Юный исследователь


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31»

Юный исследователь

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление развития личности)

для учащихся 1 – 4 классов (7 – 11 лет) срок реализации 2011 – 2015 год

Автор – составитель:

Лидовской Светланой Андреевной

учитель начальных классов

Кемерово

2012 г

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………………………3

2. Тематический план ………………………………………………………………………10

3. Основное содержание программы ………………………………………………..16

3.1. Первый класс …………………………………………………………………..16

3.2. Второй класс ……………………………………………………………………18

3.3. Третий класс ……………………………………………………………………19

3.4. Четвертый класс ………………………………………………………………20

4. Список литературы ……………………………………………………………………..22

5. Приложение: ……………………………………………………………………………….23

5.1. Рекомендации по оснащению программы «Юный исследователь» ……………………………………………………………………………….24

5.2. Последовательность формирования исследовательских умений учащихся…………………………………………………………………………………………27

5.3. Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников………………………………………………………………………………………32

Пояснительная записка

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Здоровый ребёнок рождается исследователем окружающего мира. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о непонятном для себя явлении – это важнейшие проявления детского, нормального, естественного поведения – исследовательская активность. Именно это стремление к познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения.

Актуальность разработки программы определена переходом системы образования к Стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении. А для учащихся начальной школы определена программа формирования метапредметных умений. Возникает необходимость формирования исследовательского поведения учащихся. Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, — одна из основных практических задач современного образования. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с исследовательской направленностью для младших школьников.

Обучение исследовательским умениям по данной программе проходит через исследование роста и развития растений. В основу данной программы легло методическое пособие А.И. Савенкова «Методика исследовательского развития младших школьников», адресованное учителям и школьным психологам, в котором предложены методические пояснения, ориентированные на решение практических задач исследовательского обучения в образовательной практике современной начальной школы; описаны доступные методические приемы и эффективные формы организации исследовательского обучения младших школьников.

Роль педагога в исследовательском обучении учащихся велика. Учителю необходимо вовремя заметить огонёк в глазах учеников при изучении определённого материала и поддержать, организовать исследование в нужном направлении и обучить приёмам исследовательской деятельности.

Цель программы:

Обеспечение личностного развития обучающегося в соответствии с его индивидуальностью, развитие мотивов к познанию, исследовательских способностей и умений.

Задачи:

1.Обучающие:

— активизировать и актуализировать знания и умения, полученные школьниками при изучении определённых тем по предметам;

— познакомить с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы;

— формирование умений интегрировать знания из различных областей наук.

2. Развивающие:

— развивать умения размышлять, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал;

— развивать творческие способности;

— формировать умение использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования, публично представлять результаты исследования.

3. Воспитательные:

— сформировать коммуникативные умения детей, умение работать в парах, группах;

— воспитать навыки взаимопомощи, поддержки;

— научить создавать такой продукт, который будет интересен и востребован другими.

Содержание программы внеурочной деятельности «Юный исследователь» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс).

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:

русский язык;

литературное чтение;

окружающий мир;

технология;

изобразительное искусство.

Место проведения занятий – учебные кабинеты, живой уголок учреждений дополнительного образования, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки, предприятия города, лаборатории кабинетов химии, физики, биологии.

Содержание программы «Юный исследователь» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.

Ядро программы – обучение исследовательским умениям через исследования роста и развития растений. В течение 4 лет обучения осуществляется учёт индивидуальных особенностей учащихся через подбор индивидуальных заданий разного уровня сложностей, направленных на развитие метапредметных умений (оформлять результаты, описывать, характеризовать объекты, формулировать проблемы, ставить цели, планировать задачи, выдвигать гипотезы, классифицировать и систематизировать факты, явления, объекты, обобщать полученные знания, делать выводы). В программе отражены учебные модули, основные сферы применения полученных знаний, связь с другими дисциплинами, использования ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) в процессе обучения, подготовке и защите проектов.

Построение материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные учебные модули, представляющие собой самостоятельные звенья одной цепи.

Программа кружка «Юный исследователь» рассчитана на 4 года занятий, объемом в 135 часов, 1 час в неделю.

Класс

Кол-во часов

Теоретические

Практические

1 класс

33 часа

17 часов

16 часов

2 класс

34часа

25 часов

9 часов

3 класс

34часа

22 часа

12 часов

4 класс

34часа

23 часа

11 часов

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Планируемые результаты:

1. Ученики должны осознать роль исследований в познании окружающего мира и научиться добывать самостоятельно достоверную информацию об интересующем объекте из разных источников.

2. У учащихся должен быть преодолён барьер боязни проведения самостоятельных творческих изысканий в любых сферах деятельности и, прежде всего, в сфере учебных дисциплин. Должно появиться стремление использовать исследовательские методы в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с окружающим миром. Выпускник начальной школы — сформированный юный исследователь.

Личностные результаты:

— самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на активный образ жизни;

— экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

— гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину;

— уважительное отношение к иному мнению,культуре других народов;

— эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

— предвосхищать результат;

адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

— стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— ставить вопросы, обращаться за помощью;

— формулировать свои затруднения;

— предлагать помощь и сотрудничество;

— определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

— договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

Познавательные универсальные учебные действия:

— ставить и формулировать проблемы;

— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

— узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

— запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

— установление причинно-следственных связей;

Учащиеся должны знать:

— растения — это живые организмы, требующие к себе заботливого отношения людей;

— растения развиваются в соответствии с условиями, в которых находятся в данное время;

— растения могут размножаться разными способами;

-растения можно использовать при создании разных композиций для улучшения интерьера жилища;

— правила юного исследователя;

— понятия исследователя;

— знать структуру создания учебно-исследовательской работы, проекта

Учащиеся должны уметь:

— выполнять действия по организации исследовательской работы над растениями;

— ухаживать за комнатными растениями;

— задавать вопросы, искать ответы;

— видеть проблему по определенной теме;

— формулировать цель; планировать задачи;

— выдвигать гипотезы и проверять их;

— проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы;

— осуществлять сбор информации из разных источников: справочники, энциклопедии, Интернет, поиск единомышленников;

— применять теоретические знания в практической деятельности при общении с живыми организмами;

— оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

— защищать свои исследования перед сверстниками.

Критерии и нормы их оценки:

Критерии:

1. Способность оперировать понятиями: тема, проблема, цель, задачи, гипотеза, наблюдение, опыт, вывод, способ, метод

2. Способность понимания причинно-следственных связей в природе: явление, событие, сходство и различие, общность, совместимость и несовместимость

3. Сформированность исследовательских умений, проявленных в ходе учебной деятельности: видеть проблемы разных социально-педагогических ситуаций, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, осуществлять наблюдения, опыты, сбор информации, высказывать суждения, делать выводы

4. Способность создавать проект на интересующую тему с помощью исследований и аргументации (защиты) своих идей

Оценка сформированности компетенций

Ф. И. ученика

Понятия

Причинно-следственные связи

Исследова-тельские умения

Создание проекта

Примечание

1

2

3

Оценка сформированности компетенций определяется по 3-х бальной системе:

3- умение полностью сформировано (высокий уровень)

2- умение сформировано частично (средний уровень)

1- умение сформировано частично (ниже среднего уровня)

0- умение не сформировано

Требования к оценке видов деятельностей (компетенций)

3 – ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему и формулирует её, ставит цель и планирует свою деятельность по её решению, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, аргументируя причинно-следственными связями, создаёт и защищает проект.

2- ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему, но затрудняется в её формулировке, ставит цель, но в планировании задач ограничивается минимумом, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, но не может самостоятельно создавать проект и защищать с помощью аргументов.

1- ученик знает понятия по структуре проекта, но затрудняется в выборе темы, формулировке проблемы, цели, планировании задач, выдвижению гипотез, но проявляет интерес к исследованию, проведению опытов, делает соответствующие выводы, но без помощи проект не составит и не защитит.

0- ученик не понимает смысла в исследовании и не интересуется данным видом деятельности.

Тематический план

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Часы

Часы теории

практики

1

1 класс

Практическое занятие «Из чего состоит почва?»

1

1

2

Практическое занятие «Песок и глина»

1

1

3

Практическое занятие «Живой кусочек»

1

1

4

Практическое занятие «Как растение пьёт?»

1

1

5

Практическое занятие «Что увидим через воду?» «Наливаем — выливаем»

1

1

6

Практическое занятие «Очистим воду»

1

1

7

Практическое занятие «Превращение веществ», «Цветные льдинки»

1

1

8

Практическое занятие «Дыхание растений»

1

1



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика