Формирование УУД и развитие творческих способностей


Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникативные техноллгии.

Учитель начальных классов Саакян Ольга Борисовна

МБОУ СОШ №14 с.Кривенковское, Туапсинского района

Изменение приоритетных направлений развития современной системы образования ставит перед школой задачу формирования творческой личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего мира. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей уровня психических механизмов – памяти, внимания, воображения, подвижность и гибкость мышления и т.д. Именно эти качества являются основой развития творческих способностей.

Активное развитие современных технологий ставит перед ребенком основную задачу – своевременно реагировать на все внешние изменения, побуждать к действию, выполнять поставленные перед ним задачи. В мире быстро развивающихся технологий не каждый способен быстро овладеть этим.

Технологическая культура с одной стороны дает возможность познания и сохранения традиций, знаний в различных областях, а с другой помогает преобразовывать, улучшать, совершенствовать среду обитания человека. На первой ступени школьного образования ребенок получает азы, основу, которая в дальнейшем поможет ему ориентироваться в жизни. Продуктивная предметная деятельность на уроках является основой для формирования познавательных способностей младших школьников, для формирования системы универсальных учебных действий (УУД) в начальном звене. На уроках технологии все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка продукта деятельности и т. д.) предстают перед ребенком в наглядном виде и тем самым становятся более понятными.

Современное инновационное образование в школе предусматривает значительное расширение роли информационных технологий как эффективного средства саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля учащихся в учебном процессе. Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компью-тер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Часто даже самые замкнутые дети раскрепощаются в процессе обучения с использованием компьютера.

В единой информационно-коммуникационной среде учреждения образования можно выделить несколько типовых фрагментов. В тех или иных вариациях они повторяются во многих школах и гимназиях. Такие фрагменты имеют типовую конфигурацию программно-аппаратных средств, определенные категории пользователей. Для них, как правило, имеет смысл разрабатывать отдельные нормативные, организационные и методические документы.

Серверная комната (на компьютерном сленге – серверная). По совершенно понятным причинам она является центральным фрагментом информационно-коммуникационной среды. Как правило, это отдельная комната, в которой размещается сервер и рабочее место администратора. В ней же обычно размещают основное коммуникационное оборудование. Физический доступ в серверную комнату для посторонних должен быть максимально ограничен.

Автоматизированные рабочие места . Иногда под этим термином понимают конкретный компьютер, на котором установлено конкретное программное обеспечение, как правило, узкоспециализированное. В общем случае, АРМ – это комплекс программ, обеспечивающих автоматизацию основных деловых процессов в рамках некоторой профессиональной деятельности. АРМ предназначается для специалиста конкретной профессии: «АРМ психолога», «АРМ диспетчера», «АРМ директора».

Компьютерные классы. Ими оснащаются кабинеты информатики (для обу-чения информатике) и кабинеты информационных технологий (для проведения всех остальных уроков). Часто в школах разделение не делают, но это не совсем правильно. К компьютерному классу, который используется только на уроках информатики, требования достаточно скромные. Если компьютерный класс предполагается использовать на уроках по другим предметам, требования к нему возрастают. Это объясняется тем, что применяется очень широкий спектр учебного программного обеспечения. В большинстве случаев – это мультимедийные программы, требующие мощных современных компьютеров. Тем не менее, достаточно распространена иная картина, когда в учреждении образования правят бал учителя информатики. Они умеют убедить директора и приватизируют луч-шую компьютерную технику.

Медиатека. Очень популярный термин с несколько размытым пониманием. Чаще всего им обозначают коллекцию мультимедийных компакт-дисков образовательного назначения. Можно рассматривать это понятие несколько шире и включать в него специализированные компьютеры, на которых это богатство можно использовать. Идеальное место для размещения в школе медиатеки – библиотека. Это мировая практика – размещать в читальных залах автоматизированные рабочие места для читателей. С выходом в Интернет, с доступом к информационным ресурсам учреждения, с возможностью использовать образовательные компакт-диски. Иногда медиатеку совмещают с кабинетом информационных технологий. Недостатком этого решения является то, что доступ в медиатеку ограничен расписание работы кабинета. Это резко снижает системное использование медиатеки по основному назначению (организация самостоятельной работы учащихся и преподавателей).

Кабинет с проекционным оборудованием. Главный элемент такого кабинета – программно-аппаратный комплекс, в который входит компьютер и проектор. Если в учреждении один или два проектора, нужно сделать такой кабинет межпредметным. В этом случае его использование регламентируется примерно так же, как использование кабинета информационных технологий. То есть, по отдельному расписанию. В перспективе каждый предметный кабинет должен быть оснащен проектором, что позволит говорить о системном влиянии этого вида техники на учебный процесс. Очень неудачное решение – при ограниченном количестве проекторов оснащать ими кабинеты с компьютерными классами.

Психологи различают два типа мышления: открытое творческое и закрытое нетворческое. Тип личности с преобладанием закрытого творческого мышления называют «интеллектуальным», а с открытым творческим мышлением – «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, даже самые сложные, но, по уже кем-то до него выведенной формуле. Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия. На самом деле каждый человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени. По мере взросления креативное мышление «затухает». Интеллектуал может не быть креативом (творческим человеком). Но с низким интеллектом креативом быть вообще нельзя. Творческое, открытое мышление не развивается на закрытых задачах.

Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без нее. Чтобы ребенок мог создать что-то новое он должен опираться на уже известное, иметь материал, хранящейся в памяти. Чтобы дети начали творчески применять полученные ими ранее знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в предложенной им деятельности. Должна быть организована мотивация к действию.

Творческие задания не должны быть эпизодическими. Они должны составлять определенную систему. Ребенок должен систематически получать творческие задания на любых уроках (математике, русском языке, трудовом обучении, рисовании и т.д.). Так, например, включение в содержание занятий изобразительным искусством проблемного изложения, использование проблемных ситуаций создает очень хорошие условия для развития творчества. Рассматривая разнообразные формы проблемных задач, следует отметить группу задач, развивающую у школьников видение новых функций уже знакомых объектов, например, превратить отпечаток ладошки в какие-нибудь образы, можно рисовать не ворсом кисти, а ее черенком. Другое задание: создать коллаж. Создание коллажа для младших школьников является увлекательной и любимой творческой работой.

Рисунок – это внутренний мир человека. В продуктах творчества отражены все виды подсознательных процессов.

На уроках ИЗО часто используют учителя арттеррапию.

Используя арттерапию на уроках мы заботимся об эмоциональном и психологическом самочувствии учащихся. В процессе арттерапии человек сначала художник, потом наблюдатель. Потом происходит осознание и самоанализ ( изменение отношений и ощущения целостности и гармоничности своего «я») .

На таких уроках используется групповая работа.

Некоторые коллективные задания, используемые на уроках:

1) нарисовать свое имя (записать свое имя и разукрасить, можно дорисовать какие – то элементы с чем имя ассоциируется).

2) намочить нить в краске и зажать между альбомным листом, вытянуть нить, открыть лист. Полученное пятно ребенок может дорисовать и рассказать на что оно похоже.

3) «Волшебные руки». Нарисовать свою руку, разрисовать, приклеить на ватман, оставив место (карманчик) для записок. Каждый пишет пожелания другу и вкладывает в карман.

4) Образ « Я». Нарисовать контур человека (себя). Внутри дети рисуют все что им хочется.

5) создать коллаж на определенную тему: «образ «Я», «Мой дом», «Как я отдыхал летом» и т. д.

6) нарисовать карту своей волшебной страны.

Учащиеся могут придумать и предложить свои задания.

Применение средств информационных технологий на уроках :

• Повышает эффективность учебного процесса;

• Облегчает понимание и восприятие материала учащимися;

• Увеличивает психологическую обоснованность принятия необходимых

выводов, решений, обобщений;

• Сокращает время на подачу учебного материала;

• Развивает активность и самостоятельность учащихся;

• Дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом;

• Способствует развитию внимания, памяти учащихся, информационно-коммуникативной компетенции, логического мышления;

Информвционно-коммуникативные технологии дают возможность для формирования универсальных учебных действий у младших школьников, помогают адаптироваться в современных жизненных условиях, создают условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Информационно – коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно – ориентированные параметры учебного процесса.

Итак, мы видим, что применение новых информационных технологий раскрывают неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию в обучении. Использование ИКТ в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики. Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их применять в реальной жизни, реальной ситуации. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны даже не столько сами знания, а сколько умение добывать их и умение самостоятельно эти знания применять во всевозможных ситуациях. Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное – поднимет на более высокий уровень интерес детей к учёбе.

Использованная литература:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. – Правительство РФ. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001г.

2. Ученик в обновляющейся школе// Сб.науч.трудов / Под ред. Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. – М.: ИОСО РАО,2002

3. Крылова Н.А. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.//Народное образование . — 2005. — № 2 — с. 113–121.

4. Технология проектного обучения.// Биология в школе.- 2003. — № 3.

Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». Москва, 2003.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под. ред. Полат Е.С.. М.: «Академия”, 2002г. – 272с.

7. Педагогические технологии. Под. ред. В.С. Кукушина. Ростов И/Д «Март”, 2002г. – 320с.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998г. – 256с.

9. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.






See also:
Яндекс.Метрика