Хочу всё знать


Хочу всё знать

Авторская коррекционно-развивающая программа

ЭПИГРАФ: Все победы начинаются с побед над самим собой. Не теряй веры в себя! Твори, выдумывай, пробуй! Пояснительная записка.

Настоящая программа представляет систему коррекционных интеллектуально-развивающих занятий для младших школьников, рассчитана на 1 год.

В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. Программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы, которая является одной из важнейших направлений работы с детьми младшего школьного возраста. В тематическое планирование включены направления познавательной деятельности. Материал программы представляет собой калейдоскоп заданий из различных областей знаний: математики, литературы, окружающего мира и др. Разработанные коррекционно-развивающие занятия отражают структуру познавательных способностей: активный словарь, культурная осведомлённость и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение приёмов, необходимых для мыслительной деятельности. Развитие и коррекция познавательной сферы должна осуществляться в контексте как учебной, так и игровой деятельности. Программа состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. Представленный материал используется для развития познавательных процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения. Материал можно использовать как в групповой, так и в индивидуальной работе. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы и т.д., что привлекательно для младших школьников.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Развитие познавательных способностей на основе системы коррекционных, развивающих и игровых занятий через познавательную деятельность.

КОРРЕКЦИОННАЯ:

Коррекция умений и навыков мыслительной деятельности.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Обучающие:

1.Формировать навыки творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи.

2.Ориентировать на освоение способов получения знаний.

3.Формировать мотив самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний.

4.Прививать умение распределять свои силы и время.

5.Расширять кругозор.

6.Формировать учебную мотивацию.

Развивающие:

1.Развивать познавательные возможности детей.

2.Формировать способности искать и находить способы решения поставленных задач.

3.Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность.

4.Развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимание, зрительное восприятие, воображение.

Воспитательные:

1.Развивать познавательный интерес, уверенность в своих силах.

2.Развивать личностно-мотивационную сферу: снятие страха самовыражения.

3.Формировать усидчивость, сдержанность, умение добиваться поставленной цели.

4.Формировать коммуникативные навыки общения при совместной деятельности детей и рефлексию её результатов.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ:

На основе диагностических фактов, у младших школьников слабо развиты память, устойчивость внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. В развитии познавательных способностей важную роль играют воображение и интуиция, неосознанные компоненты умственной активности, а так же потребность в стремлении к выявлению и наиболее полному использованию своих возможностей, заложенных в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Это необходимо для нормального развития. Совершенствованию познавательной деятельности содействует природа, литература, математика, театр, изобразительное искусство, занятие любой творческой деятельностью. При самостоятельном решении детьми поисковых задач идёт развитие всех видов памяти, внимания, воображения, речи, расширяется словарный запас и т.д. Благодаря этому формируется умение самостоятельно действовать, принимать решения в сложных ситуациях. Это создаёт особый положительный эмоциональный настрой, интерес, желание научиться выполнять предложенные задания. Играя, дети всегда лучше запоминают материал.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

1.Игровая кладовая. Январь.

2.Занимательная математика. Февраль.

3.Театральное искусство. Март.

4.Сказочная игротека. Апрель.

5.Литературная гостиная. Июнь.

6.Экологический калейдоскоп. Июль.

7.Мир вокруг нас. Август.

8.Будь внимательным! Сентябрь.

9.Тренируй память! Ноябрь.

10.Видимое искусство. Декабрь.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.ИГРОВАЯ КЛАДОВАЯ.

«Её величество-Игра!»

Игра — вечный двигатель творчества, познавательных способностей, источник самопознания, «поле чудес». Игры бывают разные: интеллектуальные, логические, требующие знания художественной литературы, сказок, пословиц и др. Все они стимулируют познавательную творческую деятельность. Игра вызывает живой интерес к процессу познания. Игра помогает развитию внимания, памяти, мышления, быстроты реакции. В игре ребёнок познаёт мир, овладевает новыми умениями и навыками. Главное — дать детям почувствовать, что у них всё получится, и они всему могут научиться.

Занятия:

1.К.Р.З. «Кто много читает, тот много знает».

2.КВН «Внимание, смекалка, время».

3.Игра – соревнование «Перекрёсток».

4.Интеллектуальная игра «Сто к одному».

5.Конкурсная программа «Ребусы».

6.Загадки – близнецы.

7.Турнир знатоков «Пословицы недаром молвятся».

8.Весёлая викторина.

9.Игры – анаграммы.

10.Подвижные игры.

2.ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА.

«Математика ум в порядок приводит»

Занимательная математика включает множество интересных заданий: математические задачи, задачи – шутки, загадки, кроссворды, фокусы и др. Активируется мыслительная деятельность, оживляются, закрепляются и углубляются знания. Занимательная математика способствует развитию интереса и любви к предмету математика, вносит элементы отдыха, создаёт у детей радостное настроение. Участвуя в занятиях, дети развивают свои творческие способности, фантазию, память, мышление, воображение. Занимательная математика способствует обогащению новыми знаниями и расширяет кругозор. Все занятия несут ту или иную форму игры. Лишь через игру можно привить интерес и любовь к сложному предмету – математика. Чем больше человек решает творческих задач, тем совершеннее становится его мозг.

ЗАНЯТИЯ:

К.Р.З. «В стране Математика».

Задачи – шутки «Зарядка для ума».

Математические фокусы «Включи смекалку».

Игры со спичками «Чудо спички».

Ребусы «Считай, смекай, отгадывай».

Развивающее занятие «Великая страна – Головоломка».

Творческая мастерская «Замечательные кривые».

КВН «Математика – царица наук».

Брей – ринг «Мозговой шторм».

Игра «Счастливый случай»: «Любители загадок».

3. ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

«Театр – это праздник».

Театральная деятельность синтезирует в себе многие виды искусства, наиболее точно отвечает задачам всестороннего развития личности. Она помогает закреплять жизненные впечатления, создаёт благоприятную почву для творчества, развитию познавательных способностей. Театр – это место для зрелищ, это род искусства с сценическими действиями. Театральная деятельность развивает индивидуальные творческие способности, артистизм, фантазию, воображение.

ЗАНЯТИЯ

1.К.Р.З. «Театр начинается с вешалки».

2.Рассказ – викторина «Театр Ю. Куклачёва».

3.Театр сказок «Старые сказки на новый лад».

4.Ролевые игры «И в шутку и в серьёз».

5.Конкурсная программа «Не пойти ли мне в артисты».

5.Сказкотерапия «Совсем новые сказки».

6.Театр – экспромт «Ночь», «Котёнок», «Колобок».

7.Творческая мастерская «Мы – артисты».

9.Театральные кроссворды «Эрудиты».

10.Игра – соревнование «Ассорти талантов».

4. СКАЗОЧНАЯ ИГРОТЕКА.

«Добрую сказку в душе сбереги, с добрых героев пример ты бери».

Нет лучшего способа превратить познавательный процесс в увлекательную игру, чем сказка. Сказки любят дети любого возраста. Значение сказки в воспитании детского коллектива неоценимо. Она способствует развитию детского воображения, фантазии, приобщает ребёнка к творчеству. Большие развивающие возможности сказки в формировании комфортного психологического климата. В сказке мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса. Разнообразные конкурсы, затеи, игры, викторины на сказочную тематику направлены на интересные познавательные встречи со сказками.

Занятия:

К.Р.З. «В гостях у Андерсена».

Конкурсная программа «Фестиваль сказочных героев».

Игры – головоломки «Самые сказочные».

Сказочная эстафета «Путешествие в сказку».

Игра – викторина « В гостях у сказки».

КВН «Сказки водят хоровод».

Шоу – программа «Сказочный денёк».

Конкурс знатоков «В мире сказок».

Развивающее занятие «Игротека».

Сказочное лото.

5. ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ.

«Чтение – вот лучшее умение».

Данная тема ориентирована на формирование литературно – художественных умений, развитие творческих способностей и познавательного интереса. Среди различных видов искусства неоценима по своему влиянию на развитие личности художественная литература.

Занятия:

1.К.Р.З. «Книга – спутник человека».

2.Игры – скороговорки «Состязание говорунов».

3.Словесные головоломки «Бросаемся словами».

4.Интеллектуально – познавательные игры «Знай и умей».

5.Литературное лото «Включи память».

6.Игры – афоризмы «Сказал, так сказал».

7.Фразеологическая разминка «Заруби на носу».

8.Конкурс знатоков русского языка «Самый умный».

9.Турнир эрудитов «Пословицы и поговорки».

10.Конкурсная программа «Хочу всё знать».

6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП.

«Все мы — дети природы».

В данную тему включены загадки, игры, конкурсы, занимательная информация на экологическую тему. Дети узнают больше о животном и растительном мире родного края, научаться любить и беречь природу. Занятия помогут интересно и познавательно провести время, запомнить объём информации, выразить свои мысли. На занятиях формируется экологическое мышление, экологическая культура, развиваются познавательные способности.

Занятия:

К.Р.З. «Экологическая тропа».

Конкурс знатоков «Всё обо всём».

Игра – викторина «На земле, под водой, в небе».

Познавательная игра «Овощной парад».

Игра – путешествие «Правила поведения в лесу».

КВН «Знай и люби природу».

Загадки флоры и фауны «Выбери правильный ответ».

Игра – соревнование «Мир животных».

Занимательные кроссворды.

Игра «Что? Где? Когда?» «Сюрпризы лесной полянки».

7. МИР ВОКРУГ НАС.

«Всё познаётся в познании».

Накапливая опыт общения с окружающим миром, ребёнок развивается как личность: духовно, нравственно, интеллектуально. Формируются и обогащаются представления об окружающем мире. Занятия этой темы программы позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, в обществе. Развиваются основные процессы мышления, творческое воображение, познавательные способности.

Занятия:

К.Р.З. « Россия – Родина моя».

Устный журнал «Школа всезнаек».

Развивающая игра «Умники и умницы».

Игра – соревнование «Звёздный час».

Викторина «Удивительное – рядом».

Конкурс эрудитов «Соображалки».

Познавательная игра «Что? Где? Когда?»

Интеллектуальная игра «Обо всём на свете».

Познавательное лото «Окружающий мир».

Конкурсная игра «В мире загадок».

8. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ !

«Мой помощник – внимание!»

Силу уму придают упражнения. Они помогут детям обратить внимание на ресурсы их интеллекта, побудить стремление к самопознанию, саморазвитию. Упражнения на развитие внимания, наблюдательности вызывают большой интерес у детей младшего школьного возраста, дают возможность проявить себя. Дети приходят к осознанию необходимости развивать своё внимание.

Занятия:

К.Р.З. «Мой помощник – внимание».

Интеллектуальная игра «Головоломки».

Развивающая игра «Прочитай скороговорку».

Игра – соревнование «Будь внимательным!».

Игра на внимание «Найди лишнее слово».

Игры – анаграммы «Замок – мазок».

Развивающая игра «Угадай по описанию».

Познавательные игры «Собери слово», «Найди пару».

Развивающая игра «Найди различия и сходства».

Конкурсная программа «Шифровальщики».

9. ТРЕНИРУЙ ПАМЯТЬ!

«Память – кладовая знаний». Суворов.

Память – это важное свойство человека. Благодаря памяти человек запоминает различные события, предметы. Предлагаемый материал темы поможет привлечь внимание детей к процессам развития памяти. Поможет познакомить с её особенностями, видами, побудит к процессу самообразования. Упражнения на развитие памяти даны в игровой форме. Важно дать детям почувствовать уверенность в себе, показать возможность реального интеллектуального роста. Память – это способность накапливать, хранить и использовать информацию. Память надо тренировать, овладевать различными приемами запоминания.

Занятия:

К.Р.З. «Память – кладовая знаний».

Тестирование «Какая у меня память?»

Развивающее занятие «Правила запоминания».

Игровая программа «Развивай свою память».

Игра – путешествие «Прогулка по реке творчества».

Конкурс знатоков «Нарисуй, вспомни, повтори».

Игра – соревнование «Пары слов, тройки слов».

Игра – аукцион «Растительный мир».

Познавательные игры на развитие памяти.

Игры – сооброжалки.

10. ВИДИМОЕ ИСКУССТВО.

«Изобразительное искусство – это «кисточка мира»».

Изобразительное искусство открывает людям глаза на мир. Это одно из древних искусств. Оно накопило множество творений художников всех времён. Они изображают мир таким, каким его видит один – единственный человек. Изобразить можно видимый мир предметов, людей, животных. А ещё и невидимый мир чувств: радость и горе, правду и ложь, добро и зло. Это большое поле для развития наблюдательности, воображения, фантазии, творческих способностей, для воспитания чувства прекрасного. Изобразительное искусство позволяет решать как познавательные, так и воспитательные задачи. Дети должны испытать радость от своей работы, от приобретения веры в себя, которая остаётся в памяти надолго.

Занятия:

К.Р.З. «Видимое искусство».

Конкурс художников «Друдлы».

Изотерапия «Линейка – художница».

Развивающее занятие «Танграм в загадках».

Изо – загадки «Отгадай загадку, изобрази отгадку».

Игра – соревнование «Игры на бумаге в клетку».

Выставка рисунков «Мир глазами детей».

Практикум «Замечательные кривые».

Творческая мастерская «Математическое вышивание».

Конкурсная программа «Юный художник».

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

«Никогда не поздно поумнеть».

Увеличивается объём кратковременной вербальной памяти.

Совершенствуется фонетический слух, воображение.

Развивается произвольное и непроизвольное внимание, его продуктивность и устойчивость.

Развивается мышление, пространственное представление.

Формируется стремление добиваться поставленной цели, доводить начатое дело до конца.

Наблюдается рост творческих способностей.

Появляется познавательный интерес.

Повышается уверенность в себе.

Расширяется кругозор.

Формируется учебная мотивация.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ.

Мищенкова Л. В. Развивающие занятия. Речь, мышление, память, внимание. – Ярославль, Академия развития, Владимир: ВКТ, 2009г.

Мищенкова Л.В. 150 лучших развивающих игр для детей 7 – 10 лет. – Ярославль, Академия развития, 2009г.

Коган М.С. Сказочная игротека. 6 – 12 лет – Новосибирск, Сиб. унив. Изд – во,2009г.

Коган М.С. Игровая кладовая. – Новосибирск, Сиб.унив.Изд –во,2008.

Короткова Е.А. Рисование, аппликация, конструирование. – Ярославль, Академия развития, 2010г.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика