Фрагмент интегрированного урока 4 класс УМК Начальная школа 21 века


Русский язык/Литературное чтение

Тема: Обобщение знаний о сложном предложении. А.Блок «Снег да снег».

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении средствами художественной литературы и применить эти знания в творческой ситуации.

Ход урока:

1) Орг. Момент

2) Мотивация.

— Сегодня у нас необычный урок. Это одновременно урок русского языка и литературного чтения.

— Возможно ли это? Давайте поразмышляем вместе с героями рубрики «Давай подумаем» Наташей и Женей.

Наташа : «Я считаю, что на уроках русского языка мы учимся грамотно писать, узнаём о частях речи, о предложении, учимся разбирать слова по составу. На уроках литературного чтения мы знакомимся с творчеством разных писателей и поэтов, учимся выразительно и правильно читать. Русский язык и литературное чтение — это два разных предмета и их нельзя проходить на одном уроке.

Женя: « А я думаю, что произведения русских писателей, которые мы проходим на уроках литературного чтения, являются образцом правильной грамотной и красивой речи, поэтому они помогут нам в изучении русского языка.

-Посоветуйтесь в парах и скажите, а что вы думаете по этому поводу.

— Я с вами согласна, ребята, и наш урок покажет, что это действительно так.

Девизом нашего занятия станет предложение: «Лучше узнать русский язык можно, только усвоив язык Пушкина, Чехова, Толстого — язык русской литературы».

II. Постановка темы урока и задач.

1)— Послушайте фрагмент стихотворения А. Блока «Снег да снег».

Снег да снег. Всю избу занесло.

Снег белеет кругом по колено.

Так морозно, светло и бело!

Только чёрные, чёрные стены…

-Вы сейчас прослушали только маленький отрывок, первое четверостишие, но, я думаю, у вас сложились уже первые впечатления об этом стихотворении. Расскажите о них.

-Хотелось бы вам прочитать это стихотворение полностью? Почему?

— К сожалению, ребята, сейчас мы с вами прочитать полностью эти стихи не сможем.

Посмотрите – так выглядит второе четверостишие.

И дыханье выходит из губ

Застывающим в воздухе паром.

[ ]‚ [ ].

— Что же произошло?

-Как вы думаете, что нужно сегодня на уроке вспомнить, чтобы реставрировать стихотворение?

2) Тема урока: Обобщение знаний о сложном предложении.

— А ваша задача — вспомнить всё, что знаете о сложном предложении и, опираясь на эти знания, попытаться восстановить стихотворение А.Блока.

— Для этого составим схему «Сложное предложение».

III. Обобщение знаний о сложном предложении.

–Начнём с того, что вспомним, какое предложение называется сложным. На доске даны три варианта определений сложного предложения. Какой из них правильный —

выбирать вам. Пользуемся сигнальными карточками.

а) Это большое предложение, в котором много слов.

б) Это предложение, которое состоит из 2-х и более частей, и в каждой части есть грамматическая основа.

в) Это предложение, в котором есть несколько сказуемых или несколько подлежащих.

2) На ваших партах лежат поэтические тетради. Откройте их. Здесь вы видите фрагменты из произведений русских поэтов и писателей. Они помогут в решении наших задач. Найдите упражнение № 1. Прочитайте каждое предложение и составьте устный рассказ о нём. На листах бумаги изобразим модель каждого предложения. Модели предложений поместим в обобщающей схеме «Сложное предложение».

1. В небе звёздочки горят,

В речке струйки говорят.

(А.Блок)

2. Гроза прошла, и ветка белых роз

В окно мне дышит ароматом.

(А.Блок)

3. Спой мне песню, как

Девица за водой поутру шла.

(А.Пушкин)

4. Только уселась команда косая,

Весь островок пропал под водой.

(Н.Некрасов)

5. Лишь на четвёртый день, когда охотник и собака совсем выбились из сил, они

случайно напали на след оленя с оленёнком.

(Д.Мамин-Сибиряк)

-Выполняя эту работу, вы вспомнили, виды сложных предложений.

— А теперь, пользуясь составленными вами моделями, сделаем вывод о знаках

препинания в сложных предложениях.

3)Следующее задание поможет вспомнить, что вы знаете ещё о сложном

предложении.

— В ваших блокнотах найдите упражнение №2.

-Прочитайте задание (Списать предложения. Графически объяснить постановку

знаков препинания. Дополнить модель предложения недостающими элементами).

-Это задание вы будете выполнять самостоятельно.

-Кто будет затрудняться в выполнении последнего задания, можете воспользоваться

карточкой помощи.

1.Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На поля, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

(И.Бунин)

[ ] , сочинит. с-з [ ] .

2. Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот…

( З.Александрова)

( подчинит. с-з ) , [ ].

Карточка помощи

— Вспомни, как на схемах обозначаются однородные члены предложения.

— Добавь в модель сложного предложения схемы однородных членов.

— Проверьте правильность выполнения работ в парах.

— Добавим в схему составленные вами модели и сообщим новые сведения о сложном

предложении.

-Как ставим запятые при однородных членах в сложном предложении?

Iv. Применение знаний о сложном предложении в творческой ситуации.

Обобщающая схема о сложном предложении составлена, а это значит, что вы готовы к

выполнению нашего главного задания – восстановлению стихотворения А.Блока «Снег да

снег».

В блокнотах найдите упражнение № 3.

-Нам нужно восстановить три четверостишия этого стихотворения.

-Вы будете работать в парах. Каждая пара будет заниматься реставрацией только одного

четверостишия. Приступайте к работе.

2 четверостишие

И дыханье выходит из губ

Застывающим в воздухе паром.

[ ]‚ [ ].

Задание: Замените схему подходящим предложением.

1. Вон дымок выползает из труб,

Вон в окошке сидят с самоваром.

2. Вон дымок выползает из труб,

И в окошке сидят с самоваром.

3. Вон дымок выползает из труб,

Когда в окошке сидят с самоваром.

3 четверостишие

Вон и бабушка с печки сползла,

И кругом ребятишки смеются.

Старый дедушка сел у стола,

Наклонился и дует на блюдце.

Задание: Расставь предложения в порядке следования их схем.

[ O, O и O ].

[ ] , и [ ].

4 четверостишие

Притаились ребята глядят

Как играет с котятами кошка…

Вдруг ребята пискливых котят

Побросали обратно в лукошко…

Задание: Восстановите пропущенные знаки препинания.

— Проверим, сравнив свою работу с оригиналом стихотворения.






See also:
Яндекс.Метрика