Формирование УУД у учащихся начальной школы во внеурочной деятельности на основе курса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 19 гимки

Московской области

ДОКЛАД

«Формирование УУД у учащихся начальной школы во внеурочной деятельности (на основе курса «Мир деятельности »)»

Работу выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 19

Ермола Т.В.

2013 год

Изменившиеся условия жизни нашего общества заставили работников сферы образования полностью пересмотреть свое отношение к формам и методам работы с учащимися и изменить свой подход к процессу обучения и воспитания подрастающего поколения, где ведущей стала проблема формирования у детей универсальных учебных умений и способностей, личностных качеств созидателя и творца.

Поэтому разработчики нового Федерального государственного образовательного стандарта выдвигают в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам , а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоcпитанию и саморазвитию .

Целью же такого образования должно стать общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком результатов первого уровня.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по 3 уровням:

1 уровень — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о формах поведения в обществе и т.п.) (1 класс)

2 уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. (2 и 3 класс)

3 уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. (4 класс)

В условиях решения стратегических задач развития России важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Эти ценностные ориентиры образования были осознаны сотни лет назад. И на протяжении веков в педагогических концепциях ведущих педагогов мира по крупицам собирался и описывался опыт формирования у учащихся «способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни».

В российском образовании развитие идей нового типа обучения связано с именами К.Д.Ушинского. Л.С.Выготского, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, сотен и тысяч – педагогов и учителей, создававших основы практического перехода к школе саморазвития личности. Однако поиск удобных, эффективных, понятных учителю инструментов развивающего обучения продолжается до сих пор, и, более того, с введением ФГОС он приобрел еще большую актуальность и значимость. Сегодня благодаря достижениям в современной методологии появились и новые возможности решения стоящих перед образованием задач.

Предлагаемый курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы прокладывает принципиально новый путь к формированию универсальных учебных действий и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе самых последних научных достижений российской методологической школы.

Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.

В основе этой идеи лежит системно-деятельностный подход. Это подход  к  организации процесса обучения,  в котором на  первый  план выходит проблема  самоопределения ученика в учебном процессе. В рамках деятельностного подхода  ученик овладевает универсальными действиями, чтобы  уметь решать  любые  задачи. Полностью соответствовать данной идеи позволяет технология деятельностного метода (ТДМ).

Содержание программы «Мир деятельности»

Организационно – рефлексивная линия. У учащихся формируются первичные представления об учебной деятельности, ее цели и результате, двух основных этапах, которые структурно разделены на учебные шаги, а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. формируется представление о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика, доказательности правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или согласованный способ действий (эталон).

Что значит учиться? (два основных этапа учебной деятельности.)

Роль учителя в учебной деятельности (помощник и организатор).

Адаптированная структура первого этапа учебной деятельности на уроке (что я не знаю?): повторение необходимого для открытия нового знания, итог повторения; пробное учебное действие, фиксирование своего затруднения, обдумывание, поиск причины затруднения.

Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения. способ действия «затруднение — думаю». причина затруднения. выявление причины затруднения в пробном учебном действии.

Цель выполнения домашнего задания.

Выполнение инструкций, точное следование образцу. самопроверка своей работы по образцу.

Коммуникативная линия. Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, группе и применяют их в ходе предметных уроков.

Правила поведения на уроке.

Правила работы в паре, группе.

Познавательная линия. У учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с простейшими приемами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться.

Как научиться быть внимательным.

Ценностная линия. У учащихся формирутся первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как Жизнь, Здоровье, Семья. Организуется работа над качествами личности, помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.

Ценности нашей жизни: жизнь и здоровье.

Семья – мой помощник в учении.

Ценностные качества личности: активность, честность, терпение, доброжелательность.

Данные линии полностью включают в себя все виды УУД, определенные ФГОС (регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД).

Основной, системообразующей линией курса является организационно-рефлексивная линия; именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умении е учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и для самореализации.

Остальные 3 линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого результата.

Большое значение в этом курсе отводится формированию у учащихся умения критериально оценивать свое знание (выше, ниже, не изменилось) и умение его применять. Поэтому особенностью курса «Мир деятельности» является организация работы с индивидуальной картой «Копилка моих достижений» и «Лесенкой успеха». Они состоят из двух разделов: «ЗНАЮ» и «УМЕЮ»… В результате у учащихся формируется рефлексивная самооценка своих знаний и умений. Данная самодиагностика является промежуточной и постепенно готовит учащихся к контролю уровня сформированности ОРФ ОУУ (организационно-рефлексивных общеучебных умений).Также, она позволяет учителю проводить системный тренинг изученных универсальных учебных действий на любых предметных уроках, проводимых в технологии деятельностного метода , формируя, таким образом, надпредметные умения. Данный курс формирует и оттачивает те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.

Основные требования к метапредметным результатам

к концу первого года

Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных этапа.

Знать основные функции ученика и учителя на уроке.

Знать правила повеления на уроке, уметь их применять.

Знать роль семьи как помощника в учебе, уметь грамотно обратиться к семье за помощью.

Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.

Уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия.

Уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему.

Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.

Знать структуру первого этапа учебной деятельности, последовательность из шести шагов учебной деятельности (повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения), приобрести опыт их осознанного прохождения.

Знать простейшие правила работы в паре и в группе, уметь их применять.

Знать основные приемы развития внимания. приобрести опыт их применения.

Иметь представления о здоровье и семье как главных ценностях жизни, знать простейшие правила и приемы сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобрести опыт их применения.

Иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность, приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности.

Важно отметить, что полученные знания и первичные умения на уроках по курсу МИД, учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам – математике, русскому языку, окружающему миру и др. Это возможно только в том случае, когда учитель организует самостоятельную учебную деятельность детей. Такую работу можно системно организовывать на основе технологии деятельностного метода обучения (ТДМ). Технология деятельностного метода позволяет учителю: ситемно, надежно и качественно обеспечивать результаты ФГОС, систематизировать инновационный опыт традиционной школы и новых концепций образования, каждому учителю «увидеть» себя в новой системе обучения, переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом, на посильном для себя уровне , в соответствии со своими возможностями, уже на первых этапах перехода достигать видимые результаты в качестве образования, которые мотивируют к дальнейшему развитию, вырасти профессионально и освоить ту культуру саморазвития, которую мы должны транслировать нашим детям.

Методическое обеспечение курса «Мир деятельности» включает в себя Комплект для ученика и Комплект для учителя.

Комплект для ученика включает в себя:

«Мир деятельности», 1 класс. Учебное пособие для учащихся с разрезным материалом и наклейками/ Под ред. Л.Г. Петерсон. – М. : Национальное образование. 2011

«Мои открытия», 1 класс. Эталоны к курсу «Мир деятельности»/ Под ред. Л.Г. Петерсон. – М. : Национальное образование. 2011

Комплект для учителя включает в себя:

«Мир деятельности», 1 класс. Методические рекомендации для учителя/ Под ред. Л.Г. Петерсон. – М. : Национальное образование. 2011

Демонстрационные материалы к курсу «Мир деятельности», 1 класс.- Национальное образование. 2011

СD –диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку курса «Мир деятельности», 1 класс.- Национальное образование. 2011

«Мир деятельности» — актуальный, современный учебный курс, который способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учебы.

Курс «Мир деятельности» поможет ученику запомнить открытые им знания об учебной деятельности, применять их как в школе, так и дома, проводить самооценку своих знаний и умений, учиться более увлеченно и результативно.

Курс «Мир деятельности» позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС НОО.

.

Курс помогает первоклассникам:

учиться самостоятельно открывать, осваивать и применять новые знания;

не бояться трудностей в учебе и выполнять с усердием задания любой сложности;

развивать навыки согласованной работы в группах;

развивать качества, помогающие в учебе: активность, доброжелательность, трудолюбие, честность, любознательность;

учиться более увлеченно и результативно

В заключении важно отметить, по каким бы стандартам ни учился ребенок, наши любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.






See also:
Яндекс.Метрика