юный эколог


«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________Иванова М.С.

Протокол № ____

от «_31_» __августа __2011г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «Назиевская СОШ »

____________Калинина В.П.

«_31 »__августа_ 2011 г.

«Утверждено»

Директор МОУ «Назиевская СОШ »

_________Зуева Л.Д.

Приказ №__от

«_31_»_августа_2011г.

Дополнительная образовательная программа

«Юный эколог»

учителя начальных классов, высшей квалификационной категории

Кривобоковой Галины Петровны

Программа рассчитана на

4 года обучения

Возраст учащихся 7-11 лет (1-4 классы)

2011-2015 учебный год

Пояснительная записка.

Программа «Юный эколог» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.

Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие учебные пособия: 1.)Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие.. Издательство: ИЦ «Наука» 2011.57 с.

2.) Морозова Е.Е., Пономарева О.Н., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образовательный проект «Школа добрых дел». Учебное пособие для учащихся начальной школы.. Издательство: Научная книга. 2011. 36 с.

3.) Морозова Е.Е., Исаева О.А., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образовательный проект «Мой зелёный друг». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Издательство: ИЦ «Наука» 2011. 48 с.

4.) Морозова Е.Е., Буланая М.В., Исаева О.А., Тимофеева А.Г. «Экологический дневник школьника». Учебно-методическое пособие. Издательство: Научная книга. 2011.36 с.

Целью непрерывного школьного экологического образования и воспитания определяется формирование у учащихся экологической культуры, базирующейся на научном знании, экологическом мировоззрении, личной и коллективной ответственности за судьбу планеты.

Учитывая специфику экологического образовательного и воспитательного (учебно-воспитательного) процесса в начальной школе как влияния, прежде всего, на духовную сферу личности, ценностно-деятельный компонент её структуры, в качестве интегративного критерия экологической воспитанности младшего школьника выступает нравственно-экологическая позиция, представляющая собой совокупность экологически значимых ценностно-нормативных установок, эмоциональных, поведенческих реакций и характера взаимодействия ребёнка с окружающем миром.

В течение нескольких десятилетий в сфере экологического образования младших школьников на первый план выдвигалось формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления в рамках неформатированного образования учащихся.

В дальнейшем экологическое образование определялось многими исследователями как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование не только системы знаний и умений, ценностных ориентаций, но и формирование нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социо-природной среды.

В настоящее время главной ценностью экологического образования как составной части естественнонаучного становится развитие личности через приобщение к мировой экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья.

В этих условиях возникает проблема выбора той или иной стратегии совершенствования эколого-образовательной деятельности. В этой ситуации, как никогда, нужны в образовательной практике не только адаптированные к школьной практике экологические технологии и методики, но и требуется создание новых, более адекватных, соответствующих реальному состоянию экологических проблем.

В развивающейся системе непрерывного экологического образования всё более весомую роль стала играть начальная школа. Это связано, прежде всего, с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом. Кроме того, организм ребёнка младшего школьного возраста представляет собой наиболее благоприятную почву для становления и развития у него основ экологической культуры, чему способствуют природные предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь, природного, а так же активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения.

Отправной точкой в этом процессе должна явиться цель экологического образования применительно к данной возрастной категории детей. Конкретизацию общей цели на начальном этапе обучения можно выразить следующими целевыми установками:

— воспитание у детей ценностных ориентаций в их отношениях с окружающей средой;

— становление и развитие у детей целостного мировосприятия;

— активное присвоение детьми нравственных норм, запретов и предписаний в отношениях между природой и обществом;

— формирование у детей начального опыта защиты природной среды и культуры здорового образа жизни.

В реализации этих целевых установок первостепенную роль играет экологизированное содержание учебного и дополнительного (внеклассного) образования.

Программа «Юный эколог» разработана на 4 года обучения. Внеурочные занятия проводятся по 1 часу в неделю и разделены на 4 блока.

Планируемые результаты

Планируется достижение трех уровней результатов:

В 1 классе планируется достижение первого уровня результатов – приобретение школьником социальных знаний об экологии, о принятых в обществе нормах отношения к природе; овладение способами самопознания, рефлексии.

Во 2-3 классе планируется достижение второго уровня результатовразвитие ценностных ориентаций, формирование нравственно – этических и эстетических отношений.

В 4 классе планируется достижение третьего уровня результатов – приобретение опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления по проблемным вопросам, опыт природосберегающей и природоохранной деятельности, опыт охраны памятников природы.

1 класс – Блок «Растём вместе». (32 часа)

Тема занятий

Вид занятий

1

Что нас окружает. Природа живая и неживая.

Ввод.беседа

2

Знакомство с экологической АЗБУКОЙ. 1 ч.

Ролев. игра

3

Знакомство с экологической АЗБУКОЙ. 2 ч.

Ролев. игра

4

Путешествие в Экоград.

Наблюдение.

5

Как сделать Экоград лучше?

Эврис. беседа

6

Знакомство с объектами живой и неживой природы.

Наблюдение

7

Знакомство с объектами живой и неживой природы.

Наблюдение

8

Знакомство с объектами живой и неживой природы.

Исследование

9

Формируем представление о значении объектов живой и неживой природы.

Практич. зан.

10

Игра – спектакль «Кто самый важный?».

Команд.игра

11

В природе всё взаимосвязано.

Ролев. игра

12

Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Беседа с доктором Айболитом.

Эврис. бесед.

13

Опыт «Растём вместе».

Практич. зан.

14

Работа в уголке природы.

Практич. раб

15

Общение с «Зелёным другом».

Практич. раб.

16

Запоминаем правила ухода за комнатными растениями. Общение с Дюймовочкой.

Эврис. беседа

17

Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Беседа с котом Матроскиным.

Наблюдение

18

Игра – сказка «Фрукты – овощи».

Ролевая игра

19

Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. В гостях у Старичка Лесовичка.

Команд.игра.

20

Сказка Леса.

Ролевая игра.

21

Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. В гостях у жителей Цветочного города.

Практич. раб.

22

Защитите растения!

Обуч. презент.

23

Игра «Картина мира».

Команд.игра

24

Диагностика осознанности ребёнком отношения к людям (сказочным героям), положительно или равнодушно относящимся к растениям.

тест

25

Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Экскурсия.

Наблюдение

26

Пишем письмо Зелёному Другу.

Практич. раб.

27

Работа в уголке природы.

Практич. раб.

28

Опыт «Растём вместе».

Практич. зан.

29

Экосказка «Теремок»

Ролевая игра

30

Экологическая безопасность дома и во дворе.

Беседа

31

Работа в уголке природы.

Практич. раб.

32

Работа в уголке природы.

Практич. раб.

2 класс – Блок «Школа Добрых Дел». (34 часа)

Тема занятий

Вид занятий

1

Что такое школа?

Вводное тестирование

2

Известные люди пишут о школе.

Знакомство с произведен.

3

Я в школе и школа во мне.

проект

4

Правила поведения в школе.

Ролевая игра

5

Игра «Бывает, не бывает».

Ролевая игра

6

Игра – драматизация «Сказка о пропавшей школе».

Ролевая игра

7

Когда появились первые школы?

Эврис.беседа

8

Какие дела можно назвать добрыми?

Эврис.беседа

9

«Школа будущего – будущее школы».

Инд.проект

10

Наш школьный участок.

наблюдение

11

Экологическое состояние пришкольного участка.

наблюдение

12

Виртуальный проект «Школа будущего».

Груп. поект

13

Виртуальный проект «Школа будущего».

Груп. поект

14

Виртуальный проект «Школа будущего».

Груп. поект

15

Что такое экологические проекты?

беседа

16

Выбираем работу в эколого-образовательных мини-проектах.

беседа

17

Проект «Вода для каждого важна».

исследование

18

Проект «Покормите птиц».

акция

19

Проект «Экологическая почта».

Ролевая игра

20

Проект «Помощь бездомным животным».

акция

21

Проект «Вредные и полезные привычки».

Уч.презентация

22

Проект «Растения – индикаторы чистоты воздуха».

исследование

23

Проект «Растения ближайшего окружения».

наблюдение

24

Проект «Пёстрый мир Зелёной планеты».

Инд.проект

25

Проект «Красная книга Ленинградской области – сигнал опасности».

беседа

26

Проект «Наши друзья – домашние животные».

презентация

27

Проект «Планета цветов».

Ролевая игра

28

Что полезного я сделал?

беседа

29

Обобщающее тестирование.

тест

30

Экскурсия на природу.

экскурсия

31

Работа на пришкольном участке.

практика

32

Работа на пришкольном участке.

практика

33

Работа на пришкольном участке

практика

34

Работа на пришкольном участке

практика

3 класс – Блок «Мой Зелёный Друг». (34 часа)

Тема занятий

Вид занятий

1

«Растения – живые организмы».

Ввод.беседа

2

«Роль растений в природе и жизни людей».

Ролев. игра

3

«Моё отношение к растениям».

Тест

4

«Из чего что сделано?»

Практич. зан.

5

«Комнатные растения, откуда они?»

Эврис. беседа

6

«Наблюдаем за комнатными растениями».

Наблюдение

7

«Наблюдаем за комнатными растениями».

Наблюдение

8

«Научная конференция».

Исследование

9

«Опыты с комнатными растениями».

Практич. зан.

10

«Благоприятные и неблагоприятные условия для жизни растений».

Команд. Игра

11

«Спор растений».

Ролев. игра

12

«Про всех на свете».

Практич. раб.

13

«Почемучкины вопросы».

Эврис. бесед.

14

«Наши верные друзья».

Беседа

15

«Исследовательская работа».

Практич. раб.

16

Проект «Мой Зелёный Друг».

Инд. проект

17

Проект «Мой Зелёный Друг».

Инд. проект

18

Проект «Мой Зелёный Друг».

Инд. проект

19

Проект «Мой Зелёный Друг».

Инд. проект

20

Проект «Мой Зелёный Друг».

Инд. проект

21

Проект «Мой Зелёный Друг».

Инд. проект

22

«Работа по озеленению помещений».

Практич. раб.

23

«Работа по озеленению помещений».

Практич. раб.

24

«Работа по озеленению помещений».

Практич. раб.

25

«Работа по озеленению помещений».

Практич. раб.

26

«Работа по озеленению помещений».

Практич. раб.

27

«Создаём музей комнатных растений».

Практич. раб.

28

«Подарочный фонд комнатных растений».

Практич. раб.

29

«Социологический опрос».

Тест

30

Проект «Экологическая почта».

проект

31

Работа на пришкольном участке.

практика

32

Работа на пришкольном участке.

практика

33

Работа на пришкольном участке

практика

34

Работа на пришкольном участке

практика

4 класс – Блок «Зелёная Аллея Памяти». (34 часа)

Тема занятий

Вид занятий

1

Поговорим об экологии.

Эвр. беседа

2

Чем я могу помочь природе?

беседа

3

Поклонимся Великим тем годам. Страницы истории Родины.

презентация

4

Проект «ВОВ в истории моей семьи».

проект

5

Проект «ВОВ в истории моей семьи».

проект

6

Проект «ВОВ в истории моей семьи».

проект

7

Разрабатываем модель «Зелёной Аллеи Памяти».

практика

8

Работа по моделированию аллеи.

исследование

9

Роль растений в природе.

беседа

10

Роль растений в природе.

беседа

11

Выбираем деревья для нашей аллеи.

наблюдение

12

Выбираем деревья для нашей аллеи.

наблюдение

13

Спор Деревьев.

Ролевая игра

14

Обсуждаем план работы.

беседа

15

Характеристика деревьев. Сочетаемость деревьев.

наблюдение

16

Характеристика деревьев. Сочетаемость деревьев.

наблюдение

17

План посадки деревьев.

практика

18

Опиши «Зелёный уголок памяти».

беседа

19

Как ухаживают за Зелёным другом.

наблюдение

20

Экскурсия в ОДЭЦ.

экскурсия

21

Сказка –быль Е.Астафьева «Природа и её друзья».

Ролевая игра

22

Рисуем эмблему «Зелёного Уголка Памяти».

практика

23

Проект «Наша Виртуальная Аллея Памяти».

практика

24

Проект «Наша Виртуальная Аллея Памяти».

практика

25

Проект «Наша Виртуальная Аллея Памяти».

практика

26

Проект «Наша Виртуальная Аллея Памяти».

практика

27

Презентация «Зелёной Аллеи Памяти».

презентация

28

Релаксация : что удалось и не удалось.

беседа

29

Экскурсия в Парк Победы.

экскурсия

30

Социологический опрос.

тест

31

Работа на пришкольном участке.

практика

32

Работа на пришкольном участке.

практика

33

Работа на пришкольном участке.

практика

34

Работа на пришкольном участке.

практика

Литература.

При составлении программы использованы методические пособия:

1. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010);

2. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2010);

3. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа» (Е.С.Савинов. – М.: Прсвещение, 2010);

4. «Планируемые результаты начального общего образования» (под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, М.: Просвещение, 2010);







Страницы: 1 | 2 | 3 | | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика