находить выход из трудной ситуации, с котом из сказки «Петушок – золотой гребешок» — выручать друга.

Чтение сказок способствует развитию эмоционально-волевых, нравственных качеств личности дошкольника, пониманию мира взаимоотношений героев, их переживаний, чувств, поступков. Сказка помогает незаметно воспитывать ребенка, преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «Два жадных медвежонка»; пугливому и робкому – «Сказку про храброго зайца»; капризуле – «Сказка о глупом мышонке», активному и подвижному непоседе — сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта логическим продолжением работы с детьми на курсах адаптации к школе «ДАР» стала разработка и реализация программы внеурочной деятельности для первоклассников «От сердца к сердцу». Цель данной программы: содействие становлению и духовно-нравственному развитию младших школьников. Известно, что снижение воспитательного воздействия семьи в последнее время привело к духовной бедности внутреннего мира детей и подростков. Являясь основным духовно-нравственным институтом, формирующим духовный облик школьника, в этих сложных условиях школа вынуждена выделить приоритетным направлением – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

В соответствии с базовыми национальными ценностями нами определены области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые помогает младшему школьнику выстраивать отношения с самим собой и с окружающим миром: семья, друзья, природа, здоровье, труд, литература и искусство, родной край.

Программа включает 9 разделов: «Мы школьниками стали», «7 Я = Семья», «Я+Я=МЫ», «Секреты общения», «Мир природы», «Береги здоровье смолоду», «Сказка-ложь, да в ней намек», «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Край родной навек любимый».

Во время занятий первоклассники получают знания из произведений художественной литературы, отобранных с учетом возрастных особенностей. Рассказы В.Сухомлинского, Л.Толстого В.Осеевой, сказки С.Прокофьевой, стихи Э.Успенского, И. Токмаковой, А. Барто способствуют развитию познавательного интереса, эмоционально — волевой сферы детей. В процессе проведения развивающих игр дети на практике овладевают навыками взаимодействия, проигрывая ситуации из сказок, рассказов, поэтических произведений. Так, в ходе изучения темы «Я+Я=МЫ» на занятии «Если с другом вышел в путь, веселей дорога» ребята знакомятся с рассказом В.Сухомлинского «Вьюга», отвечают на вопрос «Почему вьюга была не страшна мальчикам?», а далее играют в игру «Друг за другом», в которой на полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Дети выстраиваются друг за другом в одну цепь, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину «ручья» в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам «ручья». Следует отметить, что в подвижных играх ребята учатся действовать сообща, подчинять свои действия цели игры, помогать друг другу.

Период перехода ребенка от дошкольного детства к младшему школьному возрасту неповторим, ценен, благоприятен для усвоения моральных норм. Читая произведения художественной литературы, фантазируя, участвуя в играх, дошкольники и младшие школьники познают окружающий мир, взаимоотношения людей, а значит, их сердца наполняются добротой, смелостью, бескорыстием, товариществом. И взрослым нужно только научиться жить, говорить, действовать вместе с посланцами замечательной планеты «Детство»- детьми, разрабатывать и внедрять новые, эффективные формы и методы взаимодействия.

Литература:

1.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. 1987.

2.Бюлер К. Сказка и фантазия ребенка. М.,1925.

3.Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб, 1987.






See also:
Яндекс.Метрика