Формулировка учебно-организационных задач по самоподготовке учащихся


«Формулировка учебно-организационных задач

по самоподготовке учащихся».

Цель:

формулировать учебно — организационные задачи по самоподготовке учащихся.

Задачи:

выработать воспитательные задачи самоподготовки;

определить основные дидактические требования к самоподготовке;

выделить структурные элементы самоподготовки.

Одним из основных этапов в режиме группы продленного дня является самоподготовка.

Самоподготовка –

организационная форма учебной деятельности в условиях продленного дня по выполнению домашнего задания под руководством воспитателя, в ходе которой целенаправленно формируются навыки самостоятельной работы.

Важную роль в выработке этих навыков играют воспитатели. Организуя выполнение домашнего задания, они приучают детей к определенному порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, к их четкому, аккуратному выполнению, к умению сосредоточенно, систематически, всегда в установленное время выполнять домашнее задание, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.

Воспитательные задачи самоподготовки:

закрепить навыки самообразовательной работы;

воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание;

сформировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания;

научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, работать с библиотекой.

Основные дидактические требования к самоподготовке:

занятия по самоподготовке следует проводить регулярно, в одно время, с определенной продолжительностью;

задание ученики должны выполнять самостоятельно;

проверку рекомендуется проводить поэтапно: самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем;

первичная поэтапная оценка выполненной работы;

между выполнением домашнего задания по предметам проводить физкультминутки и динамические паузы.

индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками;

объем и характер заданий определяется и регулируется совместно учителями и воспитателями.

При организации самоподготовки необходимо учитывать:

-уровень общеучебных умений и навыков;

-уровень навыков самостоятельной работы;

-возрастные и индивидуальные особенности детей.

Выделяются основные структурные элементы самоподготовки:

Формулировка задач воспитателя Организационный момент:

начало самоподготовки занимает 1-2 минуты. Организуя детей на учебную работу, необходимо предложить им подготовить свое рабочее место.

В начале учебного года учащимся можно предложить памятку по организации рабочего места («Памятку по подготовке уроков»). Подготовка к самостоятельной работе не должна занимать много времени. Руководствуясь памяткой, дети вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали в классе. Здесь осуществляется связь урока и самоподготовки. Воспитатель четко объявляет содержание задания, объясняет более рациональную последовательность его выполнения, комментирует содержание памятки или обращает внимание на текст памяток («Как решать задачу», «Как выполнять домашнее задание по русскому языку», «Как готовить пересказ»), которые являются постоянным ориентиром в самостоятельной работе учащихся. Подготовка к самостоятельной работе проводится дифференцированно. Подробный инструктаж необходим, когда дети приучаются работать самостоятельно, либо в начале изучения новой темы. Если у учащихся сформированы навыки, предусмотренные программой, они работают с бòльшей степенью самостоятельности. Последовательность выполнения домашних заданий по предметам — вопрос достаточно трудный. Естественно, что тут нетерпим шаблон. Надо выбрать наиболее эффективные варианты организации самоподготовки школьников с учетом особенностей данного класса. Так, например, учащимся 2 класса надо начинать самоподготовку с чтения, так как ученик, умеющий хорошо читать, быстрее разберет и осмыслит задание по русскому языку и математике. По мере овладения учебными умениями и навыками самостоятельной работы последовательность выполнения домашних заданий дети могут выбирать сами.

Во втором и третьем классах на самоподготовку отводится 1,5 академических часа, за это время дети успевают сделать задание по двум предметам. Поэтому целесообразно готовить в группе уроки по русскому языку и математике. Чтение и заучивание стихотворений желательно перенести на дом, так как после выполнения сложных письменных заданий ребенку нужен длительный перерыв, кроме того, заучивание наизусть и чтение требуют большей изолированности по самому характеру этих занятий. И они больше располагают к контакту ребенка с родителями.

Формулировка задач воспитателяСамостоятельная работа школьников — основной структурный элемент самоподготовки.

Различными приемами воспитатель должен поддерживать готовность детей делать собственные усилия, создавать, пусть не очень длительную, обстановку сосредоточенности детей на выполняемой работе. Темпы работы учащихся различны, что определяется индивидуальными особенностями детей. Это создает для воспитателя определенные трудности, и в этом случае ему может помочь установка часов в помещении для занятий. Часы нужно взять с большим циферблатом, арабскими цифрами и установить так, чтобы они были видны с каждого рабочего места. Воспитатель объявляет, сколько минут отводится на выполнение задания, какое положение стрелок на циферблате будет сигналом к завершению работы. Но нужно, конечно, помнить, что у детей может быть не всегда устойчивое внимание, что не у всех выработаны необходимые навыки и что задания могут быть сложными. В некоторых случаях помощь воспитателя оправдана. Однако ученик должен знать, что, прежде всего, ему нужно самому внимательно прочитать условие задачи и кратко ее записать, затем подумать над решением, вспомнить, как это делалось в классе, то есть он обязан научиться преодолевать трудности сам.

Рабочий шум в группе вполне допустим, и не мешает плодотворной работе учеников, но при этом не должно быть громких разговоров и даже замечания воспитателя не должны отвлекать внимание всех детей. Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам, и в то же время в случае необходимости может обратиться к воспитателю за помощью. Индивидуальная работа с учениками иногда носит эпизодический характер, но может вестись и длительное время. Часто в группу приходят дети, не имеющие навыка самостоятельной работы, с пробелами в знаниях. Поэтому задача воспитателя в работе с этими учащимися сводится к выявлению и ликвидации пробелов в их знаниях и к привитию им навыка систематической работы. Но материал для повторения, направленный на ликвидацию пробелов, не должен быть «довеском» к общему заданию для всех учащихся — работа ведется по индивидуальному плану. При этом чрезвычайно важно учитывать индивидуальные особенности детей. Оказывая помощь ребенку, надо поощрять его даже за малые успехи, стараясь убедить его в том, что ему самому по силам преодолеть возникающие трудности в обучении, так что постепенно, при настойчивой регулярной работе он сможет учиться не хуже других. Педагогически неправильно поступают те преподаватели, которые загружают дополнительными занятиями учеников, быстро справляющихся с работой. Такой прием, подчас считающийся средством, развивающим познавательные способности учащихся, только подавляет интерес способных к учебе детей. Хорошо успевающих по русскому языку и математике и умеющих объяснять детей можно назначить консультантами-помощниками воспитателя. Консультанты помогают товарищам найти ошибки и исправить их, слушают выученное правило, стихотворение или рассказ. Детям, которые раньше основного времени заканчивают выполнение основного задания, можно положить на стол яркий конверт с хитроумной загадкой, шарадой, ребусом. Рекомендуются игры, не требующие подготовки, такие как «Наборщик», «Закоулки», «Эрудит», «Точки», «Пазлы», игры в паре и другие. Ребенку можно позволить избрать вид отдыха и самому, разрешить побывать в библиотеке, читать книгу, рисовать.

Формулировка задач воспитателя Важный этап самоподготовки –

самооценка, взаимопроверка, оценка работы.

Прежде чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает растущего человека контролировать свои действия. Для формирования навыков самоконтроля необходимо приучить ребенка прочитывать написанное упражнение, проверять правильность решения задач и примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по чтению, природоведению.

Полезно учить детей некоторым способам самопроверки:

делать обратное вычисление;

при выполнении упражнения еще раз повторить правило и сравнить свои записи с образцом в учебнике;

рассказать прочитанное, не заглядывая в учебник, по плану или по опорным словам (используя таблицу); спросить себя, выучил ли ты так, чтобы самому понравилось.

В некоторых случаях полезно организовать взаимопроверку, что способствует воспитанию у ребенка ответственности, требовательности к себе и товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе.

При подведении итогов работы воспитатель дает оценку работе каждого учащегося, отмечает тех, кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных.

Вывод:

Заранее продумав весь ход самоподготовки, спрогнозировав затруднения детей и способы их устранения на каждом этапе самоподготовки, воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса. Совместно с учителем он предъявляет единые требования к устной и письменной речи детей.

Во время самоподготовки необходимо создать доброжелательные отношения в коллективе, чтобы сильные ученики, если это необходимо, помогали слабым, чтобы тот, кто выполнил задание, не мешал тем, кто еще работает.

К организации самостоятельной работы детей в группе продленного дня воспитатель должен подходить творчески, а не следовать какой-то заранее заученной системе.

Используемая литература:

«Организация учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня школы»: Сборник инструктивно-методических материалов. – Биробиджан: Обл ИПКПР, 2011. – 20 с. Составитель Н.Л. Конькова.






See also:
Яндекс.Метрика