Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в условиях введения ФГОС


Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в условиях введения ФГОС посредством надпредметного курса «Мир деятельности».

1слайд Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать».

С 1 сентября 2011 года все школы России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), ориентированный на результаты образования, где развитие личности ученика на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД) составляет цель и основной результат образования.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.

Наиболее существенная особенность федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего образования состоит в его принципиальной ориентированности на результат, причем результат нового типа. Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием, была выделена такая группа достижений как метапредметные результаты. Суть их – в универсальности применения. То есть это такие знания, которые могут быть использованы на любом материале, в том числе в новых ситуациях, в которых оказался ребёнок.

Учителя 1-ых классов прошли курсы по методике преподавания в условиях введения ФГОС.

С декабря 2011г. по март 2012г. учителя начальной школы вместе с группой учителей математики принимали участие в серии вебинаров по теме «Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС». В форме дистанционного обучения мы знакомились, как необходимо формировать универсальные учебные действия у учащихся на уроках открытия новых знаний, рефлексии, развивающего контроля, выполняли домашние задания, участвовали в форумах. Один из 8 вебинаров был посвящён новому надпредметному курсу «Мир деятельности», который в этом учебном году проводят учителя 1-ых классов.

Мы оказались первопроходцами и вместе с учениками осваиваем новые стандарты и новый предмет.

Сегодня нам приходится ставить перед собой вопросы: Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Что значит уметь учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?

2 слайд Ответы на эти вопросы есть в программе надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов, автором которой является Л. Г. Петерсон. Курс разработан в рамках образовательной системы «Школа 2000…», пока находится в стадии апробации, и учителя 1-ых классов являются экспериментаторами.

Основной целью курса «Мир деятельности» для 1-4 классов является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования.

3слайд Курс состоит из четырёх содержательно-методических линий: организационно-рефлексивной, коммуникативной, познавательной и ценностной.

Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию. Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребёнком, не принесут ожидаемого эффекта.

Новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя. Сквозной герой содержания этого курса – Смайлик. Он помогает младшим школьникам осваивать азы учебной деятельности.

Важно отметить, что полученные знания и первичные умения на уроках по курсу МИД, учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам. Это возможно только в том случае, когда уроки проводятся в технологии системно-деятельностного подхода. Поэтому для формирования и развития системы универсальных учебных действий необходима интеграция надпредметного курса с содержанием уроков. В обратном случае ученики, освоив надпредметные знания, не приобретают надпредметных умений, что является самым ценным приобретением этого курса.

4 слайд В первом классе в курсе «Мир деятельности» мы даём детям представление об учебной деятельности. Учащиеся находят ответ на вопрос: Что значит уметь учиться? Они знакомятся с двумя основными шагами учебной деятельности — «Что я не знаю?» и «Сам найду способ!». Ребята учатся фиксировать затруднение в учебной деятельности, ставить цель, строить способ достижения цели. Мы формируем и развиваем у учащихся умение проверять свою работу по образцу с опорой на алгоритм, также знакомим с алгоритмом исправления ошибок. Дети учатся выполнять инструкции, чётко следовать образцу.

5 слайд Они учатся оценивать себя. В учебниках есть «Лесенка успеха», разделённая на 2 половинки «Что я знаю» и «Что я умею». В конце каждого урока ребята оценивают свои знания, полученные на уроке, а в начале следующего урока – свои умения по пройденной теме. Таким образом, мы формируем у первоклассников регулятивные универсальные учебные действия. Регуляция – это не что иное, как управление действиями, это основа основ успешности любой деятельности, это умение управлять своей деятельностью. Так целеполагание, планирование, освоение способов действия, алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных универсальных учебных действий, которые становятся базой для учебной деятельности.

6 слайд В рамках занятий по коммуникативной линии данного курса мы знакомим детей с основными правилами общения, правилами поведения на уроке, учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы. В самом начале такой работы на уроке очень часто возникал излишний шум, ссоры, некоторые из детей абсолютно не участвовали в работе. Это происходит, на мой взгляд, только потому, что школьниками не освоены модели деятельности в паре, в группе. На уроках стараемся формировать представление детей о том, что важно обмениваться мыслями, понимать друг друга, договариваться, а также учить детей общаться, продуктивно сотрудничать друг с другом.

7 слайд Задача ценностной линии – сформировать у ребёнка нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл. У учащихся формируются первые представления о ценностях жизни, строится ценностная диаграмма класса.

8 слайд Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, ребята учатся работать с информацией, с текстами, строят опорные сигналы и алгоритмы.

9 слайд На каждом уроке дети сами выводят эталоны по пройденной теме, с которыми работают и на последующих уроках.

Таким образом, в руках у нас появился инструмент, который позволяет грамотно формировать у детей универсальные учебные действия.

В результате апробации данного курса мы заметили, что полученные знания и первичные умения на уроках по курсу «Мир деятельности», учащиеся переносят на предметные уроки. Мы видим, что общеучебные умения обладают свойствами универсальности, надпредметности, широтой применения и возможностью перенесения с одного учебного материала на другой.

Сейчас уже, когда есть и учебники, и разрезной материал для детей, методические рекомендации, красочные презентации, работать по этому курсу интересно и учителям, и детям.

10 слайд Вот как отзываются об уроках МИД учителя 1-ых классов.

Курс МиД — главный инструмент для грамотного, последовательного и продуктивного формирования УУД. На уроках курса «Мир деятельности» дети приобретают первый опыт» исследования», учатся фиксировать свои затруднения и проектировать выход из затруднений, учатся самоконтролю, чувствуют «вкус открытия». Я увидела, что эти занятия способствуют повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создают прекрасные условия для открытия ребёнком секретов своей успешной учёбы и помогают строить межличностные отношения.

Учитель 1А класса

Курс «Мир деятельности» необходим современным детям. Они должны понять, что еще не знают, а потом постараться самим открыть новые знания.

Этот курс помогает мне в организации освоения учащимися надпредметных знаний, а именно: уметь учиться, уметь самостоятельно осваивать новые знания, умения и способности, организовывать свою учебную деятельность, рефлектировать ее, контролировать и оценивать. Я отмечаю позитивный рост активности у учащихся на предметных уроках, развитие добрых отношений между детьми во внеурочной деятельности.

Учитель 1Б класса

С первых шагов школьной жизни первоклассники пытаются осознать, что значит уметь учиться. В ходе изучения курса «МиД» дети знакомятся с методикой исследования, алгоритмами выполнения того или иного действия, учатся взаимодействовать в группах. Уроки по курсу «МиД» позволяют мне и моим ученикам получать удовольствие от совместной деятельности, переводить процесс получения знаний из необходимой работы в радость от получения знаний. Я считаю, что знания, полученные на уроках «МиД» дети осознанно будут применять, отрабатывать, корректировать на различных уроках, проводимых по ТДМ.

Учитель 1В класса

Знают об этом курсе и родители наших первоклассников. Они говорят:

«Это необычайно интересный урок для моего ребёнка. Он с восхищением заявил: «Я ощущаю себя умным, способным, мне интересно учиться новому». Я думаю, что знания, полученные на этих уроках, помогут моей дочери и в жизни. Ребёнку предстоит жить в обществе людей, и уроки по курсу «Мир деятельности» помогут научить взаимодействию с окружающими, быть уверенным и самостоятельным. Я рада, что появились такие новые и интересные уроки».

«Это новый для меня и моего ребёнка предмет, с которым нас познакомили на родительском собрании. Он помогает увлечённо учиться, самостоятельно открывать и применять новые знания, не бояться трудностей, развивает навыки работы в коллективе. Моя дочь с удовольствием рассказывает, как прошёл урок «Мир деятельности», восхищается красочными учебниками с наклейками, интересными презентациями и радуется, что выполняла работу в паре и у них всё замечательно получилось. Я очень рада, что у моей дочки есть такие уроки!».

11 слайд А вот, как об этих уроках говорят сами дети:

Мне нравятся уроки «Мир деятельности». Они мне очень интересны, я всегда узнаю что-то новенькое. Я люблю работать в учебнике с наклейками. На каждый урок к нам приходят герои сказок и мультфильмов и нам показывают красивые презентации.

На уроках «Мир деятельности» я люблю работать со своим соседом, мы с ним никогда не ругаемся и стараемся делать всё вместе. Мы учимся учиться. У нас очень красивые учебники. Я всегда жду встречи с весёлым Смайликом.

Таким образом, мы надеемся, что, использование в начальной школе курса Л. Г. Петерсон «Мир деятельности», включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного метода обучения будет способствовать формированию универсальных учебных действий у учащихся, даст возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.






See also:
Яндекс.Метрика