Формировании мотивации учащихся при изучении иностранного языка


Формирование мотивации

учащихся при изучении

иностранного языка.

Выполнила:

преподаватель немецкого языка

Вяткина Светлана Геннадьевна

Кемерово, 2013

Самообразовательная работа над темой

Общешкольная тема: Формирование ведущих учебных умений.

Индивидуальная тема: Формирование мотивации при изучении иностранного языка.

Цель самообразования: Повышение профессионального уровня и улучшения качества преподавания.

Основные вопросы, намечаемые для изучения:

1.Роль мотивации в изучении иностранного языка.

2.Виды мотивации в изучении иностранного языка.

3.Мотивация в изучении иностранного языка у младших школьников.

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов , их упорядочение для достижения целей. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Исследователи приводят данные о снижении её от класса к классу. До момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками; заманчивой представляется возможность декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком и отношение учащихся меняется. Ведь этот процесс предполагает период накопления « строительного материала, « стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация.

Мотивация- сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё , создавая предпосылки, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе. У учителя это тем лучше получится, чем в большей мере ему удастся встать на место учащихся, перевоплотиться в него.

Психологи установили многообразие мотивационной сферы человека, её сложную структуру. На неё могут оказать влияние социальные мотивы, определяемыми потребностями общества ; в совокупности они составляют внешнюю мотивацию, которая существует в двух разновидностях: как широкая социальная мотивация и как узколичная. Узколичная мотивация определяет отношение к овладению иностранным языком как способу самоутверждения. Здесь возможна и отрицательная мотивация: « Я не люблю иностранный язык , но надо овладеть им, чтобы ребята убедились, что и здесь я могу быть лидером.»

Внешняя мотивация бывает далёкой мотивацией, рассчитанной на достижение конечного результата учения. Она нацеливает учащихся на «сверхзадачу». Важно строить процесс обучения таким образом, чтобы учащиеся в каждой его точке ощущали восхождение к поставленной цели. Н. Е. Кузовлева полагает, что для усиления влияния социальной мотивации следует создавать специальные собственно методические средства наглядной презентации, показывающие значение знания иностранных языков для самых различных специальностей: можно использовать кинофильмы, отрывки из художественных произведений. Учебный процесс должен быть выстроен таким образом, чтобы учащиеся на каждом уроке испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфичных для предмета иностранный язык.

Мотивация на уроке обеспечивается осознанием учащимися успешности изучения иностранного языка, ощущения прогресса в учении. Большая роль в мотивационном обеспечении урока принадлежит доступности и посильности предлагаемых заданий в каждой «точке» урока. Учащиеся легко и с желанием выполняют задание, если оно содержит преодолимую трудность для него, лёгкое задание неинтересно. Это достигается выстраиванием упражнением строго поступательно; ученику оказывается помощь в виде яркого образца выполнения, необходимых опор. Например, предлагается беседа о любимых писателях, книгах. Учитель сначала снимает трудности, связанные с произношением имен авторов на изучаемом языке, чтобы избежать их русификации. Для осознания успешности учения не менее важна внутренняя, обратная связь, т.е. самооценка. Выполнение учеником задания в нормальном темпе в соответствии с ситуацией сигнализирует ему самому, что он с ним справляется. Это вызывает чувство удовлетворения и мотивирует учение. Мотивационной обеспеченности урока помогают также ролевые игры. Детям начального этапа нравится играть в пантомиму, когда один ученик молча выполняет действия, а класс их называет. Чтение и задания, связанные с ним, также дают большие возможности для развития учащихся и повышения мотивации, так как создаются условия для содержательного поиска путём постановки проблемных вопросов. Благоприятное действие оказывает музыкальный фон. Музыка способствует снятию усталости, таким образом, препятствуя спаду мотивации.

Известно, что учащиеся младшего возраста характеризуются большой восприимчивостью к изучению иностранного языка, так как их речевая способность ещё находится в стадии интенсивного развития, их речевые механизмы подвижны, легче «подстраиваются» к иностранному языку, чем в более позднем возрасте. Именно в начальной школе следует закладывать фундамент для развития разносторонних умений учиться, для формирования и развития мотивации к изучению иностранного языка. От учителя требуется хорошее знание возрастных особенностей младших школьников, без учёта которых нельзя рассчитывать на успех в работе, а именно:

— большая склонность к игровой деятельности и отсутствие психологических барьеров в ситуациях, требующих речевого взаимодействия и ролевого перевоплощения;

В ролевой игре школьники проигрывают разные социальные роли (учителя, ученика, библиотекаря, покупателя, продавца, прохожего и т. д.), что позволяет не только актуализировать наиболее распространённые ситуации иноязычного общения и содействует социализации школьников, но и способствует развитию мотивации учения;

— недостаточное развитие произвольного внимания и логической памяти, что делает необходимым больше опираться на непроизвольное внимание и эмоционально – образную память;

— быстрая утомляемость ( поэтому важно переключать детей с одного вида деятельности на другой, использовать двигательную активность).

Вместе с тем у них с каждым последующим годом обучения возрастает опыт учебной деятельности, получают дальнейшее развитие общеучебные умения, формируются некоторые специальные учебные умения, например: умение опираться при определении значения незнакомого слова на языковую догадку, на данный в учебнике перевод, умение работать в разных режимах и т. д.

Всё это создаёт специфические условия обучения, требующие от учителя внимательного отношения к ребёнку, учёта его возможностей, его склонностей и способностей.

Недопустима перегрузка детей, так как в результате снижается их мотивация к овладению немецким языком. Обучение должно быть направлено на ителлектуальное, эмоциональное и общеречевое развитие, на коммуникативно- психологическую адаптацию к новому языковому миру и развитие мотивации к его изучению, на подготовку к коммуникативно- системному овладению немецким языком.

Вся организация педагогического процесса призвана сохранить и обеспечить развитие мотивов учения путём повышения информативности содержательного плана учебника и других средств обучения, ориентация на личность самого школьника, на формирование его познавательного интереса, стимулирование его речемыслительной и творческой активности за счёт дифференцированного подхода к учащимся, а также разных форм работы: групповой и индивидуальной. Широкое использование игры, в том числе ролевой, должно помогать преодолению трудностей, связанных с отсутствием языковой атмосферы в условиях школьного обучения, увеличивать объём практики в общении и давать реальный практический результат, обеспечивая при этом воспитание и развитие школьников средствами учебного предмета.

Список литературы

1. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе (Текст) / И.Л. Бим.-М. : Просвещение, 1988

2. Васильева, Т. Б. Немецкий язык. Содержание образования ( Текст ): сборник нормативно – правовых документов и методических материалов / Т. Б. Васильева, И. Н. Иванова. – М. : Вентана – Граф, 2008.

3. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе ( Текст ) / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. – М. : Просвещение, 1991 .

4. Рязанцева, Т. И. Современные теории и методики обучения иностранному языку ( Текст ) / Т. И. Рязанцева. – М. : Экзамен, 2004.






See also:
Яндекс.Метрика