Формирование УУД в процессе онтогенеза


Тема: «Формирование универсальных учебных действий на различных этапах онтогенеза».

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования по ФГОС осуществляется при помощи четырёх основных действий.

Личностные учебные действия (смыслообразование, самоопределение): сформированность внутренней позиции школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

Регулятивные учебные действия: овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные учебные действия: формирование умений пользоваться знаково-символическими средствами, действием моделирования, широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Коммуникативные учебные действия: способность учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Необходимо при формировании универсальных учебных действий учитывать процесс онтогенеза. Очень удобно работать с детьми , у которых одинаковый уровень развития. Но в большинство школ города поступают дети с разным уровнем готовности к школьному обучению. Поэтому у нас гетерогенные классы. Есть так называемые «сильные» и «слабые» дети, обучающиеся в одном и том же учебном кабинете. Наша задача заключается в формировании у всех категорий детей универсальных учебных действий . Это необходимо для того, чтобы наши ученики могли ориентироваться в дальнейшей взрослой жизни. Могли выбрать правильный путь. А фундамент закладывается в начальном звене. Наша задача заключается в том, что именно мы даём конкретному ученику на конкретном этапе обучения объём знаний, который предусмотрен по ФГОС. Учитывая требования ФГОС выделяются такие ценностные ориентиры образования на ступени начального общего образования. Формирование основ гражданской идентичности личности. Восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий. Формирование психологических условий для сотрудничества на основе уважения к окружающим, готовности к сотрудничеству. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации. Но есть одна немаловажная деталь. Если во время обучения младших школьников не учесть процесс физиологического созревания на различных этапах развития и не знать о «зоне ближайшего развития» конкретного ребёнка , то о плодотворном формировании универсальных учебных действий не может быть и речи. В младшем школьном возрасте формируется умение учиться как ведущее новообразование. Сформированность данного умения возможна, в свою очередь, при полноценной учебной мотивации и развитой учебной деятельности (самоорганизации, умении планировать свою деятельность, самоконтроле, рефлексии и т.д.) со стороны ученика. Процесс формирования рассматривается как дидактически управляемый и специально организуемый вид деятельности на этапе обучения ребёнка в начальной школе.

При этом необходимо учитывать качество дошкольного детства, возраст учащихся. Знать о психологических новообразованиях каждого возрастного периода. Необходимо построение обучения в зоне ближайшего развития ребёнка, однако объём этой зоны, её границы весьма неопределённы и могут широко варьироваться в зависимости как от индивидуальных особенностей ребёнка, так и от возможностей взрослых, работающих с ним. Формировать универсальные учебные действия необходимо ежедневно, на каждом уроке. УДД формируются в процессе онтогенеза. Онтогенез (от греч. ón, род. падеж óntos — сущее и…генез), индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от момента его зарождения до конца жизни. Новые в эволюционном отношении признаки возникают в онтогенезе, но лишь те из них, которые способствуют лучшему приспособлению организма к условиям существования, сохраняются в процессе естественного отбора и передаются последующим поколениям, т. е. закрепляются в эволюции. Новое поколение детей, которое приходит к нам, отличается от детей предыдущего века. Эти дети требуют к себе особого отношения. В период повышенного потока информации, облучения, плохой экологии, безнравственности, агрессивности мы получили поколение детей с синдромом дефицита внимания гиперактивности. Если раньше в классе таких детей было по минимуму, то теперь детей с синдромом гиперактивности в три-четыре раза больше. Сами дети изменились. Даже внешне дети нового века отличаются от предыдущих поколений. Таким образом природа заботится о сохранении популяции человека.

Учитывая изменения в развитии человечества, процесс формирования УУД должен быть целенаправленным, с учётом индивидуальных, физиологических, психологических особенностей каждого отдельно взятого ребёнка. Формируя УУД нельзя забывать о том, для чего мы это осуществляем. Необходимость УУД в том, что существует прямая связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

Литературное чтение: формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации.

Математика: развитие познавательных действий, систематизация и структурирование знаний, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков, логический анализ, формирование общего приёма решения задач, моделирование (знаково-симво-лические действия, замещение, кодирование, декодирование).

Русский язык: формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий (символы, графики, схемы, таблицы).

Окружающий мир: учебная работа по своей мотивационной наполненности близка к игровой деятельности с характерной для неё актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием.

Технология: становится опорным предметом для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе (планирование, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, добиваться достижения результата).

Выделяется такая характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте при условии правильной организации по формированию данных универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности учащихся. К ним относятся: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей. К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли. Т.е. соответствие новому стандарту ученика. Стандарт «взрослой жизни во взрослом обществе».

Таким образом, каждого конкретного ученика с его физиологическим, психологическим, эмоциональным развитием на каждом этапе онтогенеза мы должны держать под пристальным вниманием. Поэтому, необходимо работать в тесном контакте с родителями. Учитывать эмоциональный фон, поступающий из семьи. Знать о возрастной психологии, физиологии , применять эти знания в процессе формирования универсальных учебных действий.

Формирование универсальных учебных действий в процессе онтогенеза будет продолжаться ещё и в среднем звене. Так как данный процесс не завершается в начальных классах. Вообще, процесс формирования любых универсальных действий идет всю жизнь и оканчивается только в самом конце жизненного пути. Так что мы так же находимся в процессе формирования определённых универсальных действий. Удачи нам всем.






See also:
Яндекс.Метрика