формирование ууд на уроках в начальных классах


Формирование УУД на уроках в начальных классах

Герасимова О.В.

Учитель начальных классов

ГБОУ ООШ с. Покровка

Жизнь в современном обществе такова, что младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым и т.д., что и заявлено во всех официальных документах Правительства РФ, как ориентиры на современный подход в образовании.

При разработке ФГОС второго поколения одним из методологических оснований является компетентностный и системно-деятельный подходы и приоритетом становится формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Современный подход в образовании не отрицает значимости формирования прочных предметных ЗУН, которые необходимы, но недостаточны для успешного развития личности ребёнка. Именно поэтому в настоящее время всё более актуальны в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выделять гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частных методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Перед школой и учениками стоит задача не просто изучение основ математики, чтения, окружающего мира, а в первую очередь, расширения, усложнения индивидуальных познавательных ресурсов в процессе овладения той или иной учебной дисциплины. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учится. Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний. Научится учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Современные потребности учащихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащихся не обретёт статус объекта образования. В связи с этим злободневным становится формирование и развитие УУД в условиях лавинообразного возрастания объёмов информации, её быстрого старения. Поэтому УУД являются важнейшим компонентом стандартов второго поколения и обеспечивают формирование ключевых компетенций учащихся.

Обладая интегративной природой, именно УУД обеспечивают универсальность образования, позволяя ученику, не просто воспроизводить полученные ЗУН в искусственно созданных условиях учебного процесса, а использовать их творчески, в незнакомой ситуации, в реальной действительности

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

Личностные;

Регулятивные (включает и действия саморегуляции);

познавательные;

коммуникативные.

Личностные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т.е.установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего оно осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать.

Нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план;

Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблем.

Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации;

Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных)

Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

Подведение под понятие, выведение следствий;

Установление причинно-следственных связей;

Построение логической цепи рассуждений;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

Формирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Постановка вопроса — инициативное сотрудничество в поиске в сборе информации;

Разрешение конфликтов – выделение, идентификация;

Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка.

Проектирование образовательно-воспитательной программы начального образования должно быть согласовано с программой развития УУД. При отборе и структурировании содержания образования, выборе конкретных методов и форм обучения должны учитываться цели формирования конкретных видов УУД. Успешность их развития решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов, а именно от ориентации на сущностные знания в определённых предметных областях.

Как же конкретно может быть сформировано универсальное учебное действие? Рассмотрим на примере школьного предмета математика.

В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действия по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.

Учебный предмет «Математика» обеспечивает формирование следующих УУД:* логические универсальные действия;

Анализ объектов с целью выделения признаков;

Выбор оснований критериев для сравнения, классификация объектов.

Тема: оценка суммы»

20<12+35<60

Эта тема имеет большой развивающий потенциал, активизирует мышление и речь детей, требует от них анализа ситуации, перебор вариантов, выбора оптимального варианта, обоснования позиции.

-перевод вербального заданного текста на язык графики и обратные задания (по рисункам или схемам надо составить задачи или примеры):

В роще 12 берёз, а кленов на 8 меньше. Сосен в ней в двое больше, чем клёнов, а елей – в 2 раза меньше, чем сосен и берёз вместе. Сколько всего деревьев в этой роще?

Составь по данной схеме задачу.

УУД: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;

«Блиц — турнир».

Дан ряд задач и схему к задачам.

Найти к каждой задаче соответствующую — схему.

УУД: моделирование; преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).

Одно из важнейших познавательных универсальных : действий умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приёма задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций – умение анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, устанавливать аналогии.

Общий приём решения задач включает: знания этапов решения, способов решении, а также владения предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приёмами и операциями.

На уроках математики универсальными учебными действиями может служить познавательное действие, определяющее умение ученика выделять тип задачи и способов её решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

Можно предложить ученикам парные задания или работу в группах, где УУД служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Приведу несколько примеров развития УУД на других школьных предметах — Литературное чтение

Требование к результатам изучения этого предмета включают формирования всех видов УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, с приоритетом развития ценностно – смысловой сферы и коммуникации. Литературное чтение – осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно – нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия.

На литературном чтении при работе с произведением М.Пришвина «Изобретатель» обеспечивается формирование следующих УУД:

Формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с историей России, её природой.

М.Пришвин через картины природы, доброе отношение к животным и заботу о них передаёт детям светлое чувство любви к Родине.

Задания к произведению

.

Составь план рассказа.

Понаблюдай, как рождается образ птицы в рассказе М.Пришвина.

Прозвище птицы (о чём говорит?)

Её поступки, поведения (выпиши из текста)

Характер птицы (выпиши и подбери свои слова)

Отношение автора к птице (как он её называет?)

Прочитай отрывок из записи в дневнике М.Пришвина. Подчеркни самое главное.

Запиши кратко основные мысли статьи С.Я.Маршака о М.Пришвине

Прочитай, как Пришвин понимал слова «родина» и «отечество». Вставь пропущенные слова.

Природа явилась нам как родина, и родина – мать обратилась в отечество.

Я стою и расту – я ……

Я стою, и расту, и хожу – я …….

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – я человек.

УУД: формирование эмоционально личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; формирование умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей.

В процессе систематической работы по формированию УУД на уроках, учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Таким образом, включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения способствует формированию универсальны учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.






See also:
Яндекс.Метрика