Япония–страна наоборот


Тема: “Япония — страна наоборот»

Цели урока:

Познавательные:

Сформировать у учащихся представление об особенностях ЭГП, природы, населения.

Развивающие:

Развивать научно-познавательную деятельность при работе со статистическим материалом, дополнительными источниками информации; предметные умения и навыки — работа с картой, анализ и сравнение, обобщение.

Развивать навыки самостоятельной работы, творческие способности учащихся.

Воспитывающие: На данном материале формировать мировоззрение, познавательный интерес к культуре восточных народов (японцев), к здоровому образу жизни.

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование: ТСО, компьютер, тематические карты по Японии, практикумы (сборники дидактических материалов), иллюстрации и символика государства, икебана, презентация по Японии (приложение 5).

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Ход урока

1. Организационно — мотивационный этап:

— Приветствие учеников.

— Эмоциональный настрой на урок.

Учитель:

— (Говорю набор слов, относящихся к Японии): Фудзияма, сакура, Хоккайдо, Бонсай…и т.д.

— Ребята, какие ассоциации у вас вызывают эти слова? (Будем изучать страну Зарубежной Азии — Японию)

— А знаете ли вы…?

Что японские фермеры изобрели новый вид искусства – гигантские картины на полях из ростков риса. В конце мая фермеры сотнями выходят на поля и целый день, стоя по колено в воде, сеют рис. Через месяц появляются ростки и на полях отчетливо видны задуманные картины; цветовая гамма достигается посадкой риса разных сортов. (Слайд 2)

— А знаете ли вы…?

Что весна — самое любимое время года японцев, так как отмечается праздник цветения сакуры, которая является символом государства. (Слайд 2)

— А знаете ли вы…?

Что в Японии находится единственный в мире «плывущий храм» на воде в Японском море. (Слайд 2)

И вообще, Япония – это уникальная страна, в этом мы убедимся ещё много раз.

2. Изучение нового материала:

Тихо звучат японские мотивы.

На экране высвечивается презентация по Японии — в течении урока учитель работает со слайдами.

1) Постановка целей урока (учитель с помощью учащихся формулирует цели урока)

Учитель:

— Посмотрите на название темы урока: «Уникальные черты населения страны Восходящего солнца» (Слайд 1)

— С чего начинается изучение любой страны? (ЭГП, особенности природы, население)

— Давайте вместе сформулируем цели урока. (Слайд 3)

— Еще раз обратимся к теме нашего урока.

Главный вопрос, на который мы с вами должны найти ответ: «В чем уникальные черты населения Японии?»

2) Разминка: Визитная карточка Японии

Учитель:

— Я предлагаю в качестве разминки найти общие сведения страны — составить «Визитную карточку Японии»

Работа в группах: У каждой группы на парте пакет с заданиями, дополнительным материалом, статистическими данными (время работы 3 минуты).

Задание для 1 группы: Определить величину территории, численность населения.

(С. 216, форзац учебника, дополнительный материал).

Задание для 2 группы: Определить форму правления, особенности государственно-территориального устройства (форзац учебника, дополнительный материал).

Задание для 3 группы: Определить особенности государственной символики, что они означают (флаг, герб).

(Учебник с.234, дополнительный материал).

Задание для 4 группы: Выяснить особенности происхождения названия страны и столицы.

(Учебник с.234., [18] — интересные факты, дополнительный материал).

Ученик от каждой группы отвечает на свой вопрос.

На экране высвечивается (Слайд 4)

— S = 372 тыс. км. 2

— Н = 127, 3 млн. чел. – 10 место

— Япония – конституционная монархия.

— Унитарное государство. Глава государства – император – является символом нации и не вмешивается в политику. Правление страной осуществляет кабинет министров и выбираемый из его состава премьер – министр.

— Красный солнечный круг на японском флаге и круглая хризантема (национальный цветок японцев) на государственном гербе страны символизируют восходящее солнце. Также в Японии с давних времен хризантема являлась символом высокого положения или знатности.

— Японцы с древних времен называют свою страну Ниппон (или Нихон). Это название состоит из двух иероглифических знаков, первый из которых означает “солнце”, а второй – “основа”. Отсюда и происходит иносказательное наименование Японии как страны восходящего Солнца.

— Столица Японии – Токио. Столицей он стал в 1869 г. И тогда же получил свое современное название, означающее «восточная столица».

3) Поиск ответа на проблемный вопрос.

Учитель:

— Итак, мы узнали общие сведения о Японии.

— Посмотрели на тему урока: (Уникальные черты населения Японии).

— В течение урока вам предстоит определить уникальные черты населения.

— Для разрешения нашей проблемы:

Каждая группа получает свое задание. В группе можете работать дифференцировано — 10 мин. (практическая деятельность учащихся с различными источниками информации).

Отчет групп — по 3 мин.

В конце своего ответа вы должны сказать: какая уникальная черта населения формируется в результате тех географических особенностей, которые вы рассматриваете?

Задания для 1 группы: (Приложение 1)

Выяснить особенности ЭГП Японии, выявить благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП (заполнить таблицу).

Выяснить особенности природы Японии

Задания для 2 группы: (Приложение 2)

Выяснить демографические особенности Японии.

Выяснить качество населения.

Задания для 3 группы: (Приложение 3)

Выяснить особенности национального и религиозного состава населения Японии

Охарактеризовать уровень урбанизации.

Задания для 4 группы: (Приложение 4)

Выяснить особенности культурных, художественных и бытовых традиций японцев.

4) Отчет в группах:

1. Выступление 1 группы:

Учащиеся отмечают:

особенности ЭГП. (Слайд 5),

благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП (Слайд 6).

особенности природы Японии (Слайд 7)

Учитель: Какие можно выделить уникальные черты населения из особенностей ЭГП и природы?

сформировались определенные черты характера японцев: неприхотливость, трудолюбие и гостеприимство, сдержанность;

любовь к природе с детства; различные традиции, связанные с природой (прогулки, праздники весны – цветение сакуры, осенние праздники; (Слайд 12), преклонение г. Фудзияма и т.д.) (Слайд 7)

особенности национальной кухни (Слайд 13 )

2.Выступление 2 группы:

Учащиеся, рассказывают о демографических особенностях Японии:

— Занятия по планированию семьи проводятся уже в старших классах, первая из стран Азии перешла к 1 типу воспроизводства населения.

— Выделяют из всего сказанного уникальные черты населения:

высокий уровень жизни населения – (большая продолжительность жизни, самая низкая детская смертность, самая здоровая нация);

высокий авторитет образованных людей (дети с детства стремятся к познанию, большая доля высококвалифицированных кадров).

3. Выступление 3 группы:

Из особенностей национального и религиозного состава учащиеся выделяют следующие уникальные черты населения:

японский язык отличается от других языков мира (язык специфичен и не входит ни в одну языковую семью);

особенности религии (верующие проповедуют сразу две религии: буддизм и синтоизм).

4. Выступление 4 группы:

Исследуя культуру и традиции японцев, учащиеся пришли к выводу, что сложился уникальный образ жизни, именуемый как «японский образ жизни» — это и есть следующая уникальная черта населения – (это боевые искусства, своеобразная культура, бонсай, театральное искусство, различные фестивали и т.д.). (Слайды 8-14)

Учитель: итак, подведем итог:

Изучая географические особенности Японии, мы с вами «открыли», в чем же уникальность и неповторимость этой страны. Какие мы выделили уникальные черты населения? — обращаемся к схеме (Слайд 15)

3. Закрепление знаний:

Учитель:

— Ребята, у вас на столах тестовые задания. (Слайд 16)

— Проверьте себя. В одном из заданий вы попробуйте определить еще одну уникальную черту населения, о которой мы на уроке не говорили.

Проверка контрольного теста. (Слайд 17)

Ребята отмечают, что в Японии большая доля пожилых людей (1 тип воспроизводства, большая продолжительность жизни, старение нации), отсюда выделяют почитание старших.

4. Рефлексия

Учитель предлагает учащимся провести самоанализ своей деятельности на уроке.

Учащиеся говорят, чем занимались на уроке: (работали в группах, анализировали статистические и дополнительные материалы, отмечали уникальные черты населения).

5. Домашнее задание:

Подготовить сообщения к следующему уроку в группах:

1 группа: подготовить сообщения об автомобильных компаниях;

2 группа: подготовить сообщения об электронных компаниях;

3 группа: подготовить сообщения о компаниях, производящих оптическую технику;

4 группа: подготовить сообщение о продукции Японии, которая идет на экспорт и импорт.

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.






See also:
Яндекс.Метрика