Фрагменты уроков


Рассмотрим пример побуждающего диалога на уроке математики в 3 классе.

Фрагмент урока.

Тема урока «Умножение на двузначное число».

Постановка проблемы.

(Практическое задание на новый материал)

У.: Найдите площадь прямоугольника со сторонами 47и 23см.

Д.: (Испытывают затруднение. Возникновение проблемной ситуации)

Побуждение к осознанию.

У.: Вы смогли выполнить задание?

Д.: Нет, не смогли.

У.: В чем затруднение?

Д.: Это новое умножение

У.: Чем это задание не похоже на предыдущее?

Д.: Здесь надо умножить на двузначное число. А мы таких примеров еще не решали (осознание противоречия).

Побуждение к проблеме.

У.: Какова сегодня тема урока?

Д.: Умножение на двузначное число

( учебная проблема как тема урока)

У.: Верно (открывает тему на доске).

Поиск решения.

( Материал для выдвижения гипотез)

У.: Сейчас вы разобьетесь по группам и будете решать пример 47х23=?

Способ решения запишите на листе.

Д.:(Разбиваются по группам и начинают работу)

Побуждение к гипотезам.

У.:(Подходит к каждой группе):

— Какие есть гипотезы? С чего нужно начать?

(Подсказка к решающей гипотезе)

У.: Воспользуйтесь распределительным свойством.

Закончив работу, группы вывешивают на доску и озвучивают две гипотезы:

40х20+7х3=821 (ошибочная гипотеза)

47х20+47х3=1081(решающая гипотеза)

У.: Вы предложили два разных способа умножения. Как можно проверить, какой из них верный?

Дети затрудняются ответить.

Проверка.

У.: Может воспользуемся каким-то прибором?

Д.: .Можно проверить на калькуляторе (Работают с калькулятором)

У.: Что у вас получилось?

Д.: При умножении получается 1081.

Вывод.

У.: Значит, как надо умножать на двузначное число?

Дети формулируют правило (открытие нового знания)

У.: Сравните свой вывод с правилом в учебнике.

Дети читают правило в учебнике.

Рассмотрим фрагмент урока окружающего мира в 1-ом классе.

II. Актуализация знаний.

У.: Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Д.: «Твои помощники- органы чувств».

У.: В чем помогают нам органы чувств?

Д.: Органы чувств помогают нам узнавать окружающий мир.

У.: Проверим, как хорошо работают ваши органы чувств.

1. Учитель предлагает детям закрыть глаза и запомнить все звуки за 30 секунд.

— Какой орган чувств работал?

У.: Перед вами геометрические фигуры. Закройте глаза и определите на ощупь какие это фигуры и из какого материала они сделаны.

— Какой орган чувств работал?

Далее проверяется работа всех органов чувств

III. Совместное открытие нового.

1. Создание проблемной ситуации.

У.: Как же человек познает окружающий мир?

Д.: С помощью органов чувств.

У.: Назовите органы чувств, которые являются нашими помощниками.

Д.: Органы зрения, вкуса, обоняния, осязания, слуха.

У.: А могут ли органы чувств ошибаться?

Мнения детей разделились. Одни считают, что органы чувств могут ошибаться, а другие – что нет.

а) Демонстрация опыта. Учитель предлагает рассмотреть карандаш в стакане с водой.

У.: Каким нам кажется карандаш в стакане с водой?

Д.: Он кажется сломанным.

У.: А что мы знаем на самом деле?

Д.: На самом деле мы знаем, что карандаш прямой.

У.: Значит, органы чувств могут ошибаться?

Д.: Да.

б) Демонстрация предметов с близкого и дальнего расстояния.

У.: Сравните предметы на картинке.

Д.: Мы видим, что цветок больше коровы.

У.: А что мы знаем на самом деле?

Д.: Это нам только кажется, так как цветок находится ближе, а корова дальше.

У.: Какой вывод можно сделать?

Д.: Органы чувств могут ошибаться.

2. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.

У.: Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Д.: Наши органы чувств могут ошибаться.

У.: Какой же возникает вопрос?

Д.: Ч то же еще кроме органов чувств помогает нам познавать окружающий мир?

3. Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

У.: Какие у вас есть предположения.

Д.: Может, нам помогает ум?

У.: Как проверить это предположение.

(Детям сложно ответить на этот вопрос, предлагаем помощь):

— Продолжите предложения:

Зрение показывает, что…

Память подсказывает, что…

Благодаря уму можно подумать и решить, что…

У.: какова же тема урока?

Д.: «Ум и память».

На доске: «Ум и память – наши помощники».

Рассмотрим урок в 3 классе по теме « Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне».

Цель урока:

-познакомить учащихся с непроизносимым согласным в корне слова;

— формировать умение писать слова с непроизносимым согласным в корне;

— развивать речь, мышление, внимание, память учащихся;

— воспитывать культуру общения

I. Словарная работа.

1. Устный диктант. Работа с сигнальными карточками.

Ученики показывают ту букву, правописание которой надо запомнить.

У.: (Дельфин, квартира, чемодан, комната, потом, балкон, сосед, закон).

2.- Запишите 5 слов с непроверяемой безударной гласной а.

Вариант записи:

Квартира, балкон, ананас, закон, аппетит.

II. Введение в новый раздел.

У.: Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трем сестрам: орфограммам-согласным буквам. Одна из них следила, чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква.

— Как вы думаете, о чем заботилась вторая сестра – орфограмма?

Д.: Чтобы не забывали писать удвоенную согласную в корне слова.

У.: Чем же занималась третья сестра? Кто были ее подданные?

Ответы на эти вопросы вы сможете получить на сегодняшнем уроке.

III. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным звуком в корне

1.Работа на доске.

Создание проблемной ситуации.

У.: Запишите в транскрипции слово известный [ изв’ эсный ] .

— Сколько в этом слове звуков?(8)

— Интересно, а сколько букв? (Проблемный вопрос).

— Запишите это слово. ( Задание на ошибку). Один ученик пишет на доске: извесный. (Дети пишут на листочках).

У.: Все согласны с тем, что так надо писать?

Д.: Я так же написал, а я не знаю как писать.(Возникло затруднение)

У.: Давайте проверим по словарю.

Д.: В словаре написано известный Учитель записывает на доске правильный вариант.

Ученики испытывают затруднение. Возникает проблемная ситуация.

(побуждение к осознанию)

У.: Вы сначала как написали?

Д.: Без Т , как слышали так и написали

У.: А как надо писать?

Д.: С «т» (осознание противоречия).

У.: Но словарь не всегда под руками, как можно другим способом узнать о правописании подобных слов?

Поиск решения проблемы

У.: Подберите однокоренные слова (учитель записывает на доске)

(вести, известить, весточка)

-Какой корень в этих словах? (-весть-)

— Как запишем слово известный? Проговорите это слово по слогам.

— Произносится ли в этом слове звук [т]

Д.: Нет.

У.: А буква пишется? (Да.)

У.: Какое название можно дать звуку, который не произносится?

Д.: Неслышимый, молчаливый.

2. Работа по учебнику. Упр. 75.

У.: Прочитайте слова. В каком еще слове не произносится звук [т]?

-Как вы думаете почему? Где находится этот звук в слове? Ученики выполняют письменно последний «шаг» в задании.

— Итак, сколько букв в слове известный? (9). Почему букв больше, чем звуков?

— Есть ли еще слова с такими «молчаливыми» звуками?

3. Упр. 76. (Выполняется по заданию).

У.: Какой можно сделать вывод?

Д.: В некоторых словах звук [т] или [д] в корне не произносится, а буква пишется (корни в однокоренных словах написаны одинаково).

IV. Работа над текстом в рамке (с.59).

У.: Прочитайте про себя, как называются эти «молчаливые» звуки. После чтения.

— Когда в слове появляются непроизносимые согласные ?

— Непроизносимые согласные – это звуки или буквы

Д.: Звуки.

У.: Это правило письма или закон языка

Д.: Закон языка.

Прочитайте текст в рамке вслух. Приведите примеры.

V. Наблюдение над правописанием слов с непроизносимым согласным звуком.

1. Постановка проблемного вопроса.

— Запишите слова: капустный, звездный, ужасный.

— О чем вы задумались, записывая слова?

Д.: Есть ли в слове непроизносимый согласный звук, какой буквой он обозначен.

У.: Что вы предлагаете?

Д.: Подобрать однокоренные слова, выделить корень.

У.: Что вы предлагаете?

Д.: Подобрать однокоренные слова, выделить корень.

2. Понаблюдаем за этими словами в. Упр.77.

Вывод: Слово капуста – проверочное для слов капустный и капустница,

так как [т] перед гласным произносится. Слова звезда, звездочка – проверочные для слова звездный.

У.: Подберите слова к слову ужасный.

Д.: Ужас, ужасен.

У.: Выделите корень. Что наблюдаете?

Д.: В этом слове нет непроизносимого согласного звука, поэтому нет соответствующей буквы.

Вывод. Чтобы не ошибиться в правописании буквы, обозначающей непроизносимый согласный звук, надо подобрать проверочное слово.

— какие слова среди однокоренных слов будут проверочными?

3. Упр.78. Выполняется по заданию.

Запись: Место, местечко, много мест – местный, местность.

4. Ученики самостоятельно формулируют правило. (Ответ на вопрос на с. 60 внизу).

VI. Итог урока.

У.: Можем мы теперь ответить на вопрос: Чем занималась третья сестра в орфографическом царстве?

Д.: Да. Она заботилась о том, чтобы правильно писали слова с непроизносимым согласным. А ее подданные – проверочные слова.

— Какое правило надо знать, чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?

VII. Домашнее задание.

Упр.1 стр.72.

Фрагмент урока.

II.Словарная работа.

Орфограммы веселились, И ошибки появились. Вы их быстро все найдите, Правильно слова спишите.

На доске запись:

Шароко, вороне (перо), ворабьи, мухалофка.

-Напишите правильно. Обозначьте орфограмму. Выделите корень. (Ученик работает у доски.)

III.Постановка проблемного вопроса.

теме: Знакомство с понятием «сложные слова».

-Я прочла и увидела в тетрадях следующее:

м¬ухоловка

мухоловка

-Какой вопрос возникает? (Сколько корней в слове мухоловка?)

IV. Решение проблемного вопроса.

1.Беседа по вопросам.

-Почему птицу так назвали? (Она ловит мух.)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика