Хлеб всему голова


Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Тема: «Как хлеб на стол пришел? Речь устная и письменная».

Ход урока:

Организационно-мотивационный этап.

— Все подготовились к уроку. Здравствуйте!

— Отметим отсутствующих на уроке.

— Ребята, для того, чтобы наш урок прошел дружно, весело, с пользой, давайте подарим друг другу свое тепло и пронесем его вместе с хорошим настроением до конца урока.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Как хлеб на стол пришел? Речь устная и письменная». Цель урока: Показать этапы изготовления хлеба, его значимость. Познакомиться с понятиями «речь», «речь письменная и устная».

Проверка домашнего задания.

Испекла бабуля хлебу

Дед остался без обеда

В лес мальчишка убежал

На носок лисе попал. (Колобок)

Вам на дом было заданно прочитать сказку «Колобок». (Работа с картинками).

Хорошенько рассмотрите картинки и расскажите сказку колобок?

Почему лисице удалось обмануть колобка?

Лиса обманула колобка —

Чему учит русская народная сказка колобок?

Кто автор сказки колобок?

Подготовка к работе на основном этапе.

Отгадайте загадки.

«Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый». (Хлеб)

Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Колос)

А вот еще одна загадка:

У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рожденья седая мать по имени (Мука)

Открытие новых знаний.

Изучение нового материала. Сегодня мы поговорим о хлебе. (Подвести детей к теме 2 части урока).

— Правильно, ребята. Сегодняшний урок мы с вами посвятим хлебу. Мы поговорим о том, как хлеб к нам на стол пришел, что он значит для каждого человека, и как нужно хлеб беречь.

— Хлеб всегда был важным продуктом. В старину говорили: «Есть хлеб – будет и песня». Что обозначает эта пословица?( «Будет хлеб — будет и песня!» Известно, что хлеб был раньше и, пожалуй, остается по сей день важнейшим продуктом. На Руси по урожаю ржи и пшеницы судили о том, насколько благоприятным будет год, не придется ли жить впроголодь. Потому что из ржи и пшеницы будет мука, а из муки хлеб. Можно жить без многих продуктов, но хлеб в доме должен быть в первую очередь. Потому и поговорка такая, будет хлеб, остальное приложится.)

И сегодня хлеб остается самым главным продуктом для каждого человека.

— Откройте стр. 7, посмотрите на иллюстрации.

Что изображено на первой картинке? (Комбайн, грузовик)

Кто управляет комбайном? Кто управляет грузовиком? (Комбайнер, шофер) Что они делают в поле? ( Убирают урожай пшеницы)

Куда грузовик отвозит зерно? ( На мукомольный завод, мельницу)

Что на мельнице получают от зерна? ( Муку)

Куда отвозят муку? ( На хлебозавод)

Какие хлебные изделия выпекают на хлебозаводе? ( Хлеб, булки, батоны, баранки, булочки)

Что испекли на данном заводе? Какие они? (Батоны. Белые, мягкие с хрустящие корочкой)

Куда едет машина, что везет? (В продуктовый магазин, машина везёт хлеб)

Что делает Миша в магазине? Что он делает дома за столом?

Рассмотрите схемы в верхнем левом углу страницы 7 учебника.

Что изображено? Покажите на модели предложения крышу, стену, пол, замочек. (Это графические модели устного высказывания и предложения.)

Составьте заголовки к каждой иллюстрации? 1.Уборка урожая. 2. На хлебозаводе испекли батоны. 3.Машина везет хлебные изделия в магазин. 4.Миша купил хлеб. 5.Миша ест хлеб с супом.

— Люди, каких профессий должны потрудиться, чтобы мы каждый день мы с вами ели свежий, вкусный, ароматный хлеб?( (Полевод, комбайнёр, машинист, водитель, рабочий-мукомол, пекарь, продавец, тракторист, продавец, учитель, хлебороб, слесарь, врач, пекарь, мельник)

— А вы знаете, как приходит хлеб в каждый дом, на каждый стол? (Рассказы детей о том, как хлеб пришел на стол).

Поле пашем, бороним.

Хлеб сеем, ухаживаем.

Хлеб убираем, сохраняя каждый колосок, каждое зернышко.

Где хранится урожай.

Из зерна хлеб получаем.

— Вот видите, какой длинный и долгий путь надо проделать, чтобы получить хлеб. Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

— А из какой муки пекут белые булки, батоны, пирожные, торты? (Пшеничной)

— А самый вкусный и полезный хлеб пекут из ржаной муки. (Рожь)

-И сегодня, и сто, и тысячу лет назад хлеб всегда был главным и в крестьянской избе, и в царских палатах.

— Прошло очень много лет, прежде чем хлеб стал похож на современный. Мы встречаемся с хлебом каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный стол.

— Еще древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она является прародительницей хлеба.

— Сколько пословиц и поговорок сложено русским народом о хлебе.

— Какие вы знаете? Пословицы: «Будет хлеб — будет и обед», Хлеб в пути не тягость, Хлеб везде хорош – и у нас и за морем, Хлеб да вода – богатырская еда, Хлеб да живот и без денег живет.

ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА.

ХУД ОБЕД, КОЛИ ХЛЕБА НЕТ.

КАРАВАЙ ХЛЕБА НЕ СВАЛИТСЯ С НЕБА.

— Для России хлеб – главное достояние. Мы любим свою родную землю и не мыслим свою жизнь без душистого ломтика хлеба. Хлеб для нас – символ величия труда потому, что добывается в поте лица.

5. Знакомство с понятиями «Устная и письменная речь».

У. Молодцы! А теперь подумайте и скажите, что мы сейчас с вами делали?

Д. Мы говорили, отвечали на вопросы, составляли рассказ.

У. Чтобы отвечать на вопросы, составлять предложения и рассказы, человек должен владеть речью. В связи с этим скажите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке, или какова тема сегодняшнего урока?

Д. Тема сегодняшнего урока – «Речь».

Сформулировать ЦЕЛЬ.

Д. Цель нашего урока – узнать, что такое речь; познакомиться с видами речи; ответить на вопрос: для чего нужна речь?

У. Учитывая, что мы с вами сегодня уже пользовались речью, скажите, что это такое?

Д. Речь – это то, что мы говорим. ( Выслушиваем мнения детей).

У. Я уточняю ваши высказывания. Речь – это способность говорить.

— Как вы думаете, как же возникла речь? ( Мнения детей).

— Первобытные люди и в самом деле совсем не умели говорить, но потребность в общении была столь велика, что им приходилось язык придумывать. Да, да, именно придумывать, потому что его не было совсем.

— Никто точно этого не знает, но многие считают, что речь могла возникнуть, когда люди стали делать каменные орудия, примерно 25 тысяч лет назад. Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь.

Д. Мы слушали и говорили.

У. Когда мы слушаем и говорим, то пользуемся устной речью. Слово устная происходит от слова уста. Так раньше называли рот, губы, которые принимают непосредственное участие в говорении. С каким видом речи мы познакомились?

Д. Мы познакомились с устной речью.

— Вспомним 3 пословицы о хлебе. После каждого высказывания появляется модель (прямоугольник).

Высказывания мы слышим, пользуемся ими в устной речи, при разговоре. Каждая наша мысль – это высказывание. И её принято обозначать такой моделью: (прямоугольник).

Язык был созданием человека, множества людей. Но вот беда, слово исчезала в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знание, тем труднее было удерживать их в памяти. непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию.

— Как вы думаете, какой выход нашли наши предки?

Рисуночное письмо было первым шагом к современной письменности. с помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом.

-Наконец, человек придумал знаки. Ими он пользуется и сейчас.

У. То, что произносится устно, можно теперь записать в тетради, в журнале, на классной доске, напечатать в газете, книге и потом прочитать. Мысль, записанную буквами, называют предложением и также обозначают моделью. Вот такой моделью обозначают любое записанное предложение.

Д. Это речь письменная.

У. Назовите признаки письменной речи.

Д. Письменная речь может быть написана и прочитана.

6. Итог урока.

— Что повторили, уточнили?

— Скажите, что вы узнали сегодня на уроке?

Д. Мы узнали, что такое речь. Это способность говорить. Речь бывает устная и письменная. Устную речь мы говорим и слышим. Письменную – пишем и читаем. Речь нужна для получения знаний, информации о жизни людей и о том, что их окружает.

У. Отгадайте загадку и скажите, о какой речи напоминают эти загадки?

Поле белое, овцы черные.

Д. Бумага и буквы. Это письменная речь.

У. Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

Д. Мел. Это письменная речь.

У. Без языка живет.

Не ест и не пьет,

А говорит и поет…

Д. Радио. Это устная речь.

Л. Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

Д. Газета. Это письменная речь.

Рефлексия:

Сегодня на уроке я познакомился (ась)……..

Мне понравилось……….

Я могу похвалить себя за…………

— Ребята, на нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. И мне очень бы хотелось, чтобы вы его использовали только для блага окружающих. Старайтесь быть интересными собеседниками, слушателями, активными читателями.






See also:
Яндекс.Метрика