Формы организации самостоятельной работы учащихся на уроках в начальной школе


Формы организации самостоятельной работы учащихся на уроках в начальной школе

Шубина Татьяна Игоревна

учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1245 г. Москва

Перед учителем всегда стояла трудная задача – учить хорошо всех. Но есть ещё важная воспитательная задача – формировать у учащихся чувство коллективизма и товарищеской взаимопомощи.

Определёнными возможностями в этом отношении обладает такая форма организации учебной деятельности школьников, когда учащиеся объединены общими учебными целями, каждый из них выполняет свою определённую роль в этой работе. Такая форма организации учебной деятельности получила название совместной деятельности. Применение такой формы даёт положительный результат: дети учатся общаться, быть терпимыми друг к другу, чаще приходить на помощь. Более осознанными становятся знания учащихся, более уверенными – умения, более надёжными – навыки.

Совместная деятельность учащихся включает в себя организацию работы в парах постоянного и сменного состава. Такая форма организации работы наиболее эффективна на уроках русского языка и математики.

Очень удобна работа в парах постоянного состава при работе с карточками.

Карточки могут содержать и контрольные задания, материал для закрепления изученной темы. Дети работают по знакомому уже алгоритму: знакомятся с заданием, выполняют его, проверяют себя, а потом проверяют друг друга. Если найдена ошибка, то её зачёркивают и объясняют, как выполнить задание правильно.

Следует выработать систему сигналов: работа выполнена, пара работает, требуется помощь. Те учащиеся, которые справились с заданием раньше. Помогают своим товарищам. При систематической работе в парах постоянного состава учащиеся приходят к выводу, что списывать нет смысла так как каждый должен рассказать этот материал товарищу и доказать, почему именно так выполнено задание.

Кроме парной работы широко используется и групповая работа. В ходе такой работы дети приучаются к совместной деятельности. Стихия детей – игра, поэтому организуем соревнования между группами – экипажами и их командирами, которые ведут учёт проделанному и решают возникшие организационные вопросы. Критерии соревнования: правильность выполнения, организованность работы в группе.

В каждой группе выбирается ведущий, который распределяет работу между групп. Ученику в группе следует понять, что оценивается работа всей группы, и что любой ученик может быть вызван к доске для отчёта о работе группы. Такая форма работы учащихся широко используется на уроках математики, литературного чтения, окружающего мира, русского языка, технологии. При создании групп необходимо учитывать уровень знания учащихся (слабый и сильный), а также добиваться доброжелательной атмосферы внутри группы. Этому способствуют уроки надпредметного курса «Мир деятельности», где учащиеся «открывают» для себя правила работы в парах и группах, которые позволяют им добиться хороших результатов.

При организации коллективного способа обучения возможен такой вариант, который приучает детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарищей. Это умение не рождается стихийно, а является результатом деятельности ребёнка.

На уроках в начальный период обучения очень распространена индивидуальная форма организации учебной работы. Хорошо, если ученику удаётся самостоятельно выполнить задание. Но если он один раз, другой раз не справился заданием, ему становится неинтересно на уроке. Но безразличия может и не быть, если учитель постарается учесть возможности каждого ученика и даст доступное задание.

Задание надо подбирать различной сложности. Сначала более простые, потом постепенно сложность возрастает. В таком случае на уроке у сильных учеников, справившихся с основным заданием, интересная творческая работа, предложенная в дополнительных заданиях. Такая работа широко распространена на уроках технологии деятельностного метода. Эта организация самостоятельной работы помогает сильному ученику проявить свои творческие способности, слабому даёт возможность познать радость труда – найти верное решение. В случае успеха у ученика появляется самое важное желание хорошо учиться, самостоятельно выполнять задание.

В рамках совместной деятельности создаются благоприятные условия для развития способности к осуществлению свободного выбора, контроля оценки процесса и результатов учебной деятельности.

Используемый материал: журнал «Начальная школа»

Статьи: В.В.Зайцев «Организация совместной работы учащихся по математике», Н.Ф. Роганова « Первые шаги групповой формы работы на уроках математики»,

Л.В. Кудрявцева « Организация работы в парах постоянного состава», Р.С. Раскужина «Коллективная работа в парах сменного состава на уроках русского языка».






See also:
Яндекс.Метрика