Формы и методы формирования ключевых компетенций на уроках английского языка в школе


Статья участвует в конкурсе образовательной тематики «Образование 3.0»

« Образование 3.0»

Формы и методы формирование ключевых компетенций на уроках английского языка (Из опыта работы школы).

Орлова О.П., учитель английского языка

МОБУ СОШ № 3 города Лабинска

Уже в XX веке значительно возросла образовательная значимость изучения иностранных языков, их профессиональная функция на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в их изучении. Задачу оказания содействия странам Европы в согласовании целей и содержания обучения иностранным языкам взяла на себя международная организация Совет Европы, разработавшая «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком» Страсбург 1996.

Одной из представленных Советом Европы ключевых компетенций является коммуникативная компетенция, которая, по мнению многих исследователей, может по праву рассматриваться как ведущая и стержневая, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций.

В российском документе «Стратегии модернизации содержания общего образования» были также были сформулированы основные положения компетентностного подхода в системе современного образования, узловое понятие которого — компетенции. Что же такое на самом деле компетенция? С одной стороны все понимают, что есть компетенция , а с другой — затрудняются дать определение и путают понятия компетенция и компетентность

Компетенция заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика,  необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. То есть это некий стандарт, идеал, перечень умений, к достижению которых стремится ученик.

Компетентность – постоянная, прикладная, то есть, теоретическая и практическая готовность решать задачи со знанием дела; компетентность предполагает знание существа проблемы и умение ее решать, а также постоянное обновление знаний в конкретной области человеческой деятельности, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях.

То есть, компетентность, является очень значимым весомым приобретением личности. И это приобретение можно получить только в процессе обучения и деятельности, связанной с обучением, иначе говоря, опыта. Компетентный в какой-то области человек – это человек, обладающий набором определенных компетенций и положительным опытом применения этих компетенций на практике. Неотъемлемым критерием компетентности является способность человека подтверждать её наличие неоднократно и в разных ситуациях.

В соответствии образовательными программ по иностранному языку ФГОС второго поколения основными видами компетенций при обучении английскому языку являются следующие:

Ценностно-смысловые компетенция.

Общекультурные компетенция.

Учебно-познавательные компетенция.

Информационная компетенция.

Коммуникативные компетенция.

Социально-трудовые компетенция.

Компетенция личностного самосовершенствования.

В течении 2-х лет наша школа работает над темой «Формирование ключевых компетенций».Целью образования является создание воспитательно-образовательной среды ,способствующей формированию ключевых компетенций ,повышение качества образования учащихся.

Ценностно-смысловые компетенцияэто компетенция, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.

Формируется во время нравственных бесед, в ситуациях морального выбора поступков на уроках –дискуссиях в индивидуальной ,парной, групповой форме работы . Например: В 10 класс по теме «Earth Allert!»учащиеся ведут дискуссию, отвечая на вопрос «Как бы ты решал проблему cохранения тропических лесов, если бы ты разрабатывал целевые программы ?»(учебник Spotlight 10 тема В ,11 классе по теме « Homelessness» учащиеся выполняют такое задание. Ты – член дискуссионной группы, находящейся на связи с телепередачей на тему «Как решить проблему бездомности в России? ». Вырази свою точку зрения по этой проблеме. (Учебник Spotlight 11)

Общекультурная компетенция — это способность ученика ориентироваться в пространстве англоязычной культуры, она включает знаниевую составляющую: представление о научной картине мира, знание основных научных достижений страны изучаемого языка , представление о художественных ценностях Великобритании .Формируется путем драматизации фольклорных сказок, разучивания стихов, песен, считалок, рифмовок. Эта компетенция активно развивается в начальной школе. В среднем и старшем звене реализуется путем составление расписания уроков, анкет, меню, написание писем .

Учебно-познавательная компетенция это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, обще-учебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

Формируется при использование проектных методик, мини — исследований ,проведения школьных опросов.

В школе можно провести исследование на знание учениками надписей на английском языке на футболках ,которые они нося т .Определить процент детей ,которые знают перевод надписей, установить самые популярные темы для мальчиков и для девочек.

Информационная компетенция

При помощи реальных объектов (телефон, телевизор, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио -видеозапись, электронная почта, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Информационная компетенция развивается на уроках с использованием интернет ресурсов, обучающих компьютерных программ по английскому языку: «Уроки Кирилла и Мефодия» 5-6 класс, «Sing and learn» сборник детских песен для 4-5 классов обучающее приложение«Enjoy Listening and Playing» к УМК М.З. Биболетовой 2-4 классы.

Создание собственных презентаций учащимися является продуктом развития ИК

При планировании уроков необходимо искать те информационные данные, которых действительно не хватает на уроке например можно устроить фотопутешествие по Великобритании , использовать аудио и видео от носителей английского языка и т.д. Все это способствует развитию информационной компетенции.

Коммуникативная компетенция-это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах. Дискуссии, беседы, ролевые игры проблемной направленности, проектная деятельность – это те виды деятельности, которые побуждают учащихся к самостоятельным размышлениям в устной или письменной форме.

Социально-трудовая компетенция-способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда.

Развивается в деловых, ролевых и имитационных играх, заданиях нацеленных на решение коммуникативных задач из сфер социального общения и взаимодействия.

Круглый стол по теме «What are prestigious professions of our time?»

Написание APPLICATION FORM На уроках английского языка при формировании ключевых компетенций мы отводим значительное место в учебном процессе технологии обучения в сотрудничестве. Технология обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности овладения иностранным языком, повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда. Формы работы в рамках этой технологии парная и групповая. При таких формах работы наши ученики добиваются поставленной цели, сотрудничая друг с другом. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы. Каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других. Все учащиеся могут побывать в ситуации успеха .Наша работа в этом направлении и наблюдения показали, что групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе.

Проведение уроков-диспутов, с элементами дискуссии возможно только на продвинутом этапе, когда объем лексико-грамматических средств, которыми владеют ученики, а также сформированность соответствующих речевых навыков и умений позволяет обратиться к данной теме группового общения. Дискуссия представляет собой обмен мнениями по спорной неоднозначной проблеме. Ее структура предполагает выдвижение и защиту тезиса первыми участниками и опровержение данного тезиса и аргументы второго участника. Как только оппоненты согласятся друг с другом или придут к единому выводу, дискуссия прекращается.

Проектная деятельность обучающихся с нашей точки зрения, является также наиболее адекватной поставленным целям образования – формированию ключевых компетенций.

Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно-ориентированных развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск.

Работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата – образовательного продукта. Продуктом деятельности нашего МО были видеофильм, альбомы, плакаты, статья в газете, игра (спортивная, деловая). Использование проектной методики в сочетании с компьютерными технологиями делают урок прогрессивным, интересным, познавательным.

Подробнее остановлюсь на примере использования веб-квеста в проектной деятельности.

Веб-квест (webquest — дословно с английского «поиск в сети интернет») — задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб-квест представляет собой алгоритм организации проектной деятельности учащихся по какой-либо теме. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы , стенгазет, радиопередачи, телепередачи или телешоу.

Для примера рассмотрим один из сценариев организации проектной деятельности на основе веб-квеста. Работа проводилась с учениками 9 класса по теме «Голливуд». Во-первых, необходимо четко определить тему веб-квеста, этот вопрос обсуждался совместно с ребятами. Мы определили следующую тему: “ Hollywood!”

Сначала весь класс на занятиях познакомился с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погружаясь в проблему предстоящего проекта. В ходе решения веб-квеста через изучение материала и его обсуждение мы должны были ответить на один общий вопрос дискуссионного характера доказать нужно ли изменять церемонию вручения Оскара и подготовить репортажи об этой церемонии.

Класс был разделен на 3 группы – команды репортеров по 4 человека и представители различных слоев населения . У каждого на груди бэйджик – визитная карточка. Репортеры/корреспонденты, которые проводили опрос, представляли определенную телекомпанию. Конечная цель работы групп — подготовить и представить телевизионные репортажи. В пунктах веб-квеста подробно описываются этапы работы каждого участника группы. Даются ссылки в Интернете.

Благодаря этой работе мы достигли следующих целей:

— узнали, что информация- это основная составляющая часть нашей жизни

— научились и представлять информацию ( новости) в устном и письменном виде

— познакомились с работой репортера

— улучшили знания языка в разных видах речевой деятельности

Как правило, подготовка таких проектов занимает не один урок, а нескольких дней.

В ходе выполнения проекта обучающиеся оказываются вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний по предмету, так и получение новых знаний. Кроме того, формируются надпредметные компетенции: исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные, умения и навыки работы в команде.

По мнению самих учащихся, такой вид работы позволяет им учиться на собственном опыте и опыте других, приносит удовлетворение, когда они видят продукт своего собственного труда и они считают, что такой опыт пригодится им в будущем. В процессе работы над проектом у учащихся формируются различные ключевые компетенции: коммуникативная , социокультурная, ценностно-смысловая.

Завершаю свою статью восточной мудростью «Если хочешь помочь голодному, не давай ему рыбы, дай ему удочку» — возможность действовать самостоятельно, способность к самообучению, умение добиваться результатов, что и призван обеспечить компетентностный подход и ключевые компетенции.

Идет прием заявок на участие в фестивале методических идей «Пеликан»






See also:
Яндекс.Метрика