Формирование УУД с использованием приемов технологии Развитие критического мышления


Формирование универсальных учебных действий

через использование технологии критического мышления.

Разработанные стандарты второго поколения ориентированы на индивидуальные достижения школьников в когнитивной области в рамках отдельных предметов и на результаты освоения межпредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты. Одним из важных компонентов развития учащихся считается формирование критического мышления и создание условий для свободного развития каждой личности.

От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я также должна способствовать развитию познавательных способностей учеников, воспитывать в них самостоятельную творческую личность, формировать системно-целостный взгляд на мир.

Что надо понимать под ТКМ. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это умение добывать знания, анализировать, оценивать, обосновывать, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание в любой ситуации. Основное назначение деятельности ТКМ — поиск способов решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний, а также поиск новых знаний и умений.

Я хочу поделиться своим опытом использования некоторых приемов развития критического мышления на уроках чтения и окружающего мира. При работе с текстом я использую следующие приемы:

— синквейн;

— инсерт ;

— «ЗХУ» таблицы;

— кластер;

— работа с вопросами;

— тренинги;

Маркировочная таблица «ЗХУ» один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛа

Для формирования критического мышления необходимо знать структуру данной технологии и разработать специальные методические приемы. Структура данной технологии такова.

Стадия вызова. Пробудить интерес к предмету

Задачи: Актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.

Вызвать познавательный интерес к изучаемому предмету.

Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

Стадия реализации смысла. Усвоение и осмысление материала во время работы над ним.

Задачи: Помочь активному восприятию изучаемого материала.

Помочь соотнесению старых и новых знаний.

Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.

Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.

Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

Прием составления маркировочной таблицы «ЗХУ»

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗХУ).

      В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется  прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

     Примером использования приема технологии критического мышления нам послужит окружающий мир в 3 классе, по теме « Почва»

Технологическая карта урока 

1. Стадия вызова

2. Стадия осмысления.

3. Стадия рефлексии.

Верите ли вы, что…

Мотивация.

 

Заполнение таблицы.

(Знаю-Хочу узнать-Узнал)

Написание

Стадия вызова. Знаете ли вы, что…»

Поиграем в игру «Знаете ли вы, что…» Дети, работая в парах и обсуждая, отмечают свои ответы, ставя + и –

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.

Вопросы:

— … ветер разрушает горы?

— … 1см почвы образуется за 300 лет?

— … растения участвуют в образовании почвы?

— … почва образуется из камня? итд

2. Стадия осмысления. Заполнение таблицы.

Учащимся предлагается составить в тетради таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

Цель её – развитие рефлексивности в процессе познания .Учащиеся учатся соотносить известное и новое, вносят сведения, учатся определять свои познавательные запросы, обосновывая их с известной им информацией.

Что я знаю

Что я хочу узнать

Что мы узнали, и что нам осталось узнать

Почва — это земля,

-место обитания, дом животных

 

Что такое почва?

Из чего состоит почва?

Для чего нужна почва?

Какие бывают почвы?

 Что произойдет, если почвы не станет?

 

 

 

 

  Выделим основные правила работы с приёмом ЗХУ:

Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу. Запишите эти сведения в первой графе таблицы;

Попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией;

Поставьте вопросы к изучаемой теме до её изучения;

Познакомьтесь с текстом.

Ответьте на вопросы, которые сами поставили,  запишите свои ответы в третью графу таблицы;

На все ли вопросы удалось ответить?

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Что такое почва.

В почве находится глина.

Какие бывают почвы?

Какая почва богата перегноем.

*Как надо охранять почвы?

Почему надо охранять почвы?

Как повысить плодородие почвы?

От чего зависит цвет почвы?

В чем ценность почвы?

Какая почва особенно богата перегноем.

Какие почвы имеются в нашей местности.

  Использование таких заданий позволяет детям  чётко  формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. На всех стадиях работы использую как индивидуальные, так и групповые формы работы. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребенка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей.

Существует множество способов графической организации материала, среди которых самыми распространенными являются таблицы (табличные формы) Рассмотрим один из приемов – это кластер («гроздь»), суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

«Составление кластера»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Последовательность действий такова:

Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «центром » идеи, темы.

Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы .

Новые появившиеся слова соединяются линиями с ключевым понятием.

В итоге получается графическое изображение наших размышлений или информационное поле по данной теме.

Кластер

Тепло, ветер ,вода

Тепло, ветер ,вода

Природные явления

(погода)

Природные явления

(погода)

«Карта мыслей»

Климат

Климат

Растения

Растения

Почва

Почва

Природные зоны-

условия жизни человека

Природные зоны-

условия жизни человека

Животные

Животные

В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;

– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Последние статистические данные показывают, что дети не умеют работать с текстовой информацией, не умеют работать с таблицами, графиками.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.

Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

Советы по работе с «гроздьями»:

-Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди», можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?

-Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить такие смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы.

Применение данных приемов на уроках окружающего мира позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал. Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

Факторы, влияющие на образование почвы

Факторы, влияющие на образование почвы

Кластер

Время

Время

Климат

Климат

Деятельность человека

Деятельность человека

.

Живые существа

Живые существа

Почвообразующая порода

Почвообразующая порода

Рельеф

Рельеф

Инсерт (чтение с пометками). Приложение №1

Каждому ученику раздается текст. Учащиеся

1)Самостоятельно читают;

2) Индивидуально работают над статьей и делают на полях пометки.

V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;

+ — новая для меня информация;

— -думал иначе;

? — непонятно, есть вопросы.

«Техника постановки вопросов»

Важным местом в технологии развития критического мышления обладают приемы, формирующие умение работать с вопросами. Дети, умеющие задаваться вопросами и задавать их, выделяются мотивацией и уровнем своего мышления.

На стадии вызова (при изучении темы) используются вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы. На стадии рефлексии –показ понимания пройденного.

Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно — следственных связей.

— Почему надо охранять почвы?

— Как повысить плодородие почвы?

Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

— Какая почва особенно богата перегноем?

-От чего зависит цвет почвы?

-В чем ценность почвы?

Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.

-Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Что тогда произойдет?

Простой вопрос

Простой вопрос



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика