Формы работы с обучающимися употребляющими спиртные напитки и ПАВ


Выступление на районном семинаре — совещании по теме

«Формы работы с обучающимися,

употребляющими спиртные напитки и ПАВ»

декабрь 2012 года.

Добрый день, уважаемые коллеги! Л.А. Иванцова попросила меня напомнить о формах работы по профилактике аддиктивного поведения воспитанников, употребляющих спиртные напитки и ПАВ. Это сообщение не из опыта работы школы. Большая часть – теоретические сведения.

Обоснование проблемы на федеральном и региональном уровнях.

В конце XX века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приёмом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. Россия вымирает! В условиях нынешней демографической ситуации и распространения вредных привычек среди населения, России может не стать через 50 лет!По данным Всемирной организации здравоохранения, показатель смертности от разных причин у людей, даже умеренно потребляющих алкоголь, в 3–4 раза превышает аналогичный показатель для населения в целом. Средняя продолжительность жизни у пьющих людей не превышает обычно 55–57 лет.

В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодёжью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьёзную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает каждого пятого жителя страны. Распространение курения, употребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем 1/4 часть населения попробует наркотики.

Неутешительная статистика употребления алкоголя подростками. Давайте вдумаемся в страшные цифры статистики:

Родители приобщают детей к алкоголю в 60% случаев, преимущественно в возрасте до 10 лет.

77% подростков, систематически принимающих алкоголь, учатся плохо, 23% учатся на среднем уровне и лишь около 1,5% показывают результаты немного лучше среднего уровня.

Примерно 50% подростков, употребляющих алкогольные напитки, мало читают, при этом 19% из них не читают книг вообще.

В семьях подростков, часто принимающих алкоголь, примерно в 6% случаев алкоголь употребляют оба родителя, в 58% семей алкоголь употребляет только отец, и нет ни одной семьи, где алкогольные изделия бы не употреблялись вообще.

53% детей, принимающих спиртное, не имеют достаточного контроля и внимания со стороны родителей.

В 54% семей подростков, употребляющих спиртное, родители имеют только начальное или неполное среднее образование.

По данным науки, 52% семей подростков, часто употребляющих алкоголь, характеризуются напряженным психологическим климатом, между родителями происходят постоянные ссоры, скандалы, драки.

В семьях подростков, употребляющих спиртные напитки, процент неполных семей или повторных браков отмечается в 50% случаев. Неполная семья, наличие отчима (мачехи) встречается у подростков, часто употребляющих спиртное, в 2,5 раза чаще, чем у подростков, не потребляющих алкоголь.

91% семей, где подростки регулярно употребляют алкоголь, социально неустойчивые семьи.

90% умственно отсталых детей – дети алкоголиков и пьющих родителей;

в состоянии опьянения подростками совершается 55% всех краж, 79% грабежей, 69% нападений.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раз, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

К подростковому возрасту свыше 10 % школьников уже знакомы с действием наркотиков, и этот процент растёт, к окончанию школы 19,5 % мальчиков и 13 % девочек пробовали наркотики.

Кроме роста числа людей, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объёма негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулёза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причём в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.

Профилактика алкоголизма и употребления ПАВ.

Проблеме подросткового алкоголизма и употребления ПАВ школа уделяет особое внимание. Дети – не только наше будущее, но и настоящее, и если не обратить на это внимание сегодня, завтра, возможно, будет уже поздно!

Все мы знаем, что профилактика употребления спиртных напитков и нелегальных ПАВ подразделяется на:

Первичную профилактику;

Вторичную профилактику;

Третичную профилактику.

Первичная профилактика  имеет своей целью предупредить начало употребления алкоголя и ПАВ людьми, ранее их не употреблявшими. Первичная профилактика нацелена, прежде всего, на детей, подростков, молодежь. Она способствует уменьшению количества людей, у которых может возникнуть алкоголизм, а её усилия направлены не столько на предупреждение алкоголизма, сколько на сохранение или укрепление здоровья,

на формирование личной ответственности за своё поведение,

на сдерживание вовлечения детей и молодёжи в приём ПАВ за счёт пропаганды трезвого здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

Ввиду опасности формирования зависимости даже после однократного приема ПАВ (особенно у детей и подростков), первичная профилактика приобретает приоритетное значение. При этом важно отметить, что, согласно современному пониманию природы наркотической зависимости, «воротами» приобщения к наркотикам является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и табака.

При первичной профилактике эффективность воздействия составляяет 60-70%.

 Вторичная профилактика алкоголизма является избирательной. Она направлена на людей, которые уже попробовали алкоголь или на людей, у которых уже формируются признаки алкогольной зависимости.

Третичная профилактика алкоголизма направлена на людей зависимых от алкоголя и является преимущественно медицинской.

Профилактика аддиктивного поведения обучающихся должна вестись систематически, целенаправленно, охватывать всех участников образовательного процесса школы. Поэтому, в школе работа строится на основе программы по пропаганде здорового образа жизни и профилактики употребления ПАВ. В настоящее время при подготовке к педсовету «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе школы» идет коррекция прежней программы «Здоровье».

Цель программы: первичная профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди обучающихся школы – интерната.

Задачи:

предупредить возникновение у обучающихся установки на желание попробовать наркотики, алкоголь, табак;

систематизировать совместную работу с органами системы профилактики;привлечь родителей к решению вопросов профилактики вредных привычек;

обеспечить условия для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у подростков стремления к ведению здорового образа жизни.

Профилактика аддиктивной зависимости должна проходить одновременно в нескольких направлениях:

1 направление. Профилактика употребления спиртных напитков и ПАВ на уровне семьи.

Цель: привлечь родителей к решению вопросов профилактики вредных привычек, сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

В нашей школе работа с семьей очень трудна, но мы целенаправленно работаем со всеми родителями, чьи дети обучаются в нашей школе. Приятно от них и воспитанников услышать слова благодарности в адрес школы.

В своей работе мы используем следующие формы работы с родителями:

общешкольные и классные родительские собрания;

проведение анкетирования среди родителей с целью выявления отношения родителей к данной проблеме;

индивидуальные и групповые консультации педагога-психолога, социального педагога;

лектории с участием специалистов системы профилактики;

разработка памяток для родителей;

просмотры и обсуждение видеофильмов;

посещение семьи;

переписка с родителями;

телефонная связь;

работа с учащимися.

2 направление. Профилактическая работа с воспитанниками на уровне школы.

Цель: создание условий для формирования активной жизненной позиции и успешной социальной адаптации.

Не забывая о педагогическом такте, устанавливая контакт педагога с учащимися, приобщаем воспитанников к активному занятию физкультурой и спортом, осуществляем санитарно-просветительскую работу, организуем работу школьного врача по профилактике алкоголизма.

В работе с воспитанниками используем следующие формы работы:

Проведение диагностики. Она не направлена прямо на выявление свойств аддиктивной личности, но мы постепенно накапливаем информацию о детях, имеющих высокий уровень личностной тревожности, высокий уровень депрессивности, низкую самооценку, низкую стрессоустойчивость, и т.д. Накопленную информацию анализируем, сопоставляем с собственными наблюдениями и наблюдениями других педагогов, приглашаем для беседы родителей.

Беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания. Главное здесь — обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Методика, техника или даже технология бесед проведения могут быть различными. (Беседа — рассуждение, беседа — практикум, с элементами игры, с показом презентаций и др.)

Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Игра помогает воспитателям сплотить детский коллектив. Включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. В связи с этим проводятся совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, соревнования, конкурсы, КВНы, деловая игра,

Проведение ролевых игр, в ходе которых проигрываются основные ситуации, связанные с потреблением алкоголя и давлением сверстников. В ролевой игре направленной на профилактику алкоголизма, достигается личностное развитие ребёнка, формируется умение противостоять уговорам принять спиртное, отрабатывается умение чётко формулировать аргументы отказа от алкоголя и противостоять давлению сверстников. СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР.

Психологический тренинг. Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.

В тренинге царит атмосфера раскованности и свободы общения, климат психологической безопасности. В различных видах тренингов используется, как правило, один и тот же набор методических приемов: групповые игры и упражнения, ролевые игры, основной метод тренинга – групповая дискуссия, мозговой штурм.

Организация свободного времени подростков в кружках и секциях школы и в учреждениях дополнительного образования поселка. Поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростком алкоголя. Необходима яркая своеобразная реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подросток мог выбрать себе занятие по душе. Педагоги должны знать интересы, склонности и увлеченья подростка и помочь организовать ему содержательный досуг. В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков конкретные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания. В нашей школе всего работает 17 кружков. Большую часть из них организуют воспитатели на своих группах, а также 7 кружков разной направленности, в которых занимаются ребята из разных классов.

Ежедневная утренняя гимнастика.

Организация трудовых дел. Положительно воздействует на наших детей совместная работа, различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе: обслуживающий труд, сельскохозяйственный труд, занятия ручным трудом — вязка, оригами, квиллинг и др. Также развитию трудовых навыков подчинена работа кружков, работа на учебно-опытном участке и т.п.

Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.

Диспут, в ходе которого происходит обмен информацией о вреде алкоголя, где социальный педагог и педагог — психолог выступают в роли арбитра.

Библиотечные часы

Дни здоровья

Индивидуальные и групповые консультации

Акции и волонтерство.

Круглые столы

Просмотр и обсуждение видеофильмов. (Важно продумать постановку вопроса, чтобы задеть воспитанников, не оставить равнодушными.) Мы некоторые фильмы по просьбе ребят просматриваем и по 2 раза.

Оформление информационных стендов, классных уголков, буклетов, выставок методической литературы

Конкурсы рисунков и плакатов

Экскурсия и др.

3 направление — это работа с педагогическими кадрами

Цель: повышение компетентности педагогических кадров по вопросам профилактики.

Формы работы:

Тренинги

Практикумы

Консилиумы

Семинары

Консультирование

Банк данных

Индивидуальный план сопровождения несовершеннолетнего (семьи), состоящих на различных видах учета

Дневники наблюдения

Тетради посещения семей на дому

Акты первичного обследования семьи

Акты комиссионного обследования семьи

Личные карточки учащихся

Социальный паспорт класса

4 направление — это взаимодействие со всеми структурами профилактики.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

При проведении профилактической работы по предупреждению употребления ПАВ несовершеннолетними, и в первую очередь ее антинаркотической части, требуется соблюдение педагогами — пропагандистами особых предосторожностей, так как не вся имеющаяся информация о наркотиках и токсических веществах может быть предоставлена подросткам.

Ни в коем случае не следует приводить описание путей получения, изготовления и применения наркотических средств.

Нельзя называть наркотические вещества, а до 16 лет нельзя в беседе употреблять слово «Наркотик». ЛИШЬ ТОЛЬКО ПО ФАКТУ УПОТРЕБЛЕНИЯ.

Не рассказываем о точках продаж и не поддерживаем детей в этом разговоре.

Не даем сведения о наркоторговцах и их доходах.

Об эффектах, которые вызывают наркотические вещества.

Не сгущать краски, не запугивать наркологической службой, т.к. ее задача помочь, а не наказать.

Не использовать наркотические жаргоны.

НУЖНО:

Между тем подросткам нужно достаточно твердо и настойчиво заявить, что сейчас с помощью современных лабораторных методов возможна точная диагностика, предусматривающая определение конкретного примененного ПАВ.

О последствиях употребления ПАВ.

Задержание милицией за употребление в общественных местах спиртных напитков или других ПАВ, поступление в медицинский вытрезвитель.

Поведение, повлекшее за собой дорожно-транспортное происшествие, угроза заведения уголовного дела за то или иное правонарушение.

Педагог должен быть уверен в своих знаниях по данной теме, если не уверен, необходимо пригласить специалиста.

Подводя итог, хочется сказать, что профилактика употребления спиртных напитков и ПАВ, требует согласованных продуманных действий специалистов различных сфер (медиков, педагогов, психологов, работников правоохранительных органов), значительных финансовых и материальных затрат, а самое главное — пристального внимания и постоянных действий со стороны государства. Особенно со стороны государства.

Результативность проводимой работы

Эффективность проводимой профилактической работы в школе требует постоянной оценки. С этой целью мы проводим повторные мониторинги, характеризующие отношение опрашиваемых к употреблению наркотиков, алкоголя и табакокурению, «ящики доверия» для сбора аналогичной информации. Также оценивается качество проводимых профилактических мероприятий. Результаты повторных мониторингов показывают, что снизилось количество учащихся, употребляющих табачные изделия. Но работы в этом направлении непочатый край.

Снят с учета 1 ученик, состоящий за употребление спиртных напитков. Это для нашей школы хороший результат.

Литература:

1. «Психологический тренинг. Коррекционно-развивающая программа для подростков» Под редакцией Е.В. Емельяновой. Речь. Санкт — Петербург. 2010.

2. Е.В.Емельянова «Психологические проблемы современного подростка и решение их в тренинге». Речь. Санкт — Петербург. 2010.(Есть в интернете в электронном виде)

3. Н.А.Гусева «Тренинг предупреждения вредных привычек» Под редакцией Л.М.Шипицыной. Речь. Санкт — Петербург. 2008.






See also:
Яндекс.Метрика