Формирование УУД в урочной деятельности младших школьников


Учитель начальных классов первой категории МБОУ-СОШ №2 города Армавира

Хачатурьян Нелли Андреевна

Формирование УУД в урочной деятельности младших школьников.

В настоящее время школа пока еще ориентируется на обучение, выпуская в жизнь человека обученного — квалифицированного исполнителя, а сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий (УУД) в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспчивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Сегодня начальное образование, это фундамент для формирования учебной деятельности ребенка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

Универсальные учебные действия — это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия » означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Второй год наша школа работает по ФГОС в НОО. Главная цель нашей педагогической деятельности — это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Поэтому учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.

Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель — группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:

1. Полное внимание к однокласснику.

2.Серьезное отношение к мыслям, чувствам других.

3.Терпимость, дружелюбие.

Все учащиеся принимают активное участие в обсуждении этих правил. Тем самым в процессе у учащихся формируются универсальные учебные действия: личностные (терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативные (участие в диалоге), познавательные (ответы на вопросы), регулятивные (работа по инструкции).

Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться больше внимания формированию одних видов УУД, в других — на формирование других УУД. Но в целом на современном уроке идет формирование всех четырех видов УУД.

Это можно проследить на примере:( урок окружающего мира при изучении атмосферных явлений, 2 класс). Уже с первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД):

-целеполагание, как постановка учебной задачи (-Каким бы вы хотели видеть наш урок? — Какие качества для этого нужно проявить?). Далее самостоятельное формулирование темы урока (разгадав ребус или из знакомых тем выбрать то, что еще не известно).

При повторении изученного материала перед учащимися ставится новая проблема (коммуникативные, познавательные и личностные УУД). Работа проходит в группах. Каждая группа из предложенных утверждений о Луне, должна выбрать верные, после чего ответить на вопросы: — Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь? Выслушав предположения учащихся каждой группы начинается совместное открытие нового. — А почему дождь идет на Земле? Каждый думает по-разному, но опыт помог выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием). Учащиеся принимают активное участие в проведении опыта, самостоятельно делают вывод и сравнивают его с выводом ученых в учебнике. Тем самым на этом этапе развивались УУД во всех сферах: личностные (формирование интереса), регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка), коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы), познавательные (наблюдение, выводы, работа с учебником, проведение опыта).

В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций.

На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с уроками русского языка и музыки. (Например, предложить послушать как идет дождь). Далее ответить на вопросы:- Как называется дождь, который льет как из ведра? — Какой дождь называют ситничек? — Что за дождь косохлест? — Какой дождь мы называем грибной?

На доску вывешиваются названия дождей. Начинается групповая работа: необходимо собрать пазлы и узнать какой дождик нарисован на картинке каждой группы.

После к слову «дождь» подобрать однокоренные слова, составить предложения со словом дождевик (работа групповая). Все выполненные работы помещаются на доску.

И снова перед детьми возникает новая прблема : — Знаете ли вы, почему дождь бывает косой? Откуда появляется ветер? — Почему он дует? Ребята отвечают на эти вопросы после небольших опытов. Проводится физминутка «Ветер дует нам в лицо…»

-Что вы чувствовали, когда махали руками у себя перед лицом? Ребята делают вывод о том, что ветер — это движущийся воздух. Свой вывод сравнивают с выводом в учебнике. Итогом этого этапа урока служит такое задание: -Какой ветер бывает, а какой не бывает? За активную работу на уроке каждая группа получает в подарок капельку дождя.

Важно отметить такое регулятивное УУД как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

-Возьмите свою капельку и поселите ее на черную тучку, если вам было скучно на уроке. -А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку.

Вот таким образом на уроках происходит формирование универсальных учебных действий. Наличие традиционной самостоятельной работы предполагает закрепление знаний на репродуктивном уровне, а творческие задания предполагают применение знаний в измененных ситуациях. Задача учителя найти такие методы (методы развивающего обучения), при которых была бы обеспечена активная мыслительная деятельность всех учащихся.

Существуют определенные различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение приемственности в освоении учащимися УУД.






See also:
Яндекс.Метрика