Формирование УУД на уроках географии в 7 классе при изучении темы Климат Африки


Методическая разработка урока по теме «Формирование УУД на уроках географии в 7 классе при изучении темы «Климат Африки».

Учитель: Осипова Оксана Александровна

Предмет: география

Школа: МОУ «Краснопресненская СОШ им. В. П. Дмитриева» Калининский р-он. Тверская обл.

Класс: 7

Цель:

Выявить главные особенности климата Африки.

Задачи:

Образовательные

— углубление знаний по теме “Климат”;

— формирование представлений о климатических факторах и климатических поясах Африки;

Воспитательные:

— продолжить формирование умений индивидуальной и групповой работы;

— воспитание толерантности.

Развивающие:

— углубление умений:

делать сравнительную характеристику карт;

устанавливать причинно-следственные связи;

читать климатограммы;

— продолжить формирование научного мировоззрения.

Метод обучения:

— по традиционной классификации — словесный и видеометод и сопутствующие им практический и работа с атласом;

— по характеру познавательной деятельности — эвристический (частично-поисковый).

Тип урока — комбинированный.

Оборудование

— ТСО (компьютер, экран, проектор, колонки);

— Презентация Power Point «Климат Африки»; видеоролик Movie Maker «Африка – это вечная тайна»

— учебные атласы и контурные карты, раздаточный материал

Аннотация

Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС второго поколения Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Согласно фундаментальному ядру содержания общего образования, эти результаты можно обеспечить через формирование УУД, что является одной из самых важных задач современной географии. Географическое образование призвано в первую очередь формировать географические умения (специальные предметные). Но работа со специальными предметными (географическими) умениями,  предполагает овладение учащимися и общеучебными (универсальными) умениями. В совокупности они и формируют у учеников умение учиться.

Данный урок составлен таким образом, что в каждом его фрагменте прослеживается работа по формированию того или иного УУД в процессе изучения новой темы.

Одна из важнейших особенностей урока состоит в том, что результатом групповой работы учеников является «готовый продукт» – алгоритм описания климата, который будет использоваться на дельнейших уроках географии при изучении климата других материков и стран.

Этап урока

Слайды

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Мотивация орг. момент

Ролик «Африка – это вечная тайна»

Создание ситуации внутренней и внешней готовности к уроку.

Создание эмоциональной готовности к уроку. Видеоролик «Африка – это вечная тайна».

Личностные

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде

Коммуникативные

объединение в рабочие группы

II. Целевая актуализация материала

Слайд 1Загадки по географии по теме климат

Слайд 2

Сегодня мы продолжим исследование природы Африки. Тему урока: «Климат Африки».

— Как выдумаете, какова наша главная цель на уроке?

А зачем нужно знать климатические особенности территории? Где нам могут пригодиться полученные знания?

В тетради записывается тема: “Климат Африки”

Формулировка цели урока: Выявление климатических особенностей Африки.

Рассуждения учеников о необходимости и применении знаний о климате Земли.

Познавательные

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные

умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

III. Постановка проблемы

Слайд 3

Урок географии изучение Новой темы

Но прежде чем начать исследование, давайте выясним, какие карты сегодня станут нашими основными источниками добычи информации?

— Действительно, наша планета полна загадок. А Африка, как поётся в песне, это вечная тайна между двух океанов. Но многие тайны перестают быть таковыми, если для их разгадки применить свои знания. Для начала я загадаю вам несколько географических загадок, а вы попробуйте ответить:

Где в Африке (и почему именно на там) растут самые густые и непроходимые леса?

Где в Африке растут баобабы и почему их стволы имеют необычную форму?

Почему в ЮАР январь самый жаркий месяц, июль – самый холодный

Почему пустыня Сахара такая огромная и находится именно в северном полушарии, а не в южном?

— Перед какой проблемой мы оказались? Почему мы не смогли грамотно сформулировать ответы на эти несложные вопросы?

— Для эффективности работы, мы создали 2 настоящие исследовательские группы, которые, прежде чем дать ответ, должны будут все вместе обсудить его внутри своей команды. Особенно обратите внимание на большие знаки вопроса. Именно они потребуют от вас максимальных усилий.

Ориентирование в атласе, выделение необходимых для урока тематических карт

Попытки учеников решить загадки, но из-за нехватки знаний ответы неполные, обтекаемые или неправильные больше основанные на интуиции

Осмысление проблемной ситуации, осознание необходимости в пополнении своего запаса знаний

Дети заранее выбрали себе команды

Личностные

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде

Познавательные

постановка и формулирование проблемы

Личностные

адекватное реагирование на трудности

Личностные

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

IV. Актуализация изученного ранее материала

Слайд 4Загадки по географии по теме климат

— А теперь прошу продолжить фразу, которая была произнесена при первом знакомстве с Африкой.

— Сегодня мы попробуем доказать, что это утверждение верно.

Фронтальный опрос

— А что такое климат? (многолетний режим погоды в данной местности)

— По каким показателям мы можем определить тип климата? (температура, влажность, осадки, атм. давление и т.д.)

— Так почему Африка – самый жаркий материк?

— Что оказывает влияние на формирование климата? Почему в одном месте жарко, а в другом не очень, где-то влажно, а где-то сухо?

— Какие факторы влияют на климат (географическая широта, рельеф, влияние ветров, течений, близость к океану)

Наша задача на уроке доказать, что все эти факторы действительно важны для определения климата. А также выстроить алгоритм характеристики климата для любого материка, региона, страны.

Внимание!

Африка – самый жаркий материк.

Работа в группах, воспроизведение ранее изученного материала во время фронтального опроса

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

V. Изучение нового материала (решение проблемы)

Слайд 5

Урок географии изучение Новой темы

Слайд 6

Слайд 7

Загадки по географии по теме климат

Слайд 8

Урок географии изучение Новой темы

Слайд 9, 10

Загадки по географии по теме климат

Слайд 11

Урок географии изучение Новой темы

Слайд 12Загадки по географии по теме климат

Слайд 13Урок географии изучение Новой темы

Слайд 14Загадки по географии по теме климат

Слайд 15Урок географии изучение Новой темы

Слайд 16Загадки по географии по теме климат

Слайд 17Урок географии изучение Новой темы

Слайд 18Загадки по географии по теме климат

Слайд 19Урок географии изучение Новой темы

Слайд 20Загадки по географии по теме климат

Слайд 21Урок географии изучение Новой темы

Слайд 22Загадки по географии по теме климат

— Какой из факторов самый важный? (географическая широта)

1. Главный фактор – географическая широта.

Среди других материков Африка занимает особое положение. Какие элементы географического положения могут оказать влияние на климат Африки?

А это значит, что большая часть Африки расположена … (в жарком тепловом поясе)

Африка – самый жаркий материк, потому что…

Большая часть материка расположена в ___________ поясе, где солнце бывает в _____________.

Среднемесячная температура не ниже ____________.

Отмечена самая высокая температура ____________.

2. Влияние постоянных ветров

— Кто догадается, почему два выделенных района, находящихся на одинаковом расстоянии от экватора, в одинаковых климатических поясах, так различаются по количеству осадков.

— Какие постоянные ветры характерны для экваториальных и тропических широт?

— Кто сможет на интерактивной доске нарисовать направление северного пассата? Южного пассата?

Наводящие вопросы учителя

1) С какой поверхности дуют с-в пассаты?

2) Какие вм проникают на материк?

3) К чему это приводит?

4) С какой поверхности дуют ю-в пассаты?

5) Какие вм проникают на материк?

6) К чему это приводит?

В Северной Африке может возникать ещё одно явление – самум.

В переводе с арабского «самум» означает «ядовитый, отравленный». Местные жители иногда называют его еще «огненным ветром» или «дыханием смерти». Этот ветер продолжается обычно 2—3 ч, однако свирепствует лишь в течение 10-20 мин, после чего значительно ослабевает. Обычно перед налетающим шквалом самума пески начинают «петь» — слышен звук трущихся друг о друга песчинок. Поднятые «тучи» песка затмевают Солнце. Возникает самум при сильном прогреве земли и воздуха в циклонах и преимущественно при западных и юго-западных ветрах. Ветер несёт раскалённый песок и пыль и иногда сопровождается грозой. Температура воздуха при этом может подняться до +50 °C, а относительная влажность подходит к 0%. Шквал длится от 20 минут до 2-3 часов иногда с грозой. При такой высокой температуре и низкой влажности воздуха происходит усиленное испарение влаги из организма; это вызывает головную боль, рвоту, а иногда даже смерть. Во время самума наблюдается красновато-жёлтая мгла, все предметы в океане и на берегу приобретают красные оттенки. Солнце, просвечивающее сквозь тучи пыли, кажется багрово-красным шаром. При самуме следует ложиться и плотно закрываться одеждой. В Алжирской Сахаре бывает до 40 раз в год.

3. Влияние течений.

— Почему на ю-в и с-в побережьях Африки выпадает разное количество осадков?

— Течения теплые (мыс Игольный – воздух насыщен влагой, теплый. Отсюда –на побережье влажный климат.)



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика