Формы организации психологической диагностики в начальной школе


Формы организации психологической диагностики

в начальной школе

Братухина Марина Викторовна

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3

Психологическая диагностика — направление деятельности психолога в начальной школе ………………………………………………………………..4

Обзор методик, используемых в психодиагностике учащихся начальной школы……………………………………………………………………………..7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….13

ВВЕДЕНИЕ

Для эффективного педагогического воздействия на младших школьников в процессе обучения необходимо знать индивидуальные особенности каждого ребенка. Использование диагностических методов и приемов дает возможность построить урок так, где каждый ученик принимает участие в силу своих возможностей, что повышает уровень самооценки, уверенности в собственных силах.

Работа психолога в начальной школе – это диагностическая работа с младшими школьниками, их родителями и учителями. Комплекс методов и приемов психологической диагностики позволяет проследить динамику развития от поступления в школу до перехода в среднее звено.

Актуальность выбранной темы реферата рассматривается в том, что период младшего школьного возраста — это процесс формирования новых свойств и особенностей ребенка. Данный возрастной период — это переход в новую социальную среду, что влияет на психические процессы, межличностные отношения, а значит и на личность ребенка в целом. Когда ребенок приобретает учебные умения и навыки происходит процесс развития учебной компетентности ребенка, что влияет на успешность его дальнейшего обучения.

Психолог в начальной школе помогает детям в процессе адаптации к новым условиям, его деятельность способствует формированию адекватно развивающей личности детей.

Цель данной работы – рассмотреть основные диагностические методы и приемы в работе психолога начальной школы.

Задачи:

раскрыть основные формы организации психологической диагностики.

провести обзор адаптированных диагностических методик.

1.Психологическая диагностика – направление деятельности психолога в начальной школе

Психологическая диагностика — это углубленное изучение особенностей развития детей на протяжении всего периода обучения (потенциальные возможности, склонности в процессе обучения, выявление причин нарушений в обучении и развитии ребенка, социальной адаптации).

Психологическая диагностика – это одно из направлений деятельности психолога, которое решает следующие задачи:

составление психологического портрета школьника.

выбор методов и приемов для оказания помощи школьникам, испытывающим трудности в обучении и общении со сверстниками и взрослыми.

разработка средств и форм психологического сопровождения детей в соответствии с их особенностями.

Формы организации диагностической работы: комплексные или фронтальные, углубленные, оперативные.

Комплексное психолого – педагогическое обследование – результаты первичной диагностики, которые позволяют выделить «благополучных» и «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик. Например, изучение готовности будущих первоклассников к обучению в школе, анализ динамики адаптации первоклассников к школьному обучению. Психолог проводит данный вид деятельности по плану в соответствии с графиком работы.

Углубленное психологическое обследование используется при обнаружении сложных случаев и включает необходимость применения индивидуальных психологических методов. Такая работа включает и консультирования педагогов и родителей по вопросу реальных трудностей ребенка в общении и обучении. Данное диагностическое обследование включает использование более сложных методик с предварительным предположением о возможных причинах, выявленных / заявленных трудностях, с обоснованием выбора методов и приемов обследования.

При необходимости срочного получения информации посредствам использования анкет, бесед, экспресс — методик применяют оперативное психологическое обследование.

Направления психодиагностической работы включают в себя изучение личности ребенка, познавательных процессов, эмоционально – волевых особенностей, межличностных отношений в классном коллективе.

Диагностические процедуры включают в себя адаптированные типовые психологические методики.

К моменту поступления детей в школу существенно изменяется индивидуальный уровень психологического развития. Младшие школьники отличаются по моральному, интеллектуальному, межперсональному развитию. Они по — разному проявляют реакцию на одни и те же действия, инструкции, ситуации. Подбор тестового материала осуществляется с учетом индивидуальных особенностей детей. Есть дети, которые по физическому возрасту готовы обучаться в школе, а психологический возраст находится на пределе ребенка – дошкольника. Если такому ребенку предложить достаточно трудный, но малоинтересный для него тест, требующий произвольного внимания, развитой воли, внимания, памяти, то он не справиться с ним в силу недостаточного уровня личностно – психологического развития. Эти же задания будут выполнены эффективнее, если предложить их в игровой, увлекательной форме. В психологической работе с первоклассниками и второклассниками данный фактор необходимо учитывать.

В работе с детьми третьего и четвертого года обучения в начальной школе при наличии сильной мотивации, заинтересованности, положительно

– активном настрое школьников вполне подойдут доступные тесты для взрослых.

Обзор методик, используемых в психодиагностике учащихся начальной школы

2.1.Определение школьной зрелости.

Тест школьной зрелости Керна – Йирасека, может использоваться как для индивидуальных, так и для групповых обследовании, имеет нормативы, не требует специально организованных условий и много времени. Необходимо выполнить три задания: рисование по памяти мужской фигуры, срисовывание письменных букв, срисовывание группы точек. Оценка результатов по пятибалльной системе (1- высший балл, 5 – низший). Развитие детей набравших 3 -6 баллов оценивается как выше среднего. 7-11 – среднее, 12 – 15 ниже нормы. Кроме этого тест способствует определению развития тонкой моторики, в общих чертах интеллектуального развития, умению работать по образцу. Результаты распределяются по группам, по классификации положительными считаются первые три.

Диагностика родительско – детских отношений.

Родительско – детские отношения влияют на поведение и обучение учащихся в школе. Одной из задач школьного психолога провести анализ родительско – детских отношений и в проблемных ситуациях разработать конкретные рекомендации по их нормализации.

«Анкета родителей» посредством материала производится анализ причин недисциплинированности и неуспеваемости школьников младшего возраста. Анкета заполняется родителями и позволяет получить информацию о поведении, исполнительности, воспитанности, отзывчивости, исполнению домашних заданий.

Рисуночные тесты

Методика «Рисунок семьи» и ее модификации. Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд деталей: последовательность выполнения задания, сюжет рисунка, на то, как расположены, как сгруппированы члены семьи, на степень близости и степень отдаленности их друг от друга, на место нахождения ребенка среди них, на то, с кого ребенок

начинает рисовать семью, на ком заканчивает, кого «забыл» изобразить, кого «добавил», кто выше ростом и кто ниже, кто как одет, кто нарисован контуром, кто вырисован до деталей, на цветовую гамму и т. д.

«Дом-дерево-человек». Тест разработан Баком и Хэммером. Он дает дополнительную информацию о психологических особенностях ребенка. Рисунок дома отражает отношение ребенка к своей «домашней жизни», к семье. В рисунке дерева проявляются представления ребенка, относящиеся к росту, развитию, связям с окружающей средой.

«Красивый рисунок». Эта методика направлена на выявление эмоциональных особенностей. Характер используемой ребенком цветовой гаммы может многое сказать о его эмоциональном состоянии. Для выполнения теста нужен лист бумаги (он кладется перед ребенком горизонтально), простой карандаш и набор цветных карандашей (не менее двенадцати, с представленностью всех основных цветов; лучше использовать набор из 24 карандашей). Цветные карандаши лучше фломастеров, так как позволяют варьировать плотность цвета, изменяя силу нажима.

Инструкция: «Нарисуй цветными карандашами какой-нибудь красивый рисунок, какой захочешь». Во время рисования следует отмечать в протоколе последовательность использования ребенком разных цветов.

Когнитивные тесты

Методика «Узнавание фигур» предназначена для диагностики особенностей восприятия. Учащемуся дается таблица с изображением 9 фигур и предлагается внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры из первой таблицы.

Инструкция к тесту. «Сейчас я покажу Вам изображения фигур. У Вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур».

Методика «Таблицы Шульте» предназначена для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности.

Описание теста. Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами. Инструкция к тесту. Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

«Пиктограмма». Эта методика, предложенная А.Р. Лурией, позволяет получить информацию о состоянии разных психических процессов: Мышления, смысловой памяти, воображения, об уровне организации действий, о личных эмоциональных особенностях ребенка.

Инструкция: «Сейчас мы проверим, как ты запоминаешь слова. Чтобы тебе легче было их запомнить, сделай к каждому слову какой-нибудь простой рисунок. Он не должен быть хорошим. Надо только, чтобы потом он напомнил тебе это слово. Слов будет много, необходимо чтобы все рисунки поместились на этой странице. Писать слова или буквы

нельзя» — затем ребенку по одному зачитываются слова или простые словосочетания для запоминания. После каждого слова (словосочетания) ему дается достаточно времени для того, чтобы сделать рисунок.

Диагностика эмоциональной сферы младших школьников.

«Веселый — грустный». Методика предназначена для изучения представлений 6-7-летних детей об эмоционально значимых сторонах жизни, возможно и на вербальном материале.

Инструкция к тесту. Придумай, чем закончилась история. «Петя пришел из школы грустный. Мама его спросила: «Почему ты такой грустный?» А Петя отвечает: «Потому что наша учительница Нина Петровна…» Что дальше сказал Петя?

Предлагаются такие ситуации с веселым мальчиком, вернувшимся из школы, а также с веселым или грустным мальчикам, вернувшимся из детского сада.

Обработка результатов теста. Ответы детей распределяют по четырем типам.

«Отметка»: веселый — потому что учительница поставила пятерку, поставила хорошую отметку; грустный — потому что поставила двойку, поставила плохую отметку и т. д.

«Непосредственные отношения с учителем»: похвалила, наказала, поругала, выгнала из класса, была добрая, была сердитая и т. п.

«Учитель — уроки»: учительница заболела, пришла сегодня, перешла в другую школу. К этому относятся ответы, в которых причиной хорошего (плохого) настроения является наличие или отсутствие уроков (занятия).

«Содержание деятельности»: ответы, содержащие указания на трудность (легкость) задания, наличие или отсутствие развлечений, выполнение режимных моментов и т. п.

Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга предназначен для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

Психологические тесты для диагностики межличностных отношений

Методика «Капитан корабля» предназначена для диагностики статуса дошкольников и младших школьников в коллективе сверстников. Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты бы взял себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?

Кого бы пригласил на корабль в качестве гостей?

Кого бы ни за что не взял с собой в плавание?

Кто еще остался на берегу?

Можно задать ребенку вопросы о его отношении к сверстникам: с кем бы он хотел дружить, а с кем дружить никогда не станет; кого позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовет; с кем бы он хотел сидеть за одним столом, а с кем — нет. Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют 2-3 имени сверстников, с которыми они предпочли бы «жить в одном доме» или «плыть на одном корабле». Еще более уверенно они называют тех детей, от которых предпочли бы быть подальше. Вот эти дети, которых избегают и отвергают сверстники, и должны стать предметом пристального внимания и практической работы психолога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Младший школьный возраст – это дети 6–11-лет, обучающиеся в 1-4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией. 

Переход из дошкольного учреждения в школу — означает смену ведущей деятельности, от игры дети переходят к учебной деятельности как ведущей деятельности младшего школьника, в которой формируются основные психические новообразования.

С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития, в котором центральным звеном развития становится учитель. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, а значит особой формой активности ученика, направленной на изменение самого себя как субъекта учения. Преобладающей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление, происходит переход от наглядно — образного к словесно-логическому мышлению.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

В связи с вышесказанным хочется отметить, что проведение психологической диагностики является необходимым условием в организации эффективного учебного процесса, налаживанию межличностных отношений и в целом развитии личности младшего школьника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989. – 2009 с.

Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М., 1999.- 39 с.

Венгер Л.А. , Психологическое консультирование и диагностика. Часть 1, — М.: Генезис, 2001. — 160 с.

Гаврилычева Г.Ф. Диагностики изучения личности младшего школьника // Начальная школа. — 1994. — N 1. — С. 16-18; N 8. — С. 4-8.

Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. — М., 1978.- 248 с.

Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. — М., 1981.- 218 с

Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1987. – 284с.

Зак А.З. Диагностика мышления детей 6-10 лет. — М., 1993. – 127 с.

Изучение личности школьника учителем /Под ред. З.И. Васильевой, Т.В. Ахаян, М.Г. Казакиной, Н.Ф. Радионовой и др. — М., 1991.- 186 с.

Смирнова Е.О. Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. М., Гуманитарный издательский центр. ВЛАДОС 2005 – 158 с

Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Ростов н/Д.: Феникс, 1996.- 155 с.






See also:
Яндекс.Метрика