Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности


Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности

Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.

Шалва Амонашвили

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

В 2011 году наша школа активно включилась в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Из всех предложенных учебно-методических комплексов и образовательных систем, для реализации ФГОС НОО был выбран УМК «Перспектива», научным руководителем которого является Л.Г. Петерсон. Первым шагом для реализации ФГОС НОО стали:

курсы повышения квалификации с целью методической подготовки по проблеме ФГОС.

— детальное изучение документов, регламентирующих деятельность ФГОС.

— составление рабочих программ, которые отвечают требованиям ФГОС.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

Личностный

Познавательный

Регулятивный

Коммуникативный

Так, концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:

Представление о действии, первичный опыт и мотивация.

Приобретение знаний о способе выполнения действия.

Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.

Контроль умения выполнять действие.

Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий.

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование личности, желающей и умеющей учиться.

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. Для этого надо создать условия.

Итак, каковы условия, обеспечивающие у младших школьников формирование основ умения учиться и способности  организации своей деятельности? 

      Первое  условие для успешного формирования УУД – педагогическая компетентность учителя.

   Как научиться самому ставить цели, планировать деятельность, прогнозировать результат, контролировать, корректировать и  оценивать свою деятельность? И самое главное, как убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к  осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического опыта? Несомненно, этому можно научиться только при взаимодействии с коллегами:  быть готовым к восприятию инновационного опыта, понимать необходимость самообразования и самосовершенствования,  быть способным сотрудничать с коллегами, делясь своим опытом и перенимая опыт других учителей. 

Второе условие для успешного формирования УУД – включение учащихся в активную учебную деятельность, правильная организация которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).

Как же я это делаю?

         —  не преподношу ученикам новое знание в готовом виде, а   организую процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм;

— учитываю возрастные психологические особенности развития детей;

—  создаю доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;

—  формирую у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;

—  создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;

—  предлагаю ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечиваю при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.

      СПОСОБЫ, какими я реализую данное условие, следующие:

— ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА (по Е. Л. Мельниковой), которая базируется на системно-деятельностном подходе и обеспечивает создание основы для самостоятельного успешного  усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности. При этом постановку учебной проблемы и поиск решения осуществляют ученики  в ходе специально организованного учителем диалога.

В своей работе я опираюсь на то, что если на уроках использовать активные формы работы с применением технологии деятельностного обучения, то творческие способности учащихся будут развиты на более высоком уровне, так как повысится интерес к предмету, сформируются ключевые компетенции, улучшится качество знаний по предметам.

У меня идёт неустанный творческий поиск, я моделирую урок, учитывая  все до мелочей, используя при этом опыт передовых учителей и собственное творчество. Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками.

Использование элементов технологии адаптивного обучения  позволяет мне варьировать обучение, осваивать  новые структуры урока, что формирует у учащихся умение работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

Также эффективный метод формирования УУД — групповое обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Почему именно этот метод я считаю эффективным. Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:

— полное внимание к однокласснику;

— серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

— терпимость, дружелюбие:

никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. Совместное выполнение заданий: разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи и т. п. — привлекает детей тем, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить,

доказывать — т.е. действовать естественно, раскованно, «не как на уроке»

— Применение  ИКТ  позволяет сделать процесс обучения  для детей более увлекательным и интересным. Ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира.

 Третье  условие для успешного формирования УУД – диагностика.

В своем классе я провожу диагностику уровня сформированности компонентов учебной деятельности, что позволяет в свете новых ФГОС говорить об уровне сформированности регулятивных УУД.

Виды заданий:

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

— участие в проектах;

— подведение итогов урока;

— творческие задания;

— самооценка события, происшествия;

— дневники достижений;

Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

— «найди отличия» (можно задать их количество);

— «на что похоже?»;

— поиск лишнего;

— «лабиринты»;

— упорядочивание;

— «цепочки»;

— хитроумные решения;

— составление схем-опор;

— работа с разного вида таблицами;

— составление и распознавание диаграмм;

— работа со словарями;

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

— «преднамеренные ошибки»;

— поиск информации в предложенных источниках;

— взаимоконтроль;

— «ищу ошибки»

— КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

— составь задание партнеру;

— отзыв на работу товарища;

— групповая работа по составлению кроссворда;

— «отгадай, о ком говорим»;

— диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

— «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т. д.

Как же я формирую УУД на основных предметах?

Математика (УУД)

 

В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические,

а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, выработка вычислительных навыков.

Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.

В задачах с неполными условиями дети на основе своего житейского опыта должны ввести недостающую информацию.

Другой вид логического анализа используется в задачах, где требуются знания об арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях.

Русский язык (УУД)

Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка, усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий

замещения (например, звука буквой),

моделирования (например, состава слова путем составления схемы)

преобразования модели (видоизменения слова).

Литературное чтение (УУД)

Обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;

умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

УУД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Характеристика результатов формирования УУД по УМК «Перспектива» в 1 классе

В 1

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

1. Ориентироваться в учебнике: определять

умения, которые будут

сформированы на

основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы

учителя,

находить нужную информацию в

учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты

Находить

общее и различие.

Группировать предметы,

объекты на основе существенных признаков.

Подробно пересказывать

прочитанное или

прослушанное; определять

тему.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать в паре.

С целью развития интеллектуальных, творческих, организаторских способностей школьников, приобретения ими социального опыта, созданию условий максимально раскрывающих эти способности учащихся через организацию внеурочной деятельности учащихся.

Исследование по выявлению интересов и склонностей учащихся (пожелания родителей, анализ интересов учащихся);

Общешкольная программа внеурочной деятельности (определена совокупность образовательных программ разных типов, составлен учебный план внеурочной деятельности);

Программы внеурочной деятельности классных руководителей; (разработаны нами и являются авторскими).

Расписание внеурочной деятельности.

Чего я ожидаю от внеурочной деятельности :

Проанализировав результаты за 2 года, пришла к выводу, что применение описанных выше современных технологий и методик приводит к стабильным результатам.

 Уровень знаний учащихся по предметам заметно вырос (т.к. в 1 классе предусмотрено безотметочное обучение, то для меня значимыми показателями успеваемости  на этот период обучения являлись техника чтения, написание проверочных и контрольных работ без ошибок и основными критериями успешности выбрала: сформированность/не сформированность. Об этом свидетельствуют итоги административных контрольных работ по математике и русскому языку и краевая комплексная работа.

За данный период обучения у ребят повысился интерес к учебной деятельности. Об этом свидетельствует участие в олимпиадах (в отборочных турах принимают участие все учащиеся), результаты, которые они показали на всероссийских конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Эму- Специалист»

Конечно, я, учитель начальных классов, не могу говорить о том, что у моих выпускников полностью сформированы все компоненты учебной деятельности. Но при такой организации учебно-воспитательного процесса у них закладывается прочная основа для успешного ее формирования в основной школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в  обществе.

Опытом работы делились на:

·        районном методическом объединении учителей начальных классов.   Работа школы   в режиме «ФГОС»;

·         краевых курсах повышения квалификации.   «Материально-техническое обеспечение первого класса, образовательная программа, программы дополнительного образования, психологическое сопровождение учащихся 1-го класса»;

·        августовском совещании. Первые итоги внедрения ФГОС НОО;

·        районных конкурсах. Методические разработки уроков;






See also:
Яндекс.Метрика