Формы организации групповой работы на уроках в начальной школе


«Формы организации групповой работы на уроках

в начальной школе»

(выступление на методическом объединении)

Любой учитель стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением, формы учебного сотрудничества». (Г.А.Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Работа в системе образования и использование на уроках групповой работы убеждают нас в том, что:

возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;

сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.

Остановимся на общих моментах организации групповой работы.

При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать,

что такой формы общения в детском опыте еще не было, поэтому ее надо культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык.

Следующий момент, который требует внимания учителя,- это подбор

детей в группы. Конечно, объединять надо с учетом их личных склонностей. Замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнер. Двух озорников объединять опасно.

Если соединять детей по их желанию, то группы получаются разного

уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе. Руководить работой класса, где соседствуют сильные и слабые группы, учителю труднее. Остановимся на такой форме подбора членов групп: организатора (капитана, руководителя) каждой группы назначает учитель из числа наиболее способных учащихся. Далее называются 4-5 человек примерно одного уровня знаний (в зависимости от количества учащихся в группе). Каждый организатор выбирает одного ученика к себе в группу из названных учителем, каждый раз отбирая по одному ученику. Таким образом, равномерно распределяются между собой сильные и слабые ученики, и группы получаются равносильные.

Для того чтобы группы срабатывались, нужны минимум 5-6 занятий. Потом можно группы переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнерами.

Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в группе ( в классе). Для парной работы удобные обычные ряды, для групповой же работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы; был в пределах досягаемости от членов групп (чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы). Дети любят переставлять парты, предлагая при этом самые разнообразные варианты их размещения.

У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу. «Мы группа, значит, мы способны действовать»,- говорят дети, соединив вместе руки перед началом работы.

Какие роли должны быть в группе? Здесь есть много вариантов, например:

организатор – отвечает за работу группы в целом;

спикер – выступает перед классом с готовым решением группы;

секретарь – записывает высказанные идеи и решения;

критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;

контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение.

Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей. Чтобы легче было руководить процессами, протекающими в группе, был составлен своего рода алгоритм движения при выполнении заданий в группе.

Алгоритм движения при выполнении задания в группе.

Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания.

Анализ условия (разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи).

Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнеров, выявление разницы).

Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.

Совместное принятие решения.

Анализ решения задания, его оформление.

Проговаривание в группе выступления спикера.

Представление решения спикером.

Несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы:

нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2-х

классах, не более 20-30 минут – в 3-4-х классах;

нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями, прежде чем представит «продукт» совместного труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все

осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.






See also:
Яндекс.Метрика