Формирование УУД младших школьников в рамках ФГОС второго поколения


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №4

с углубленным изучением отдельных предметов

142001,Московская область,гомодедово,ул.Гагарина,д.13.Тел.(496-79)3-50-44,факс:3-10-98

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ММО

учителей начальных классов

по теме:

« Формирование УУД в рамках введения ФГОС второго поколения в начальной школе»

Учитель начальных классов

Щербакова Людмила Георгиевна

Условия успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

Каждый человек в течение своей жизни, в определенные ее моменты, задает себе вопрос: счастлив ли я? Ответ зависит от многих причин и от того, что для него значит счастье. У каждого счастье свое. И у каждого из моих учеников свое счастье. Вот оно:

Счастье заключается в том, что ты живешь на свете.

Счастье– это когда рядом есть тот, кого ты любишь: семья, близкие люди.

Счастье– это когда тебя поддерживают в трудную минуту.

Счастье – это когда тебя любят и уважают.

Счастье – это достижение цели, когда все получается и у тебя успех.

И что нужно делать, чтобы ребенок был счастлив?

Цель современной системы образования,поставленная новыми федеральными образовательными стандартами, т.е. государством, четко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Таким образом, важнейшей задачей школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Другими словами, миссия школы заключается в том,чтобы научить выпускника самому строить свое счастье. Кто призван реализовать эту цель в современной школе? Без сомнения, учитель, так же, как и в школе традиционной.Но цель может быть успешно реализована только в том случае, если она имеет личностный смысл. В традиционной школе, при «знаниевом» подходе, были определены те критерии, по которым можно было оценить сформировавшуюся личность? Учителю приходилось действовать по принципу «принеси то, не знаю что», а, следовательно, «не знаю, как».

Четкость и конкретность поставленной цели в современной, новой школе позволяют задуматься о способах ее реализации. Разработать механизм реализации ФГОС начального общего образования, опробировать его, принять в педагогическом сообществе – это есть простор для творчества современного, нового учителя. Это есть его педагогический опыт.

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исходя из опыта, сложившегося в результате взаимодействия с коллегами, мы и определяем условия успешной реализации ФГОС начального общего образования, в частности, условия успешного формирования УУД у младших школьников.

Среди четырех основных видов УУД (по А. Г.Асмолову) я останавливаюсь на регулятивных – тех, которые формируются в результате учебной деятельности. Во-первых, проблемой формирования компонентов учебной деятельности младших школьников: мотивационного, целевого,исполнительского и контрольно-оценочного, мы с коллегами занимаемся уже пятый год в рамках работы республиканской опорно-методической площадки «Личностно ориентированное обучение». Во-вторых, убеждена в том, что и познавательные, и коммуникативные, и личностные УУД формируются у школьников в процессе учебной деятельности, в результате взаимодействия и сотрудничества с одноклассниками и учителем.

На разных возрастных ступенях при формировании УУД формулируются конкретные цели.Младшие школьники только осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Ведь недаром бытует мнение: чему научили ребенка в начальной школе, с тем он и пойдет дальше, и от этого зависит его успешность в дальнейшем. Итак, каковы условия, обеспечивающие у младших школьников формирование основ умения учиться и способности организации своей деятельности?

Первое условие для успешного формирования УУД –педагогическая компетентность учителя.

Как научиться самому ставить цели, планировать деятельность,прогнозировать результат, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность? И самое главное,как убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического опыта? Несомненно, этому можно научиться только при взаимодействии с коллегами: быть готовым к восприятию инновационного опыта, понимать необходимость самообразования и самосовершенствования, быть способным сотрудничать с коллегами, делясь своим опытом и перенимая опыт других учителей. Для повышения педагогической компетентности огромное значение имеет и участие в профессиональных конкурсах. Кстати сказать, на участие в этом конкурсе меня вдохновили мои четвероклассники, сказав, что я просто должна в нем участвовать, потому что(цитирую) «Вы еще больше узнаете, попробуете свои силы, покажите себя,разовьете свои таланты, докажете, что вы можете добиться успеха».

Суть взаимодействия с семьей заключается в том, что и учитель, и родители должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. А результат –налаженный психологический контакт с родителями учеников, их мотивация на совместную с детьми и учителем деятельность.

Второе условие для успешного формирования УУД – включение в учебную деятельность,правильная организация которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий (целеполагание, планирование,прогнозирование, контроль, коррекция, оценка). Таким образом, я делаю процесс учения привлекательным для своих учеников:

— не преподношу ученикам новое знание в готовом виде, а организую процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм;

— соблюдаюпреемственность между дошкольным образованием и начальной ступенью обучения, учитывая возрастные психологические особенности развития детей;

— выбираю средства обучения, формирующие у учащихся обобщенное системное представление о мире (природе, обществе, самом себе);

— создаюдоброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;

— формирую у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;

— создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;

предлагаюученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечиваюпри этом его усвоение на уровнегосударственного стандарта знаний.

СПОСОБЫ, какими я реализую данное условие, следующие:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА (по Е. Л. Мельниковой), которая базируется на системно-деятельностном подходе и обеспечивает создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности. При этом постановку учебной проблемы и поиск решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.

Применение ИКТ позволяет сделать процесс обучения для детей более увлекательным и интересным.Ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира. Применяя свои знания, полученные на уроках информатики и ИКТ, они учатся использовать компьютер в обучающих целях, учатся общению, пытаются представить результат деятельности в виде цифрового продукта. Средства ИКТ позволяют учителю применять на уроках интерактивные методы обучения.

В настоящее время ВЫБОР УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА представляет собой ощутимую проблему. Ведь содержание УМК должно быть доступным, образцовым и современным. Мы работаем по УМК «Школа России», который реализует проблемно-диалогическую технологию, и, на наш взгляд, сегодня лучше других отвечает этим требованиям. Богатое предметное содержание, основанное на принципе минимакса, выстроенные проблемные ситуации в учебниках по окружающему миру, задания, которые подводят к ситуации затруднения в учебниках математики, методическое сопровождение – все это позволяет нам выбирать именно этот УМК.

Третье условие для успешного формирования УУД – создание условий для личностного самоопределения и самореализации ребенка.

Наш с ребятами девиз в этом направлении:«Много знать –престижно, помогать товарищу – нормально, жить без творчества и активности –скучно». Поэтому способом выполнения данного условия является организация сетевого взаимодействия. В результате такой организации внеурочной деятельности каждый из моих учеников может сделать выбор в пользу приоритетного для себя направления деятельности.

Интеллектуальное направление

Результатом организации работы с учащимися в данном направлении считаю развитие познавательной активности моих учеников. Это выражается в том, что ежегодно растет количество желающих проявить себя в данном направлении, ребята успешно выступают во Всероссийских и международных конкурсах, занимают призовые места в школьных предметных олимпиадах. Организация проектной деятельности – это условие для освоения детьми духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего народа.

1. Проведение внеклассных мероприятий по предметам:

— «Математический бой»

— «Путешествие по стране русского языка»

— Конкурсы чтецов

— предметные олимпиады

2.Участие в интеллектуальных конкурсах:

— Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»

— Всероссийский конкурс «Кенгуру»

3. Организация проектной деятельности в сотрудничестве с городским краеведческим музеем и городской детской библиотекой:

— работа по созданию проектов:

«Любимому городу посвящается»

Творческое направление

Организация взаимодействия в творческом направлении способствует формированию социальной компетентности школьников, развивая ее коммуникативную, эмоциональную, поведенческую и мотивационную сферы, способствует становлению нравственных качеств личности. Я сама принимаю участие в благотворительных концертах, праздничных программах, конкурсах, фестивалях на городском и республиканском уровнях. И мои дети, которые имеют возможность развиваться творчески, получают приглашения и с удовольствием поют, танцуют, декламируют на городской сцене при проведении мероприятий и концертов, посвященных знаменательным датам. Буквально накануне моего отъезда в Сыктывкар прошел смотр творческих достижений учащихся нашей школы. Высокий уровень подготовки детей, благодаря профессионализму педагогов дополнительного образования и учителей, обеспечил приглашение нас на ближайший городской концерт, посвященный Дню семьи.

С целью оптимизации психологической и физической нагрузки для укрепления здоровья детей я создаю индивидуальный план развития каждого ребенка, который выстраиваю с учетом интересов ребенка и его возможностей.






See also:
Яндекс.Метрика