Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся


Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся

Валеева Эльмира Баязитовна, учитель истории МБОУ «Гимназия № 1» генделеевск Республика Татарстан

Казалось бы, о роли семьи в воспитании личности сказано многое. Но, будучи классным руководителем, приходится порой ощущать недостаток знаний педагогики.

Прежде всего, надо заметить, что современная семья не похожа на семью двадцатилетней давности и, даже, десятилетней давности. Меняется общество и вместе с ней меняется семья.

Особенности современной семьи.

Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свои отражения в семье. Но в отличие от других социальных коллективов – производственных, профессиональных, политических – семья не подвергается прямой перестройке. Современная семья претерпевает ряд изменений. К особенностям современной семьи относятся:

— специфика социального уклада городской и сельской семьи. Например, отношения в сельской местности складываются таким образом, что каждый ребенок чувствует себя под строгим контролем односельчан. С одной стороны это явление положительное, но с другой стороны такой социальный контроль может носить угнетающий личность характер. В городе, тем более большом, такой контроль практически отсутствует. Нередки случаи, когда взрослые не знают детей, проживающих не только в одном с ними доме, но и в одном подъезде.

— существует прямая зависимость: чем выше образование родителей, тем более успешно учатся их дети в школе. Современные родители – это активно работающие люди и воспитание детей возлагается чаще всего на дедушек и бабушек, образование которых в большинстве случаев значительно ниже. Нередко в семье сталкиваются разные системы воспитания детей дедушек и бабушек и молодых родителей. Учителю, желающему разобраться в тонкостях семейного воспитания необходимо иметь ввиду данную особенность;

— происходящие в обществе расслоения населения по степени материального достатка определяет различия в семенном воспитании детей, характер взаимоотношений между родителями и детьми. Как правило, на детей затрачивается от 25% до 50% семейного дохода. В семье с большим материальным доходом при появлении педагогической слепоты не исключены случаи пресыщения (излишняя ласка, задабривание, закармливание и пр.).

— уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей. Типичной для города и для села является семья, воспитывающая одного – двух детей. Причины сокращения рождаемости многообразны и сложны: занятость родителей на работе; недостаточность обеспечения дошкольными учреждениями; рост материальных затрат на воспитание ребенка; большая перегрузка женщины – матери, неблагоприятные жилищно-бытовые условия семьи; эгоистическое стремление родителей «пожить для себя» и др. Сокращение рождаемости выдвигает новую педагогическую проблему: изучение и разработку воспитания в малодетной семье;

— увеличение числа разводов. Нужно иметь ввиду, что не всякий развод плохо, так как устраняется источник негативного воздействия на психику ребенка. До 90% разводов попадает на супружеские пары первого года жизни. Они происходят вследствие неподготовленности супругов к семейной жизни, неустроенности быта.

— увеличение числа однодетных семей. Однодетная семья ставит ребенка в затруднительное положение в плане общения, получения опыта коллективной деятельности.

Учитывая тенденции развития современной семьи, переходим к установлению контактов.

Вся работа с семьей делится на 2 группы форм – коллективные и индивидуальные.

К коллективным относится педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и другие.

К индивидуальным относятся посещение семьи, педагогическое поручение, педагогические консультации.

Но в работе необходимо соблюдать следующие правила.

Правило первое. В основе работы школы и классного руководителя с семьёй и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя и может стать источником обид, раздражения, неловкости. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение.

Правило второе. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Правило третье. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь. Классный руководитель –лицо официальное. Но по роду своей деятельности должен касаться интимных сторон жизни семьи. Нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений скрывающихся от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются.

Правило четвертое. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.

Одно из форм установления контактов с семьей является посещение семьи школьника. Посещение должно осуществляться по приглашению. По данным статистики более 90% семьи воспитываются сегодня в семьях, где отец и мать работают. Следовательно, не всякое время удобно для визита учителя. Внезапное посещение учителя может вызвать смущение, замешательство родителей, занятых теми или иными делами, нарушить временно порядок, уют. В это время могут оказаться родственники, гости, нередко случается так, что учитель не застает дома родителей или того из них, с кем планировалась беседа. Ряд исследователей семейного воспитания отмечают, что использование этого правила — посещения по приглашению — меняет радикально отношение учащихся к посещению семьи классным руководителем от негативного до активного, положительного. К посещению нужно готовиться. Эта подготовка заключается в определении самого интересного, положительного в своих питомцах. Но это ценное нужно осмыслить и оценить так, чтобы похвала прозвучала психологически тонко и педагогически правильно.

Педагогические консультации ценны тем, что можно сказать о самом наболевшем, сокровенном, поделиться тем, о чем по тем или иным причинам неудобно говорить на собрании. Консультации не дают должного эффекта, если родители выступают в роли пассивных слушателей. Педагог должен вести консультацию в форме совета, вместе с родителями искать пути устранения ошибок, недостатков. «Давайте посоветуемся…», «А как вы думаете?», «Каково ваше мнение…»

Другая форма установления контактов с родителями – педагогические поручения. Поручения, предполагающие активную воспитательную позицию, непосредственную работу с детьми, — руководство кружком по интересам, спортивной секцией, организация встреч, участие в оборудовании кабинетов, помощь в ремонтных работах и др.

Среди коллективных форм можно выделить педагогический лекторий, университеты родительских знаний, день открытых дверей в школе.

Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

Университеты педагогических знаний для родителей в сравнении с лекторием предполагают более сложные формы работы родителей по овладению теорией воспитания. Занятия предполагают семинарские занятия.

Классные родительские собрания. Первая встреча классного руководителя с родителями происходит на первом родительском собрании. Родительскому собранию предшествует большая предварительная работа. Необходимо определить тематику собрания, предусмотреть примерные вопросы.

В качестве вывода хочу сказать, что все формы взаимосвязаны между собойи укладываются в единую систему.

Правовые основы современного семейного воспитания.

Международные документы, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ о роли семьи в воспитании детей.

В Конституции РФ говорится о том, что граждане должны заботиться о воспитании детей, готовить их к жизни в разных сферах. Семейный кодекс содержит правовые нормы, которые влияют на регулирование семейных отношений, конкретизируют их по следующим направлениям:

— общие положения (семейное законодательство, осуществление и защита семейных прав);

— заключение и прекращение брака (условия и порядок заключения брака, прекращение и недействительность брака);

— права и обязанности супругов (личные права и обязанности супругов, ответственность супругов по обязательствам и др.);

— права и обязанности родителей и детей (права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей);

— алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей, других членов семьи);

— формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья).

Данные источники права должен знать каждый классный руководитель и на классных собраниях говорить об ответственности родителей в деле воспитания детей.

Использованная литература.

В.А. Сластёнин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. Педагогика. Москва, «Академия», 2008

Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. Педагогика и психология: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2001

Педагогика. Под ред. Профессора П.И.Пидкасистого. Москва. Высшее образование. 2006






See also:
Яндекс.Метрика