Формирование УУД младших школьников_41320


Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Одной из эффективных технологий в плане формирования УУД является технология проблемного обучения. В отличие от традиционной системы обучения, которая направлена на передачу готовых знаний, технология проблемного обучения нацелена на то, чтобы школьники самостоятельно производили поиск «нового». В своей педагогической деятельности я добиваюсь того, чтобы ребенок не заучивал готовые знания, а делал для себя каждый раз маленькие открытия.

В технологии проблемного обучения знания усваиваются творчески, учащиеся САМИ формулируют правила, делают выводы, а затем сравнивают с учебником. На уроке мне важно организовать диалог так, чтобы дети сами сформулировали проблему.

Преимущественно в своей деятельности использую два вида диалога:побуждающий и подводящий. Применяю некоторые приемы для построения побуждающего диалога, в результате которого формулируется проблема. Приведу примеры наиболее часто используемых мною приемов.

— Что вас удивило? Какими видите факты? Сколько мнений существует? Так какой возникает вопрос?

— Сколько в нашем классе мнений? Как же нам выделить верное?

— Вы сначала как думали?  А как на самом деле? Какой возникает вопрос?

— Вы смогли выполнить задание? А в чем затруднение? Сформулируйте проблему..

— Вы нашли решение задачи? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какая же тема урока сегодня?

— Что вы сделали для решения вопроса? Какие знания применили? Какова тема урока?

Побуждающий диалог используется для решения учебной задачи. Ведь поиск решения проблемы – это поиск ответа на вопрос, который завершается открытием нового знания.

Мастерство педагога заключается в том, чтобы правильно поставить учебную проблему и, таким образом, помочь детям сформулировать тему урока или вопрос для дальнейшего исследования на уроке. Что же подразумевается под понятием «проблема»?

    Проблема — это вопрос, охватывающий противоречия между двумя фактами, мнениями, положениями.

Приведем пример:

16-7+3=12

16-(7+3)=6

    Таким образом, возникает вопрос: Почему в примерах мы использовали одинаковые числа, но получили разные ответы?

    Также под проблемой мы понимает вопрос, охватывающий противоречия между житейскими представлениями детей и научным фактом.

Еще один пример:

Легкий легко

Веселый весело

Быстрый быстро

    Из сопоставления данных слов возникают вопросы:

— Что это за слова во втором столбике?

— Как разобрать их по составу?

   И дети, выполняя задание, приходят к выводу, что в первом столбике прилагательные, потому что они имеют окончания -ий, -ый. Следовательно, это изменяемые части речи. А во втором столбике слова неизменяемые, у них нет окончаний, следовательно, это другая часть речи. Так учащиеся знакомятся с наречием.

     При дифференцированном обучении я использую и подводящий диалог – систему вопросов и заданий, которая приводит пассивного ученика к формулировке темы урока. Это помогает реализовать личностно-ориентированный подход, дать возможность каждому ребенку включиться в образовательный процесс. Подводящий диалог также ведет к открытию нового знания.

  Кроме диалогов мною применяются еще два приема. Один из них называется образно «Яркое пятно».

Суть этого приема в использовании сказок, легенд, случаев из жизни, науки, культуры, с целью более образного представления учебной задачи.

Например, на уроке окружающего мира при изучении темы царства природы, я включаю звукозапись голоса леса. Мы с детьми оказываемся в царстве живой природы, и начинаем рассуждать об этом царстве, в результате дети сами формулируют цель урока, какие новые знания они получат о представителях этих царств.

Не менее важным является и прием актуальность. Суть приемадонести до каждого ребенка, что получаемое им новое знание по предмету крайне необходимо для его сегодняшней жизни. Например, мы идем на экскурсию, экскурсия – это важно, актуально.Мы можем научиться определять стороны горизонта, увидеть линию горизонта.В результате использования этих приемов, у детей на уроках рождается стремление докопаться до истины, найти ответ на вопрос, решить учебную задачу. Создаются условия для самовыражения учащихся. Совершенно очевидно, что проблемные уроки имеют еще и очень мощный воспитательный, нравственный потенциал: учат умению принимать чужую точку зрения; грамотно дискутировать; добиваться общего результата, осознав единство цели.

В учебниках дети работают с заданиями, которые ориентируют их на поиск информации.

Например: можно ли слово коньки проверить, используя, исторический корень.Естественно, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо осуществить информационный поиск.

Очень часто использую задания, в результате выполнения которых у детей рождается свой творческий продукт.

-придумай и нарисуй фантастическое дерево;

-сочини сказку, названием которой станет пословица.     Главная цель учителя — научить учиться. То есть, создать условия для того, чтобы обучаемый мог бы самостоятельно решать учебные и познавательные задачи, проявлять положительные эмоции и чувства, творческий потенциал, что формирует лучшие духовно-нравственные качества его личности.

   Это и помогает достигнуть правильно построенный урок с использованием проблемного обучения, на котором обеспечивается и стимулируется активная самостоятельная и совместная деятельность учащихся.

Таким образом, идет целенаправленное формирование универсально — учебных действий младших школьников.

  

 






See also:
Яндекс.Метрика