Формы организации процесса обучения традиции и инновации_35005


Методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является системнодеятельностный подход. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. СЛАЙД

Основной формой организации обучения является урок, поэтому учителю необходимо знать примерную типологию уроков и их структуру в рамках системно-деятельностного подхода.

Тип урока определяет формирование того или иного действия в структуре учебной деятельности. В рамках гос.стандартов выделяют следующие типы уроков: СЛАЙД

1. Урок изучения и первичного закрепления знаний (УИПЗЗ)

2. Урок закреплений знаний и выработка умений (УЗЗВУ)

3. Урок комплексного использования знаний (УКИЗ)

4. Урок обобщения и систематизации знаний (УОСЗ)

5. Урок проверки, оценки и контроля знаний (УПОКЗ)

Рассмотрим на практике структуру урока изучения и первичного закрепления знаний в рамках системно-деятельностного подхода в сравнении с традиционной структурой урока изучения нового материала.

В левой колонке структура урока по традиционному обучению, в правой-структура урока в рамках федеральных стандартов. СЛАЙД

1-ый этап по традиционному обучению называется Орг.момент. Цель учителя на этом этапе: проверка готовности обучающихся к уроку. А 1-ый этап урока в рамках гос.стандартов называется:

Создание эмоционального настроя. Введение в работу.

Цель учителя: мотивация (самоопределение) обучающихся к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход ученика из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

На этом этапе учитель для создания эмоционального настроя и введения в работу может использовать следующие приёмы работы:

в начале урока он может высказать добрые пожелания детям; предложить пожелать друг другу удачи;

обучающиеся могут показать своё настроение в виде таких смайликов

(зелёный –хорошее, радостное настроение; красный- плохое настроение);

учитель может также предложить детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке;

для создания эмоционального настроя учитель может также предложить детям маленький девиз или эпиграф («Сила – в знаниях! Я ищу – значит учусь!».) или прочитать стишок, настраивающий детей на учебную деятельность. «Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, Работаем старательно».

СЛАЙД Следующий этап в структуре урока в рамках ФГОС называется: Актуализация и фиксация затруднений в деятельности.

При традиционном обучении этап актуализации знаний часто превращается в опрос обучающихся или в проверку домашнего задания. В новой системе обучения на данном этапе организуется подготовка и мотивация обучающихся к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

На этом этапе учитель предлагает сначала детям те задания, для решения которых у них имеются все знания, умения и навыки. А последнее задание должно вызвать у них познавательное затруднение. Например, на уроке математике по теме «Смысл действия умножения», в начале я предложила математический диктант (например, число 6 увеличь на 4, число 12 уменьши на 2 и т.д), затем задание: СЛАЙД сосчитать снежинки (их было 12), затем посчитать их парами (2+2+2+2+2+2). Какими ещё группами можно сосчитать снежинки? (3+3+3+3, 4+4+4, 6+6) . Как сосчитать удобнее? (6+6=12). Какое число берём слагаемым? (6). Сколько раз число 6 берём слагаемым? (2). И последнее задание, которое я предложила на этом этапе — решить задачу: СЛАЙД 126 весёлых медвежат

В школу на урок спешат.

И для счёта по 3 шишки

Подобрали наши мишки.

Подсчитать они забыли

Сколько шишек притащили.

— Как узнать, сколько шишек принесли мишки? (Число 3 взять слагаемым 126 раз.)

— Запишите это выражение, найдите его значение. Время работы — 1 минута. Успели вы записать число 3 слагаемыми 126 раз и найти значение выражения? (Не успели).

— Почему возникло затруднение? (Очень мало времени на запись решения.

Это очень долго и неудобно.)

СЛАЙД Следующий этап в традиционном обучении называется Сообщение темы и цели урока. На этом этапе учитель сам сообщает тему и цель. По стандартам этот этап называется Создание проблемной ситуации. Где учитель только создает проблемную ситуацию, а обучающиеся формулируют тему урока и выдвигают цели в виде вопросов или гипотез.

Для создания проблемной ситуации учитель может использовать такие приемы, СЛАЙД как побуждающий диалог, который состоит из отдельных стимулирующих реплик. Например, урок математики по теме «Табличное сложение» (1 класс)

Обучающимся предлагаю задание: найти значения выражений, записанных на доске, СЛАЙД т.е я создаю проблемную ситуацию. Последнее выражение (9+2) не сходное с предыдущими.

— Все ли выражения удалось решить? (нет)

— Где возникли затруднения? Почему (в последнем выражении).

— Чем это задание не похоже на предыдущие? Дети отвечают, что в последнем выражении надо сложить два числа, сумма которых больше 10, а такие задания пока не выполнялись.

— Чем будем заниматься на уроке, какие новые знания приобретать? Т.е я их побуждаю к формулированию темы.

— Как находить значения таких выражений? Какие есть предположения? Побуждаю к выдвижению гипотез.

Или другой пример: из урока обучения грамоте по теме «Письмо строчной буквы д.» (1 класс). Где я сталкиваю мнение обучающихся вопросом, практическим заданием. Создаю проблемную ситуацию. СЛАЙД На доске запись: Вла(д)имир налил во(д)ы в би(д)он. Ли(д)а налила во(д)ы в ве(д)ро.

— Прочитайте предложения. Проверьте мою работу. Что вы заметили? (буква Д написана печатными буквами)

— Как вы думаете, почему я написала печатную букву д? (эту букву мы не умеем писать)

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, какова его тема? (Побуждаю к формулированию проблемы)

Для создания проблемной ситуации можно использовать также приём

подводящий диалог , представляющий собой систему посильных ученикам вопросов и заданий. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Приведу пример создания проблемной ситуации путем подводящего диалога через прием «Яркое пятно». Суть его в том, что среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.

Например, тема урока математики в 1 классе «Число и цифра 6» СЛАЙД

На слайде вы видите, что цифра 6 выделена размером, обучающиеся сразу догадались о чём пойдет речь на уроке.

В подводящем диалоге есть и приём «актуальность», который связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать приобретённые знания в жизни. Например, урок математики по теме «Числа от 1 до 20»

(подводящий диалог) Мы с вами научились читать и записывать числа от 1 до 10, складывать их и вычитать. Взгляните на циферблат часов. СЛАЙД Все ли числа, написанные на нём, вам знакомы? А какое сегодня число? Хватает ли нам изученных чисел, чтобы найти время по часам? Записать любое число месяца?

— Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (знакомиться с новыми числами).

СЛАЙД Следующий этап по традиционному обучению – объяснение нового материала, на котором учитель сам излагает новый материал. По структуре урока по стандартам этот этап называется Поиск решения проблемной ситуации.

Учитель предлагает материал для наблюдения и систему вопросов.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя .

СЛАЙД Следующий этап в структурах урока по целям деятельности учителя ничем не отличается. Отличие только в деятельности обучающихся. На уроке по новым стандартам они решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух. Этап этот сопровождается рефлексией (обдумыванием) того, что делается, как делается и все ли понятно.

СЛАЙД Отличие следующего этапа от традиционного обучения состоит в том, что в завершении самостоятельной работы проводится рефлексия усвоения нового способа. Можно задать вопросы: — У кого возникли трудности? С чем они связаны? — Что удалось? — У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе плюсы (или другие поощрительные знаки, принятые в классе). Учитель создаёт, по возможности, для каждого обучающегося ситуацию успеха.

СЛАЙД Следующий этап отличается только названием.

СЛАЙД Далее, по традиционному обучению идет итог урока. Цель: подведение итогов урока. По новым стандартам следует этап Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель этого этапа: осознание обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Здесь учитель может задать следующие

СЛАЙД вопросы:

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось ли решить поставленную задачу?

Каким способом? ( При ответе на последний вопрос обучающиеся называют этапы учебной деятельности, которые запомнили; выяснили, что не получается; и т.д. Если названы не все этапы, можно спросить: — Какие еще этапы учебной деятельности были на уроке? )Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем ещё надо поработать?

и другие.

  В завершение урока фиксируются неразрешенные затруднения, намечаются перспективы будущей учебной деятельности и согласовывается домашнее задание. Заметим, что домашнее задание должно включать в себя: СЛАЙД

1) обязательную часть — посильную для каждого ребенка, небольшую по объему (не более 30-40 минут самостоятельной работы для наиболее слабых детей класса) и — желательно — на вариативной основе (выполнить из 3- 4 предложенных заданий одно-два по выбору) и с творческим компонентом (составить задачу, пример, схему и т.д.);

2) необязательную часть – посильную для более сильных обучающихся. Одно задание (лучше по выбору) творческого уровня (метод выполнения которого не изучался).

СЛАЙД В традиционном обучении информация о домашнем задании выделяется в отдельный этап урок.

СЛАЙД Физкультминутка обязательный элемент в обеих системах обучения. Цель: поддержание работоспособности, снятия статистического напряжения, утомления детей и восстановления функций организма обучающихся. В начальной школе мы физкультминутку проводим дважды за урок. К сожалению, в основной школе и старшей школе о физминутках педагоги забывают совсем. Физкультминутки являются обязательным элементом здоровье сберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями, и мы на уроках не должны забывать о ней. На первый взгляд, физминутка — не важная, незначительная, неэффективная. На самом деле она полезна, если её применять в системе. Я вас призываю, хотя бы одну физкульминутку проводить на своих уроках.






See also:
Яндекс.Метрика