Формы организации обучения географии


«Урок – «клеточка» педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».

М. Н. Скаткин

Формы организации обучения географии

По определению Б.Т. Лихачева, “форма обучения представляет собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов”.

Урок традиционно является основной формой обучения. Он представляет собой завершенный, целостный элемент учебно-воспитательного процесса. Представляет собой универсальную систему взаимодействия учителя и учащихся, работающую на усвоение знаний, приобретение умений и навыков, развитие их способностей, нравственно-духовное и физическое совершенство. Урок — это дидактическая конструкция, в которой в единстве и взаимосвязи представлены цель и результат, организационная форма и содержание, субъект и объект общения, личностные и профессиональные качества учителя, его мастерство и творчество, процесс и методическое обеспечение, предназначенные для реализации целей и задач обучения, развития и воспитания. Кроме обучения есть еще организация обучения. Организация обучения предполагает организацию деятельности детей и учителя, приведение в порядок учебного процесса, придание ему соответствующей формы.

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. Существует три основные формы — фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая — самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая — учащиеся работают в группах из 3—6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.

Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями.

Фронтальная форма учебной работы имеет недостатки. Ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностями. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, а в усложнении их содержания, заданий поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне.

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке, Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, примеров, написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений .

Не менее важным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений.

Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании. Но эта форма организации содержит и серьезный недостаток. Способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Эти недостатки можно компенсировать в практической работе учителя сочетанием индивидуальной формы организации учебной работы учащихся с такими формами коллективной работы как фронтальная и групповая.

Групповая форма организации учебной работы учащихся: ее признаки:

* класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

* каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

* задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

* состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной ффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

Величина групп различна (3-6 человек). Состав группы не постоянный. Он меняется, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

В группу подбираются школьники разного уровня обученности, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная — выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

В методической литературе много пишется о поиске форм проведения занятий по географии с целью активизировать познавательную деятельность учащихся, сформировать интерес к учению, усилить творческое начало. Примерами таких форм организации учебной деятельности является:

Урок-семинар – одна из форм организации учебной деятельности. На уроке-семинаре выявляется не столько степень усвоения учащимися теоретического материала, сколько сформированность общеучебных умений и навыков, определенных программой при изучении указанного материала, причем ученик должен практически применить знания и умения не только в известных ему, привычных, но и в новых ситуациях. Вот почему урок-семинар – не та форма работы с учениками, которую можно использовать ежедневно, но при этом трудно переоценить ее роль в воспитании самостоятельности учащихся, формировании умения работать со справочной литературой и развитии навыков монологической речи. Урок-семинар позволяет включить весь класс в активную самостоятельную работу, стимулировать усвоение материала, приучить к самообразованию. Способствует развитию самостоятельности, осознанности, системному обобщению и приобретению знаний в различных учебных и жизненных ситуациях.

Урок-экскурсия — в зависимости от того, на каком этапе изучения темы проводится экскурсия — до начала, в момент или после, различают вводные, текущие, итоговые, заключительные. Объектами экскурсии бывают музеи, выставки, различные предприятия и т.д. Они обеспечивают учащимся непосредственное знакомство с явлениями окружающей жизни в их статике и динамике, взаимосвязях с другими явлениями.

Урок лабораторно-практических занятий направлен на соединение знаний с практическим самостоятельным выполнением различных упражнений, практикумов, опытов, решение задач. Задания могут выполняться как индивидуально, так и в группах с обязательным выполнением каждым намеченного объема работ. Проведение таких уроков способствует развитию умений и навыков самостоятельного получения знаний, профессиональной ориентации учащихся, инициативы и творчества в поисках своих решений.

В настоящее время в практике школ получили распространение курсы по выбору, ориентированные на работу с детьми, особо успевающими по отдельным учебным предметам. Занятия проводятся по желанию детей. Различаются: поддерживающие и стимулирующие занятия. Организуются для неуспевающих учащихся как дополнительные занятия по предмету. На занятиях прорабатывается неусвоенный учащимися материал, исправляются полученные ранее неудовлетворительные отметки. Такие занятия помогают и значительно отставшим в учебе учащимся добиться более высоких результатов.

Группы, классы выравнивания организуются для специальных занятий со слабоуспевающими учащимися использовался для работы с отстающими. В такие классы выравнивания входят учащиеся одной параллели и занимающиеся по адаптированной программе. Ликвидация пробелов в знаниях позволяет вернуться учащимся в свои классы.

К другим формам учебных занятий относятся консультации и индивидуальные занятия, ученические исследовательские группы, кружки, лаборатории, репетиторство (индивидуальные или групповые дополнительные занятия по отдельным темам, или целому учебному курсу, по школьным учебным курсам). Благодаря такой форме занятий ликвидируются пробелы в знаниях и развитии детей, а также достигается более высокий уровень подготовки, развития специальных способностей и дарований.

Традиционно применяемые в школьной практике типы и виды уроков не могли в полной мере удовлетворить потребности школьников в новых знаниях, в развитости и самостоятельности мышления и суждений, в разносторонних познавательных интересах; обеспечить формирование творческой личности, реализацию духовных и профессиональных потребностей. Все это не удовлетворяло и творческую натуру учителя. В свою очередь это и повлекло к поиску оптимальных видов и форм учебной работы, включение в традиционный учебный процесс заданий творческого характера

Использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учеников, которые отвечают на вопросы, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность. Нашедшие в настоящее время широкое распространение нестандартные уроки (урок-тестирование, урок-исследование, урок-семинар, урок-игра, урок-КВН, урок – викторина) позволяют каждому ученику поучаствовать в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то этапе в роли учителя.

Такие уроки – один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передача этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.

В 6-7 классах целесообразно проводить урок-игру, или урок-викторину. Для детей данного возраста это приемлемые формы проведения урока, особенно при обобщении материала, в старших классах (10-11) лучше практиковать урок-семинар или урок-конференцию. Учащиеся готовят выступления или презентации для проведения данного урока. Это повышает интерес, развивает самостоятельность.

Тестирование провожу на любом этапе урока. Чаще всего использую тесты после изучения определённой темы или итоговые тесты в конце учебного года, четверти .Это способствует проверке знаний учащихся и, как правило, самооценке. Такая система повышает интерес учащихся к обучению.

Географии принадлежит видное место в решении задач по формированию научного мировоззрения, высокой нравственности, практической подготовки молодёжи к жизни. Один из способов, призванных решению этих задач — это внедрение в практику активной самостоятельной работы учащихся, так как она создаёт условия для развития умственных способностей и творческого подхода в учебной работе.

Одним из видов самостоятельных работ, активизирующих развитие познавательной деятельности учащихся, является реферат.

Реферат – одна из трудных форм работы, так как это краткое изложение в письменном виде или в форме доклада научного труда по определённой проблеме.

Систему обучения рефератной работе необходимо выстраивать дифференцированно с учётом возраста (постепенно увеличивать объём излагаемого материала). В основном эту работу выполняют сильные учащиеся.

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

— воспитание культуры общения;

— развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

Список использованной литературы

1.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.;1989.

2.Душина И.В. Педагогические технологии обучения географии. География в школе №3.2001.

3.Крылова О.В.Современный урок. География в школе № 2.2006.

4.Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. География в школе №5.2004.

5.Пантелеева Н.К. Реферат-Один из активных видов самостоятельной деятельности учащихся. География в школе №7.2001.

6.Скатова Н.Н., Попова Е.А. Современные педагогические технологии: групповая работа на уроках географии. География в школе №8.2000.

7.Уткина И.Ю. Развивающее обучение невозможно без карты. География в школе № 4.2001.

8.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М..: Педагогика, 1988.

9.Яковлева Н.В. Уроки учительского мастерства. Волгоград.2009.






See also:
Яндекс.Метрика