Формирование УУД как способ реализации новых ФГОС


Формирование УУД как способ реализации новых ФГОС.

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»

С 1 сентября 2011 года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.

Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

Научить – учиться – лозунг стандартов IIпоколения.

Функция школы – корректирующая.

Учитель – направляющая сила для ребенка.

        Главными факторами для построения вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.

Система образования отказалась от традиционного представления результатов обучения в виде ЗУН. Новый стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми учащиеся должны овладеть к концу начального обучения.

Требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра стандарта являются УУД. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

УУД включают в себя:

личностные (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению),

коммуникативные (участие в диалоге),

познавательные (отвечать на простые вопросы учителя), регулятивные (работа по инструкции, которую сами выработали) сферы.

Уже в 1 классе на уроках мы учим детей самостоятельно ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке формируя на этих этапах регулятивные УУД. В условиях без отметочного обучения предлагаю детям оценить свою работу с помощью «смайликов», ими они отмечают качество своей работы.

Таким образом современный ученик на основе системно – деятельностного подхода должен учиться учить и оценивать самого себя.

Важным элементом формирования УУД является ориентировка младших школьников в информационно-коммуникативных технологиях. Как наиболее эффективный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».

В 1 классе наряду с традиционным письмом наши первоклассники осваивают клавиатурный набор текста. И у них это очень даже неплохо получается.

В новых ФГОСах большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.

Например: на уроке обучения грамоте мы изучаем звук {o}, буквыО, о.

Идет работа над словом «осень».

Далее эта работа продолжается на уроке окружающего мира по теме «Времена года».

На уроке ИЗО – рисуем осень.

На уроке технологии – выполняем сюжетную аппликацию.

В результате делаем коллективный проект, изображающий осень во всем ее многообразии.

Проектный и исследовательский метод, широко представленный в новых стандартах, широко применяю в своей практике.

Проекты различны по форме, теме, содержанию.

В 1 классе – это рисунки, поделки

2 классе- предполагаются мини-сочинения, книжки-малышки

В 3-4 классах – кроссворды, рефераты, дидактические игры, презентации, поделки.

В этом учебном году мои первоклассники представляли свои проекты в форме устных выступлений на тему: «Кто я?», «Какой я?», «Я и моя семья».

В форме рисунков и фотографий на тему: «Режим дня», «Школа будущего», «Моя семья», «Мои друзья».

Работаем над коллективным проектом «Город Алфавитинск».

В новых ФГОСах нашла свое отражение и тема дифференцированного обучения, которую использую в своей практике.

Работая в рамках этой темы, пользуюсь принципом «Минимакса». Согласно ему даю возможность детям узнать максимум, но стараюсь довести до его сознания минимум.

Максимум – может узнать

Минимум – должен освоить

Согласно «минимаксу» осуществляется личностный подход к обучающемуся.

Я постараюсь это показать на практике:

Фрагмент урока: Звук и буква Э.

— произнесите слова и прислушайтесь Эмма, Элла, Эдик, Эдуард.

Что общего в этих словах?

— назовите мне этот звук (Э)

— чтобы определить, какой это звук гласный или согласный что нужно сделать?

— для чего? (Если он поется и тянется – значит, он гласный)

— что нам еще предстоит сделать, чтобы охарактеризовать этот звук?

— как вы думаете, этот звук сможет сам образовать слог? Докажите. Приведите пример.

— какой карточкой в схеме обозначим этот звук.

Это минимум. Дальше максимум.

Словарно-логическое упражнение

— что еще общего заметили в этих словах?

— это имена собственные. Они пишутся с заглавной буквы.

— сюда относятся и клички животных, и фамилии, и отчества, и названия рекламы и т.д.

— на какие 2 группы можно разделить эти слова?

— 2 слога — 3 слога

— начинается с ударного — начинается с безударн

— имена девочек — имена мальчиков

— с удвоенной согласной — без нее

При реализации принципа минимакса формируются познавательные, личностные и коммуникативные УУД.

Большое внимание в новых стандартах уделено продуктивности предлагаемых обучающимся заданий, так как продуманное и правильно сформулированное задание – это одно из главных средств развития в первую очередь познавательных УУД, а также достижения нового результата образования.

В своей работе мы должны уделять этому вопросу большое внимание.

Никогда не давать знания в готовом виде. Учить сравнивать, обобщать, делать выводы. Очень тщательно продумывать систему заданий. Не задать мелких вопросов.

Например: — Перечислите отличие растения от животного?

Я ставлю вопрос по-другому:

Например: Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит я растение! Как вы думаете, что ему ответил умный утенок?»

Или:

Можно сказать: Определите площадь?

Я стараюсь задать этот вопрос по-другому:

— «Даны план и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет их?» Такой вид работы проводится в парах или в группах и формирует все виды УУД.

Изучая новый стандарт, невольно обнаруживаешь его явную особенность – акцент делается на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е. современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе.

Поэтому, разрабатывая систему заданий к уроку, нужно делать акцент, например, в математике не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умения находить их в окружающем мире.

На уроках окружающего мира нужно нацеливать детей не столько на усвоения конкретных знаний, сколько на работу с информацией, схемами, таблицами. Пример такого урока на котором также прослеживаются межпредметные связи с уроками русского языка и музыки.

– Давайте послушаем, как идёт дождь.

— Как называется дождь, который льёт как из ведра?

— Какой дождь называется ситничек?

— Что за дождь косохлёст?

— Какой дождь мы называем грибной?

На доску прикрепляется название дождей. Начинается работа в группах. Возьмите карточки, соберите пазлы и узнайте, какой дождик нарисован на вашей картинке?

К слову дожди подберите родственное слово. И вновь работа в группах. Задание: составьте предложение с новым словом дождевик. Все выполненные работы помещаются на доску.

Перед детьми возникает новая проблема:

— Знаете ли вы, почему дождь бывает косой?

— Откуда появляется ветер?

— Почему он дует?

Ребята отвечают на эти вопросы после небольших опытов. Проводится физминутка «Ветер дует нам в лицо…»

— Что вы чувствовали, когда махали руками у себя перед лицом?

Ребята сделали вывод о том, что ветер – это движущийся воздух.

Свой вывод учащиеся сравнили с выводом, данным в учебнике.

Таким образом, в соответствии с ФГОСами, уроки должны строиться по совершенно другой схеме.

Нужно, прежде всего усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.

Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов и реализация всех видов УУД на практике – это урок, на котором так организована деятельность детей, что учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.

Каковы же согласно новым ФГОСам основные результаты начального образования?

Как должен выглядеть портрет выпускника начальной школы?

Инициативный

Искренний, доброжелательно настроенный к миру, к людям

Умеет использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях

Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее

Любознательный

Умеет организовывать свои дела, решая различные проблемы

Умеет результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней

Может оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию

Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делать что-то сообща

Хочу напомнить слова Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть учителем».






See also:
Яндекс.Метрика