Формируем грамматический навык


Формируем грамматический навык!

Л.Р. Мубаракшина, учитель немецкого языка БОУ г.Омска «СОШ№145»

Изучение иностранного языка в начальной школе начинается со 2 класса, что позволяет использовать сенситивный период в речевом развитии детей для ознакомления их с новым языковым миром, для развития их речевых способностей. 1

 В настоящее время, в связи с утверждением ведущей позиции грамматики в формировании коммуникативной компетенции, проблема формирования грамматических навыков является одной из наиболее актуальных. По мнению Н.Д. Гальсковой, сегодня грамматика имеет первостепенное практическое значение, так как с ее помощью обеспечивается формирование коммуникативной компетенции.2

Пожалуй, нет более обсуждаемого вопроса в методике, чем вопрос о том, как обучить грамматической стороне речи. Тем не менее, учащиеся, как правило, не владеют грамматическими навыками.3

Однако на уроках немецкого языка в начальной школе было выявлено противоречие между высокой степенью усвоения содержания образования и уровнем овладения деятельностью, обеспечивающей эффективное использование этого содержания в практике.

В следствии чего перед нами возникла проблема: Как эффективно развивать грамматические навыки на начальном этапе обучения немецкому языку?

Решение данной проблемы отражается в педагогической идее о том, что на формирование грамматических навыков обучающихся положительно может повлиять систематическое применение на уроках немецкого языка рифмовки. Это объясняется тем, что использование рифмованного материала на начальном этапе обучения иностранному языку способствует непроизвольному формированию грамматических навыков.

В.А. Бухбиндер определяет грамматический навык как способность производить автоматизированные операции. Е.И. Пассов определяет грамматический навык как синтезированное действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в данной ситуации, и правильному оформлению речевой единицы любого уровня, совершаемой в навыковых параметрах и служащее одним из условий выполнения речевой деятельности.3 Рифмовка – это определенный порядок, система чередования рифм в небольших стихотворениях.

Для реализации идеи была поставлена цель: Доказать эффективность применения рифмовки в формировании грамматических навыков на начальном этапе обучения немецкому языку.

Проблемной областью, то есть объектом исследования является формирование грамматических навыков обучающихся на начальном этапе обучения немецкому языку.

Предметом — рифмовка как средство формирования грамматических навыков на начальном этапе обучения немецкому языку.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

1) провести мониторинг уровня сформированности грамматических навыков обучающихся 2-4 классов;

2) разработать контрольно-измерительные материалы и варианты рифмовок, направленные на формирование грамматических навыков обучающихся;

3) апробировать их на практике.

Для решения вышеперечисленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научной и методической литературы по проблеме, методы педагогического эксперимента и математической статистики.

Организация нашей работы была осуществлена следующим образом. В начале педагогического эксперимента была проведена диагностика исходных данных сформированности грамматических навыков обучающихся. Испытуемым был предложен лексико-грамматический тест. Данные констатирующего этапа позволили сделать вывод о том, что реальный уровень сформированности грамматических навыков, необходимых для эффективного общения на изучаемом языке не соответствует программным требованиям овладения немецким языком в начальной школе.

На основе данных диагностики были разработаны рифмовки. Для повышения мотивации к изучению немецкого языка было принято решение совместить рифмовку и мелодию известной песни. А именно в качестве фонограммы к рифмовке была использована мелодия одной из популярных песен, часто напеваемых детьми.

Суть экспериментальной работы заключалась в разработке, использовании и адаптации на практике следующего материала: Спряжение глаголов под фонограмму песни группы «Звери» «Районы, кварталы». Данная песня является универсальной для многих глаголов, например: wohnen, sehen. Таким образом, дети научились правильно применять в речи как сильные, так и слабые глаголы.

С целью закрепления глаголов переделана песня «Чему учат в школе». Также для активного применения в речи простых предложений с обратным порядком слов, предложена песня Аллы Пугачевой «Этот мир придуман не нами».

Результат не заставил себя долго ждать. Мною был увиден яркий огонек в глазах детей, свидетельствующий о появлении интереса к изучению немецкого языка. Для них он стал моден и современен.

По окончании педагогического эксперимента на контрольном этапе был проведен лексико-грамматический тест с целью констатации уровня сформированности грамматических навыков у обучающихся начальной школы. Критериями сформированности грамматических навыков служили программные требования общеобразовательных учреждений, а именно Усвоение формы, значения и употребления отдельных грамматических явлений; Понимание структурных грамматических схем; Умение выводить правило на основе опор; Правильность выполнения грамматического упражнения.

Результаты высчитывались по критериям знаков G и по критерию Вилкоксона. Статистический анализ результатов педагогического эксперимента, полученных в экспериментальной группе, свидетельствует о том, что преобладание типичного сдвига не является случайным, то есть сдвиг в типичную сторону является статистически достоверным. Таким образом, наше предположение в исследовании подтверждается тем, что на формирование грамматических навыков обучающихся положительно повлияло систематическое применение на уроках немецкого языка рифмовки.

Таким образом, был решен ряд задач:

— проведен мониторинг сформированности грамматических навыков с помощью метода математической статистики «критерии Вилкоксона» и «критерии знаков G»;

— обучающиеся научились спрягать глаголы и применять клише из рифмовок в речи;

— повысилась мотивация к изучению немецкого языка благодаря использованию современных музыкальных композиций и рифмованного материала;

-количественный и качественный анализ данных мониторинга позволяет утверждать, что применение рифмовок положительно влияет на формирование грамматических навыков на начальном этапе обучения немецкому языку.






See also:
Яндекс.Метрика