Формирование УУД на уроках русского языка и литературы


Яук Наталья Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Седельниковская

средняя общеобразовательная школа»

Седельниковского муниципального района

Омской области

Формирование УУД на уроках русского языка

и литературы

Особое место в реализации ФГОС отводится формированию универсальных учебных действий. Я приведу примеры из опыта работы, которые, на мой взгляд, мотивируют учащихся к обучению.

В начале урока формируются регулятивные УУД. Учащиеся под руководством учителя формулируют тему и цель урока.

Например, тема изучаемого раздела «Лексика». Последний урок в разделе «Антонимы». В начале урока в качестве повторения предлагаю ребятам в группе отгадать кроссворд по теме «Лексика» в течение пяти минут. В кроссворде включены все изученные темы, кроме темы «Антонимы». Следовательно, дети оставляют одно не разгаданное слово, потому что они не изучали данную тему. Такая работа позволяет учащимся сформулировать тему урока. Далее они ставят перед собой задачу на урок: узнать, что такое антонимы. Некоторые из них уже знакомы со словами с противоположным лексическим значением. Для них задача – расширить знания по теме.

На уроках мы работаем в парах, группах. В данной работе прослеживается формирование коммуникативных учебных действий.

Например, выполняем игровое задание из учебника на слушание. Тема урока: «Слушаем на уроке». Задание: какие из человеческих качеств (доброту, мужество, честность, трудолюбие и т.д.) вы больше всего цените в людях. Каждой группе предлагается убедить ребят из других групп, что качество, о котором они говорят, самое важное. Выигрывает та команда, которая убедительно выскажет свою точку зрения.

В течение 2 минут ребята обсуждают вопрос в группе, каждый член группы предлагает свои версии. Ребята в группе оценивают ответы товарищей самостоятельно. Затем представители групп аргументировано высказывают свою точку зрения, отстаивают свою позицию, не забывая о том, чтобы их речь была грамотной и выразительной.

Работая в группе, ребята осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве взаимопомощь. Например, в конце каждой изученной темы по русскому языку предлагаются вопросы для повторения. Этот материал мы отрабатываем в группах. Назначается в каждой группе консультант, который принимают зачёт у ребят. Группа консультантов сдаёт учителю зачёт до урока. На уроке у ребят принимает зачёт консультант. Отвечают ребята в порядке очереди или вытаскивают билеты с номером вопроса. Затем с помощью критериев, разработанных учителем совместно с детьми, оценивается работа каждого.

Критерии оценки работы в группе

Активно работал(а) на уроке?

а) да, б) скорее да, в) скорее нет

Полно ответил на предложенный вопрос?

а) да, б) скорее да, в) скорее нет

Речь грамотная? (нет речевых ошибок)

а) да, б) скорее да, в) скорее нет

Взаимодействовал (а) в группе с одноклассниками? Оказывал помощь товарищам в группе?

а) да, б) скорее да, в) скорее нет

Дисциплинированно вёл (а) себя на уроке?

а) да, б) скорее да, в) скорее нет

Больше «да» — «5»,

больше «скорее да» — «4»,

больше «скорее нет» — «3»

На уроках литературы также организована групповая работа. Стремлюсь к тому, чтобы уроки проходили интересно, творчески. Например, на уроке не просто по очереди читаем стихи наизусть, а объявляем конкурс на лучшее прочтение. Делимся на группы: выбираем жюри, набираем группу участников. Жюри оценивает чтение по критериям, которые разработали сами ребята.

Критерии: 1) знание текста (1 – 3) , 2)выразительность (1- 3),

3) эмоциональность, (1 -3б), 4) мимика, жесты (1-3)

10 – 12баллов — «5», 10 – 7 баллов — «4», менее 7 баллов — «3».

Уроки литературы учат учащихся ориентироваться в системе моральных ценностей, сопереживать другим людям, учат помогать ближним и другим благородные поступки. Анализируя художественные произведения, ребята осуждают злую мачеху из сказки А.С. Пушкина и сочувствуют бедной падчерице. Они жалеют Герасима из рассказа И.С. Тургенева и говорят о недостойном поведении барыни. Считаю, что уроки литературы в большей степени позволяют формировать личностные качества учащихся.

Также на уроках литературы мы учимся основам реализации проектно — исследовательской деятельности, что позволяет формировать познавательные УУД. Учащиеся готовят презентации по изученным произведениям, инсценировки фрагментов изученных произведений, альбомы, сборники стихов.

На первом этапе работы ребята формулируют проблему, цель и задачи. На втором этапе разбиваются на группы, распределяют роли и обязанности, планируют свою работу, выбирают форму презентации. На третьем этапе работают самостоятельно, в случае необходимости консультируются у учителя, готовят презентацию. На четвёртом этапе представляют проделанную работу, дают взаимооценку деятельности.

Например, тема проекта «Инсценировка фрагмента сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Ребята ставят цель: приготовить инсценировку фрагмента сказки. Задачи: 1) выбрать интересный эпизод, 2) выучить текст, 3) приготовить декорации. На втором этапе формируют группу и распределяют обязанности. Выбирают режиссёра, артистов, художников – оформителей, звукооператора. Планируют работу: договариваются, в какое время будут проходить репетиции и назначают место их проведения. В течение недели ребята готовят проект, а затем представляют свою работу.

Таким образом, задача учителя – включить самого ученика в учебный процесс, научить самостоятельно овладевать новыми знаниями.






See also:
Яндекс.Метрика