Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся в современных условиях


Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся в современных условиях

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.

Удовлетворение потребностей младших школьников влияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности учебной деятельности.

Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться,  закладываются  в младшем школьном возрасте.  Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.  Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»

Возникают вопросы о том, почему один ребёнок учиться с радостью, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Ответом на эти вопросы является решение  проблемы  мотивации учения  школьника.

Формирование мотивации – это не  «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На  практике  формирование мотивов учения — это создание таких  условий, при которых  появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание  их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как  развивается  мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником,  выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявления внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.

Следует помнить, что большое значение  имеет  формирование мотивации не только у неуспевающих учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. Для этого необходимо  выявить состояние  познавательной сферы ребёнка (стремление учиться), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения).

Под мотивом, который побуждает школьника учиться, подразумевается  не один, а целый ряд различного свойства, которые  можно разбить на следующие группы:

· учебно-познавательные (интерес к учению, стремление к получению знаний,  познавательная потребность, любознательность и др.);

· непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и др.);

· перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга, и др.).

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной  учебной деятельности у школьников необходимо проводить целенаправленную работу.

Такая структура способствует эмоционально-положительному восприятию учения, обеспечивает школьнику возможность свободно проявлять эмоции, делает его истинным субъектом учебной деятельности.

Чтобы развить учебно-познавательную мотивацию, необходима такая деятельность, которая опиралась бы на их потребности.

Педагогу необходимо включать ребёнка в деятельность, которая соответствует зоне его ближайшего развития, вызывает у ученика положительные эмоции.

Работая по Образовательным системам «Школа 2000…» и «Школа 2100»,  учителя нашей школы используют личностно-ориентированный подход в обучении учащихся, что оказывает существенное влияние на учебную деятельность учащихся. Увеличивается доля мотивов, связанных не только с содержанием учебной деятельности, но и с процессом познавательной деятельности, когда детям нравится думать, рассуждать, решать сложные задачи и т. д. Личностно-ориентированное обучение характеризуется сотрудничеством участников педагогического процесса, равенством, партнёрством. Учитель и учащиеся совместно определяют цели и задачи обучения, содержание. Дают оценки результатам обучения. Важно научить детей думать, размышлять, высказывать своё мнение, умение слушать и слышать, работать сообща для достижения общей цели, подводить итоги деятельности, строить перспективу на будущее.

В рамках Образовательных систем «Школа 2000» и «Школа 2100» за счёт дифференциации и индивидуализации обучения гарантируется  возможность каждому ученику работать в своём темпе, что обеспечивает ему комфортное существование и успешное обучение. Как следствие, у учащихся значительно повышается мотивация к обучению. Для того чтобы дать возможность каждому ученику обучаться в соответствии со своими возможностями имеются все средства: учебники и тетради содержат материал для дифференциации обучения, который предусмотрен для каждого урока.

Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

Педагоги школы используют в работе  личностно — ориентированный подход, который обеспечивает развитие способов саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения. В процессе обучения прослеживается индивидуальная дифференциация. Наиболее актуален этот вопрос в последние годы, так как уровень развития учащихся в классе различен. Этот подход имеет много положительных моментов:

Ø    исключаются неоправданные и нецелесообразные уравниловка и «усреднение» детей;

Ø     у учителя появляются возможности оказывать помощь слабым ученикам и направлять деятельность «сильных»;

Ø    осуществляется желание учащихся быстрее продвигаться в образовании;

Ø     главный ориентир – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей

Обучение немыслимо без постоянного учебного общения. Для стимулирования мотивационной сферы детей необходимо создавать условия для их совместной деятельности. Организация такого учебного процесса основана на использовании технологии коллективного взаимообучения. В условиях групповой работы дети более внимательно относятся к оценке своего участия в выполнении общего задания (групповая деятельность, работа в парах), так как работа в команде побуждает учащегося к активным действиям. Он не может долго наблюдать: ученик имеет возможность проявить инициативу, учиться планировать свои действия и убеждать в их правильности одноклассников. Следовательно, обращение за помощью в случае затруднения носит осознанный характер, а формулируемые вопросы о неизвестном – более конкретны.

Важную роль в формировании мотивов играют методы проблемного обучения.

Проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.

Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчёркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Суть проблемного обучения состоит в том, что учитель не только сообщает детям конечные выводы науки, но и в какой-то мере воспроизводит путь их открытия («эмбриологию истины»). Учебная деятельность младших школьников даёт наилучшие результаты тогда, когда дети активно взаимодействуют между собой в процессе усвоения знаний и умений. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать. Очень эффективно введение новых знаний начинать с создания учебно-проблемных ситуаций, не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация, несомненно, окажется мощным толчком к началу интенсивного мышления. Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к содержанию учебного материала, к приемам познавательных действий.

Следует помнить, что ни слишком лёгкий, ни слишком тяжёлый материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

Создание на уроке ситуации успеха для учащихся – основа для проявления активности ребёнка, его мотивированного обучения. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главного, ответы на вопросы и т. д.), то их ответ будет успешным. Для этого  на каждом уроке оговаривается, что и как следует подготовить дома.

Какие формы работы служат  для стимулирования познавательной активности учащихся, формирования повышения качества обучения учащихся?

дидактические игры и упражнения в урочной и внеурочной деятельности;

личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;

внеклассные мероприятия по предметам (проведение предметных недель по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру);

творческие работы учащихся по  разным предметам и текущим темам;

проведение предметных олимпиад;

использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.);

интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)

использование современных инновационных технологий (интерактивная доска, компьютеры, цифровая аудио и видеотехника и т.п.) в обучающем процессе

Качество современного школьного образования во многом зависит от профессионализма учителя, его педагогической культуры. Образовательный процесс – есть система взаимодействия педагога с детьми, выстроенная в адекватных организационных формах, направленных на выявление и развитие потенциала каждого участника (самообразование). Образовательный результат – это, прежде всего, результат ребёнка: итог его работы в образовательном процессе, следствие собственных усилий и собственной деятельности в образовании себя, итоги его освоения предложенного содержания образования, выражение степени его успешности и личностного роста. Миссия педагога в умении и готовности вместе с ребёнком пройти путь познания. Целью работы МО учителей начальных классов является «Повышение уровня научно-теоретической, методической и психолого-педагогической подготовки учителей».

В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:

1. Создание условий развития и воспитания творческого мышления, творческой индивидуальности.

2. Обновление содержания образования. Стимулирование поисковых разработок, обмен опытом творчески работающих учителей.

3. Внедрение в практику методов творческого применения и способов деятельности. Проблема качества ЗУН в начальной школе является основополагающей, так как именно она закладывает тот фундамент, на котором учителя основной и средней школы из предметных кирпичиков, возводят дом, который мы именуем системой знаний. Многие учителя используют элементы современных педагогических технологий, таких как: технология развивающего обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология формирования ОУУН; технология коллективного способа обучения.

В связи с вышесказанным, хочется отметить, что учителя начальной школы из года в год повышают своё педагогическое мастерство:

посещают углублённые курсы повышения квалификации при МИОО по Предшкольной подготовке по Образовательной системе «Школа 2100» (Давыдова Е.Г., Долгова Н.Н., Еськова Н.В., Алтунина М.А., Шубина Т.И., Куликова А.А., Шагова Т.А.),

углублённые курсы ФГОУ АПК и ППРО по проблеме «Реализация технологии деятельностного метода «Школа 2000…» (Шагова Т.А., Куликова А.А., Анисимова Ю.А.),

участвуют в апробации надпредметного курса «Мир деятельности» и освоению ТДМ (используют в работе все учителя начальной школы), проводят практические занятия для учителей начальной школы молодых специалистов ЮАО в рамках ЭД Ассоциации «Школа 2000…» по теме «Реализация ФГОС на основе ДСДМ «Школа 2000…» (Шагова Т.А., Куликова А.А., Анисимова Ю.А.),

участвуют в работе ГЭП «Школа 2000…» по проблеме «Построение образовательного пространства обучения на деятельностной основе»,

участвуют в конкурсах – Окружной дистанционный конкурс «Современный урок с поддержкой ИКТ» (Алтунина М.А., Шубина Т.И., Шагова Т.А., Еськова Н.В.),

имеют печатные работы в журнале Мастер – класс (Долгова Н.Н., Шагова Т.А.), а также публикации в сетевом образовательном журнале (5 уроков на международном сайте «Бета – версия Smartechcom” (Еськова Н.В.),

выступают в ОМЦ «Мастер – класс» Обмен опытом по применению и разработке тестов для «Смарт – доски» (Еськова Н.В.),

«Мастер – класс» Распространение опыта победителей конкурса Премии президента (Долгова Н.Н.).

Позитивная деятельность учителя отразилась на результатах качества обученности учащихся (более 70% с 1 по 4 классы), а также на результатах учеников, принимающих участие в Окружных конкурсах:

Гусейнова Анжелика (4 Б класс, учителя Кузьмич М.В.) – 1 место в окружном конкурсе «Огонь – друг, огонь – враг».

Мизерная Мария (4 Б класс, учитель Кузьмич М.В.) – 2 место в окружном конкурсе «Премьера»

Конкурс «Премьера» (окружной тур) – Витиков Илья (3 А класс, учитель Шубина Т.И.)

«Премьера» (окружной тур): Мартыненко Дарья (3 Б класс, учитель Шагова Т.А.) — (40 б.)

Окружной конкурс «Премьера» — Кинчеш Виктория (3 В класс, Куликова А.А.) –(38 б.)

Шахматный турнир – Таганкин Кирилл (3 В класс, Куликова А.А.) – 2 место

Окружной тур интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности – 2011» — Пономарёва Татьяна (3 А класс, Шубина Т.И.)

Окружной тур интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности-2011» — Дьяконова Жанна (3 Б класс, Шагова Т.А.) -(15б.), диплом «Лучший групповой проект»

Окружной тур интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности — 2011» — Левин Марк (3 В класс, Куликова А.А.) — (13 б.), диплом «Лучший групповой проект»

Победитель окружной олимпиады по русскому языку и литературному чтению – Мизерная Мария (4 Б класс, Куликова А.А., Кузьмич М.В.)

Мы гордимся нашими сегодняшними успехами и, как писал Выготский, «то, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно». Иначе и быть не может. Поэтому развивающее обучение не просто система приёмов и методов, а понимание сущности образования.

В заключение доклада хочу привести цитату из высказывания величайшей гуманистки XX века Матери Терезы: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью». Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой каждого учителя в решении вопросов мотивации учения младшего школьника, воспитания интереса и любви к получению знаний?

 






See also:
Яндекс.Метрика