Храм олицетворяющий идею процветания Руси


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 г. ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКОГО»

Конспект урока окружающего мира в 4 классе

УМК «Перспективная начальная школа»

Храм, олицетворяющий идею процветания Руси

Учитель начальных классов первой

квалификационной категории

Ефимова Светлана Евгеньевна,

стаж работы 19 лет,

тел. 89157911201,

[email protected]

2012г.

Цель урока: расширить знания учащихся об истории создания Георгиевского собора в городе Юрьев — Польском.

Задачи урока:

Учить исследовательской работе;

Развивать речь, мышление детей,

Воспитывать любознательность, стремление познавать новое, воспитывать любовь к родному городу, к его историческим памятникам.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы, цели урока.

— Ребята, наш урок мы начнём со слов Д. С. Лихачёва : «… Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране».

— Как вы понимаете это высказывание?

— Занятие мы проведём в форме устного журнала, который мы назвали «Храм, олицетворяющий идею процветания Руси».

— Конечно, невозможно за один урок рассказать всё об этом памятнике, но мы выбрали те страницы истории, которые нам наиболее интересны.

III. Вступительное слово учителя.

— Послушайте стихотворение Н. С. Гумилёва:

Над широкой рекой,

Пояском – мостком перетянутой,

Городок стоит небольшой,

Летописцем не раз помянутый.

— О каком городе пишет поэт? ( О Юрьев-Польском)

— Верно, ребята. В 2012 году нашему городу исполнится 860 лет.

IV. Устный журнал.

1 страница. Основание Юрьев-Польского.

1-й учащийся:

— По велению Юрия Долгорукого начали строиться новые города-крепости. При слиянии рек Гзы и Колокши, среди плодородных земель Суздальского Ополья основался город-крепость Юрьев-Польской. Город был назван по имени его основателя-князя Юрия. Есть и соответствующая запись в Никоновской летописи от 1152 года. Город окружили земляным валом и построили там белокаменный Георгиевский собор. (Слайд №1).

Учащийся читает стихотворение:

Вал земляной, гремя костями,

Лежит, как пёс сторожевой.

Здесь землю русскую горстями

Хватал татарин молодой.

Здесь азиатов древних рать,

Взбираясь кручей к гребню вала,

Глазами, саблями сверкала.

2 страница. «…И будет твой храм, как яблоневый сад в цвету и как жемчужина.»

1-й учащийся:

— Долгие годы стоял собор, пока не пришёл туда княжить внук Юрия Долгорукого Святослав. Вот однажды позвал он к себе мастеров и задал такой вопрос: « Можете ли вы поставить в моём городе храм, который красою своей затмил бы всё, что строили мой отец и мои братья? Мастера ответили: «Можем». И добавили: « И будет твой храм как яблоневый сад в цвету и как жемчужина». Зодчие своё слово сдержали. Все камни, слагавшие стены собора, были резные. Высекали мастера на камнях богоматерь, Христа, святых, заморских зверей и птиц, головы женские и львиные, разные растения и деревья.

2-й учащийся:

— За их работами тщательно наблюдал монах, посланный епископом и хорошо знавший Библию и Евангелие, знавший как положено изображать каждый церковный праздник, каждое событие из церковной истории и какие звери или птицы какому святому сопутствуют. По четырём сторонам строящегося собора разложили камнесечцы на траве готовые резные камни. Потом каменщики начали выкладывать стены. Камни со святыми, стоявшими во весь рост, они ставили в один ряд, в том порядке, какой указывал монах. А выше между окнами и над окнами размещали мастера резные камни так, что получились большие и сложные композиции на сюжеты из библейской или евангельской истории.

3-й учащийся:

— А другие мастера прямо на готовых стенах высекали стебли, цветы и листья-лилии, ирисы, ландыши, маки, хмель, вьюнок и вовсе неведомые заморские растения. Поднимались растительные узоры из первого ряда камней; стебли переплетались , свивались вокруг святителей и чудищ со всех сторон. Оттого-то яблоневым садом и назвали зодчие свой храм. Он как бы олицетворял идею процветания Руси.

Учитель:

— Главный зодчий был из хитрецов хитрец. Получались камни – то как сказка, то как песня, то как былина богатырская, то как молитва.

Учащийся читает стихотворение:

А на горе, взмахнув крестом,

Стоит ли сединой покрытый,

Грозя дряхлеющим перстом,

Старик-собор, давно забытый?

Он слюдяным своим оконцем

На город Юрия глядит

И от лучей палящих солнца

Покои предков сторожит. ( Слайд№2).

V. Динамическая пауза.

Дети под музыку исполняют «Гимн Юрьев-Польского».

— Двести с лишним лет простоял собор. И только в летописи за 1471 год появилась запись: « Во граде Юрьеве в Полском бывала церковь камена святый Георгий… а резана на камени вси, и розвалилися вси до земли; повелением князя великаго, Василей Дмитреевь ту церкви собрал вся изнова и поставил как и прежде».

3 страница. Реконструкция собора.

1-й учащийся:

— Речь идёт о дьяке Ермолине Василии Дмитриевиче, который был искусным мастером. Сам великий князь Московский Иван III послал его в Юрьев-Польской.

— Трудная была эта работа. Ведь перед ним была груда развалин. Хотя и был он опытным строителем, но строгих церковных канонов не знал и понятия не имел, как размещать фигуры на композициях, посвящённых различным церковным праздникам, поэтому сказал каменщикам – пусть выкладывают стены как попало. Так на стенах восстановленного собора вместо строгого порядка « Премудрости Божьей» получилась невообразимая путаница – святой чередовался со свирепым драконом, к дракону прижималась половина ангела, рядом полулежал какой-то младенец, а сверху страшный грифон скалил зубы.

Учитель:

— И всё же надо благодарить Ермолина, что жемчужина дожила до нашего времени, хотя и в искажённом виде.

— В последовавшие за тем века Георгиевский собор не раз подвергался различным изменениям. (Слайды №3, №4).

4 страница. Что же сохранилось до наших дней?

— Высокий, длинноногий, большеглазый, с небольшими ушами и огромным, свисающим почти до ступней с когтистыми пальцами носом – таким представляли себе русские мастера слона. Слон этот единственный во всей Владимирщине.(Слайд №5). Среди резных камней собора есть один с изображением двух львов, отвернувших головы в разные стороны, точно они поссорились. Выстроились в ряд камни с изображениями святых во весь рост.(Слайд №6). Рядом с ними каменная голова в шапке с длинной, как клин, острой бородой – возможно, портрет самого князя Святослава.(Слайд№7). Сейчас эта маска внутри храма, где помимо других, «не пригодившихся» при реставрации камней, хранится ещё и «Святославов крест».(Слайд№8). Посмотрите, сколько страдания выражено на лике Христа и в его чуть изогнутом теле. Это святыня, которой с древности поклоняются верующие.

Учащийся читает стихотворение:

Столетья дремлют в древнем храме,

Полдневный сумрак пуст и строг.

Обременённые грехами,

Ступаем на гремучий камень,

На стёртый временем порог.

И. Снегова.

1-й учащийся:

— Святославов крест – не просто шедевр, выполненный русскими мастерами. Это святыня, которой с древности поклонялись верующие, не перестающая являть чудеса и в наши дни. В 1991 году, после того, как розы, поставленные у креста в вазу 6 мая, продолжали цвести в воде хрустальной чистоты и в августе, архиепископ Вологодский Максимилиан предложил вести учёт чудес, явленных Святославовым крестом.

2-й учащийся:

— Вот, например, как описывает свои ощущения юрьевская жительница, исцелившаяся от смертельной болезни: «Пятый раз я подхожу прикладываться к Святославову кресту и каждый раз испытываю волнение и трепет. Я молюсь и чувствую, как мне становится всё лучше и лучше. В своих молитвах я прошу прощения, здоровья и терпения мне и моим близким и верю, что всё это будет услышано Господом Богом. Здесь во мне происходит что-то непонятное, светлое, и хочется приходить к Святославову кресту каждый день».

5 страница. Собранные здесь камни «плачут».

— Эти слова мы взяли для названия нашей стенгазеты.

— Современного посетителя собора не может не задеть за живое, не тронуть до глубины души нечто другое. Собранные здесь камни «плачут». Они, как и стены храма, разрушаются, покрываются трещинами, тают. Недаром современные реставраторы бьют тревогу и называют Георгиевский собор «горящим» объектом.

-Хочется верить, что катастрофы удастся избежать, что «старик-собор» выйдет из многолетнего забвения и, «взмахнув крестом», ещё не одно столетие будет украшать юрьевский кремль и притягивать взоры изумлённых туристов.

VI. Повторение,закрепление материала. Кроссворд.

12п

о

11е

л

6з

р

ь

15п

1д

о

10м

м

с

р

о

2к

д

а

о

к

е

л

р

3к

4ю

ч

7ж

8с

с

л

о

14м

о

16р

г

е

о

р

5 г

и

е

в

9 с

к

и

й

13с

о

б

о

17р

о

п

л

и

з

е

м

я

в

а

н

л

л

р

с

е

р

о

о

й

а

ч

т

я

о

и

а

п

с

у

с

к

у

о

т

н

т

ж

и

т

к

т

ш

ж

с

ы

в

е

с

а

и

ь

а

и



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика