Формирование УУД на уроках окружающего мира по теме Что такое температура


Проект урока

Тема. «Что такое температура?»

Тип урока: проблемный.

Цели урока:

Дать представление о понятии «температура», учить измерять температуру с помощью термометра.

Планируемые результаты:

Предметные-обучающиеся получать представление о температуре, научатся измерять температуру с помощью термометра.

Личностные – мотивация учебной деятельности.

Метапредметные:

— из познавательных УУД (умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, умение анализировать и сравнивать предметы, оценивать полученную информацию);

— из регулятивных (самоконтроль, коррекция, оценка);

— из коммуникативных (умение вступать в диалог, слушать собеседника, отстаивать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий).

Способствовать развитию самостоятельности.

Основные понятия, формулируемые на уроке: «температура», «термометр».

Средства обучения: учебник, термометры (водный, уличный, комнатный, медицинский, почвенный), стакан с тёплой и холодной водой, презентации, толковые словари, распечатки правил работы в группе.

Ход урока.

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) —

1-2 минуты

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приёмы  работы:

учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,  предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);

учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;

Прослушайте запись (звучит муз. П.И.Чайковского “Октябрь”).

Фронтальная беседа.

— Какое время года изобразил композитор? (Осень)

— Какое сейчас время года? Как вы думаете, уда лось передать признаки осени П.И.Чайковскому? Как, докажите. (Песня звучит спокойно, задумчиво, повествуя о увядающей красоте осенней русской природы )

-Сегодня на уроке мы продолжим изучать природу.

II. Актуализация знаний 4-5 минут

Цель: повторение изученного материала, о живой и неживой природе, о явлениях природы, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося, необходимого для «открытия нового знания»

2.1 Отгадайте загадку. (См.Приложение1.)

Как ещё можно назвать градусник?

Для чего он нужен?

Ребята, в конце сегодняшнего урока вы сможете самостоятельно ответить на эти вопросы!

III .Проблемный

Фронтальная беседа.

— Вспомним, какая бывает природа? (Живая и неживая)

— Приведите примеры живой природы. (Растения, животные)

— Приведите примеры неживой природы. (Воздух, солнце, вода, земля.)

— Есть ли связь живой и неживой природы? Докажите. ( Без воздуха, солнца и воды не будет жизни на Земле, потому что вся живая природа дышит воздухом, питается водой и солнечным теплом)

Послушайте сказку «Приключение Листика». (См.приложение 2)

— На прошлом уроке мы с вами выяснили, что в природе всё постоянно меняется. Какие природные изменения происходили в сказке «Приключение Листика»? (распускаются почки, пошел теплый дождь, желтеют листья, выпадает снег).

— Ребята, вспомните, было с вами такое в жизни? Вчера мог идти дождь, а сегодня – уже снег. Вчера было холодно, а сегодня тепло. Как же нам узнать, что надеть на себя, чтобы выйти на улицу? (спросить у мамы, открыть окно, выбежать на улицу и т.д.)

-Может кто-то из вас знает, когда мы говорим холодно, тепло, жарко, что мы имеем в виду? (температуру).

-Можем ли мы сразу определить температуру за окном? (нет)

-Вы хотите научиться сами определять температуру на улице и при этом не спрашивать у взрослых? (Да)

-Как называется прибор для измерения температуры?

3.2 Формулирование проблемы

Чего мы не знаем:

-Как по-научному называется градусник.

-Как называется прибор для измерения температуры?

-Как измерять температуру?

Критерии для оценки деятельности

1. Теперь я знаю, что…….

2. Теперь я смогу…….

IV. Работа с информацией.

Цель: Формирование первичных умений самостоятельного поиска знаний.

Фронтальная беседа.

Какую задачу мы сегодня на уроке поставим перед собой? (Научиться измерять температуру).

— Ребята, слово измерять вам уже знакомо? Где вы встречались с этим словом? (На уроках математики, когда измеряли длину отрезка.)

— С помощью чего вы измеряли длину отрезка? (С помощью линейки)

-Что такое линейка? (Это прибор для измерения длины)

— Как же тогда называется прибор для измерения температуры? Откройте учебник на стр.30 и каждый про себя прочитайте определение.

— Как же называется этот прибор? (термометр)

Работа со словарем.

— Почему этот прибор так называется? Откройте толковый словарь Д. Н. Ушакова, который лежит у вас на партах, по алфавиту найдите слово термометр. Что означает это слово? Кто нашел, зачитайте вслух. (ТЕРМОМЕТР состоит из двух слов, термо — теплота и метр-мера). Прибор для измерения теплоты)

-Для дальнейшей работы на уроке нам нужно разделиться на группы по 4 человека.

Практическая работа в группах.

Цель: учить измерять температуру.

Для работы в группе нам нужно распределить роли. (Капитан команды, писарь, два помощника) Итак, роли распределены. Что мы должны помнить, чтобы работа в группе спорилась и был хороший результат? (Правила работы в группе).

— У вас на каждую группу есть список правил, которые мы с вами составляли на предыдущих уроках. Сейчас капитаны команд шепотом читают для своей группы правила.

Правила работы в группе

Уважай мнение каждого.

Не говори громко.

Будь активен.

Помогай товарищу.

— Вспомнили правила? Готовы приступить к работе? (Да).

-У каждой группы есть термометры. Возьмите термометры в руки.

(Слайд 2. Устройство термометра).

— Рассмотрите устройство термометра. Из каких частей состоит термометр? (Стеклянная трубка, ртутный столбик, шкала)).

— Теперь внимательно рассмотрите шкалу. Откройте учебник на стр.30, помощник прочитает для своей группы задание № 1.

— Посмотрите на слайд. (Слайд № 3. Работа со шкалой). Определите. Сколько градусов на каждом термометре.

— Ребята, почему у каждой группы несколько термометров? Они все одинаковые или чем-то отличаются? Обсудите в группах и капитан озвучит, к каким же выводам пришла ваша группа. (термометры разного размера, формой).

-К какому выводу пришли? (Скорее всего обучающиеся определят только два вида термометра – для измерения температуры тела и температуры воздуха на улице, поэтому стоит обратиться к слайду 4, на котором представлены другие виды термометров: водный, почвенный, комнатный).

— Определите, какие термометры у вас на партах. (№1-медицинский, №2 уличный, №3- комнатный, №4- почвенный, №5 – водный)

Вывод: термометры бывают разные по назначению.

Физминутка (см. СанПиНы, прилож. 4-5)

Цель: смена видов деятельности.

Практическая работа в группах. Продолжение.

Сейчас мы будем проводить опыты. Посмотрите на слайд (слайд№5.План работы) Учитель зачитывает план работы.

— Для выполнения первого пункта плана откройте учебник на стр.31. Ваша задача, выполнить опыты №1,2. Для этих опытов вам понадобится два стакана с тёплой и холодной водой.

— Какой термометр вам понадобиться для первого опыта? (водный) (Слайд №6)

— Что у вас получилось в первом опыте? Что происходило со столбиком жидкости, когда вы его поместили в стакан с тёплой водой? (жидкость в столбике начала подниматься)

— Какая температура тёплой воды? (капитаны команд озвучивают результаты измерения)

— Что у вас получилось во втором опыте? Что происходило со столбиком жидкости, когда вы его поместили в стакан с холодной водой? (жидкость в столбике начала опускаться) Чему равна температура холодной воды? (капитаны команд озвучивают результаты измерения)

Вывод: Чем холоднее вода, тем ниже столбик жидкости, и наоборот, чем теплее вода, тем выше столбик жидкости.

-Следующий по плану опыт №3. Измерить температуру воздуха. Поможет вам задание на стр.31№3. Какой знак вы использовали для записи температур? (+25, -3)

Вывод: температура воздуха может быть ниже ноля.

— Следующий опыт №4стр.31(Слайд№4 Измерение температуры тела)

— Итак, есть у кого температура тела ниже ноля? (нет) Есть ли у кого температура выше отметки 40? (нет). У большинства из вас температура

+36! Вы себя хорошо чувствуете? (Да). Самая хорошая температура вашего тела 36,6 ! При такой температуре вы бодрствуете, у вас ничего не болит, вы жизнерадостные. Как только температура вашего тела поднимается выше 37 , это означает, что вы заболели!

V. Аналитический.

Цель: самостоятельно определить температуру.

Планируемые результаты.

Метапредметные:

Из регулятивных: контроль, коррекция знаний.

Из познавательных: логические учебные действия (анализ, сравнение)

Из коммуникативных: строить монологическое высказывание.

— Сейчас вы самостоятельно попробуете выполнить несколько простых заданий. Задание будут даны на слайдах, правильный ответ вы записываете у себя на листочках. (Выполнение детьми тестовых заданий самостоятельно).

-Теперь проверим, как вы справилась с заданиями! (Обучающиеся сверяют свой выбранный ответ со слайдом)

-Ребята, вы справились с заданиями. Молодцы! Какое задание было самым трудным?

— Какие знания вам помогли при выполнении теста?

VI. Рефлексивный.

Цель: подведение итогов урока.

Планируемые результаты.

Предметные: представление о температуре и термометре.

Личностные: самостоятельность.

Метапредметные:

Из регулятивных: установление соответствие полученного результата поставленной цели.

Из познавательных: оценка информации.

Из коммуникативных: умение вести диалог.

Какую цель ставили перед собой?

Ребята, мы научились измерять температуру?

— Какой прибор нам помог?

-Теперь мы сможем без помощи взрослого узнать, холодно на улице или тепло? Каким термометром воспользуемся? (уличным)

Самооценка по критериям.

1. Теперь я знаю, что…….

2. Теперь я смогу…….

— Как вы считаете, удалась ли нам сегодня работа в группах? Что нам помогло? Кто мешал работать? Какой совет дадим ему?

VII. Домашнее задание.

Измерить с помощью термометра температуру снежного покрова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При работе на данном уроке у обучающихся младших школьников формировались следующие метапредметные результаты:

Из познавательных УУД (умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, умение анализировать и сравнивать предметы, оценивать полученную информацию);

Из регулятивных УУД (целеполагание. умение работать по плану, самоконтроль, коррекция, оценка);

Из коммуникативных УУД (умение вступать в диалог, слушать собеседника, отстаивать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий).

Задачи урока взаимосвязаны, направлены на достижение цели урока.

При планировании данного урока были учтены возрастные и психологические особенности младшего школьника, уровень сформированности коллектива, умение работать в группе.

Данная творческая разработка помогла систематизировать полученные на занятиях знания, скорректировать уже имеющиеся знания по формированию универсальных учебных действий.

Список литературы

Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли:[Текст] пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Кантарович, Н.Я. Загадка как средство формирование словарного запаса младших школьников [Текст]: учебно- методическое пособие для студентов / Н.Я. Канторович, А.А. Чулкова, М.А. Шумихана, Н.В. Кряженкова. – Новокузнецк : Изд-во КузГПА, 2005. – 311 с.

Новолодская, Е.Г. Методика изучение сезонных изменений с учащимися начальной школы [Текст] / Е.Г. Новолодская // Начальная школа. – 2004. — № 7. — С.1-8.

Плешаков, А. А. окружающий мир. 2класс [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011. – 143 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сосулька с рисунком висит за окном,

Висит и зимою, и летом,

Мы утром встаём и по ней узнаём,

Во что быть сегодня одетым.

(Градусник)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Здравствуйте! Меня зовут Листик. Я родился весной, когда почки начинают набухать и распускаться. Чешуйки моего домика – почки – раскрылись, и я увидел, как прекрасен мир. Солнышко своими ласковыми лучами прикасалось к каждому листику, к каждой травинке. И они улыбались в ответ.

Вот пошел теплый дождик, и мой ярко-зеленый наряд покрылся каплями, словно разноцветным бисером. Как весело и беззаботно пролетело лето! Птицы чирикали целыми днями на ветке моей мамы Березки, а по ночам теплый ветерок рассказывал о своих путешествиях.

Время летело быстро, и я стал замечать, что солнышко светит не так ярко и уже не греет. Ветер подул сильный и холодный. Птицы стали собираться в дальнюю дорогу.

Однажды утром я проснулся и увидел, что мое платье стало желтым. Сначала я хотел заплакать. Но мама Березка меня успокоила. Она сказала, что пришла осень, и поэтому все вокруг меняется. А ночью сильный ветер сорвал меня с ветки и закружил в воздухе. К утру ветер утих и я упал на землю. Здесь уже лежало много других листьев. Нам было холодно.

Но вскоре с неба посыпались белые хлопья, похожие на вату. Они укрыли нас пушистым одеялом. Мне стало тепло и спокойно. Я почувствовал, что засыпаю, и спешу с вами попрощаться. До свидания!






See also:
Яндекс.Метрика