Формирование УУД через проектно исследовательскую деятельность младших школьников из оп


Тема: Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность. (Из опыта работы)

Медведева Наталья Петровна

учитель начальных классов

МБОУ «Базовая Павловская СОШ»

Если хочешь научить меня чему-то,Позволь мне идти медленноДай мне приглядеться…Потрогать и подержать в рукахПослушать…Понюхать…И может быть попробовать на вкус…О, сколько всего я смогуНайти самостоятельно!

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) как одна из важнейших задач образования. Новые специальные запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».

Я определила для себя одну из важных тем создания обучающей среды для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность. Методика проведения учебных исследований, учебных проектов, которую предлагает Александр Ильич Савенков, позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Ее широко можно использовать и во внеурочной работе, а я использую на занятиях кружка «Я – исследователь». Я, как и многие педагоги, хочу видеть своих учеников адаптированными к жизни, вовлечёнными в активную учебно-воспитательную деятельность. Поэтому сосредотачиваю своё внимание на индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Стараюсь строить свою деятельность так, чтобы она способствовала формированию конкурентоспособной личности, навыков поискового мышления, способностей к творческому труду, чтобы у детей были возможности реализовать себя. А проектно-исследовательская деятельность – это та среда, где каждый сможет себя проявить.

Известное выражение «Я не волшебник, я только учусь» очень хорошо подходит к моей деятельности. Но главное для меня – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в проектно — исследовательской деятельности. Эта работа стала для некоторых родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, ходят на экскурсии, выполняют несложные исследования, помогают подбирать нужную информацию, готовить защиту работы своего сына или дочери. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

С первого класса я практикую коллективные, групповые, индивидуальные проекты на уроках и во внеурочной деятельности.

При работе над проектами формируются УУД во всех сферах:

-личностные (формирование интереса. Учебно-познавательной мотивации)

регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка)

— познавательные (осуществлять поиск необходимой информации, осуществлять запись выбранной информации с помощью инструментов ИКТ, строить сообщения…)

— коммуникативные (договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы )

Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения. Силы ребёнка невелики — пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела.

1. В 1 классе работу начали с коллективного проекта «Азбука». На уроках обучения грамоте знакомились с буквами, а на занятиях кружка каждый ученик выбрал три буквы. Предполагалось наличие на каждой странице «Азбуки» шести объектов:

Некоторые объекты мы готовили на занятии кружка, кое какой материал подбирали дома, в работу активно вовлечены были и родители. Проект «Азбука» опубликован в Завуч инфо .

2. Рассказать всем о своей семье, скорее всего, хочет каждый ребенок,

поэтому предлагалось организовать презентацию мультимедийных сочинений «Моя семья – моя гордость», на которой каждый ребенок выступил с кратким сообщением.

Предварительно мы наметили план работы, определили цель, задачи, ход работы, методы. Результат работы оказался просто замечательным, ребята узнали друг о друге много нового, о членах их семей, их увлечениях, появились новые интересы.

В школьном конкурсе презентаций «Моя семья» мой ученик в номинации «Карта путешествий моей семьи» стал победителем.

3. Подготовили коллективный проект «Цветок дружбы» .

Эта работа приняла участие в дистанционном конкурсе детского творчества в рамках II сетевого фестиваля «Салют талантов» .

4. Ученики выполняют и индивидуальные проекты: «Новогодняя игрушка», «Поделки из природного материала», «Подарок маме»…

5.После изучения темы «дикие и домашние животные» по окружающему миру несколько учеников изъявили желание рассказать о «Домашних питомцах», подготовили индивидуальный проект. Я была только «За» и на занятии кружка дети защищали свой проект. При работе над данным проектом, выяснилось, хотя мы и живем в сельской местности, не у всех есть домашние животные.

6. Также подготовлены были и следующие проекты: «Наше творчество», «Первый класс-спортивный класс», «Первые победы первоклассников», «Почему нам интересно ходить в библиотеку», «Почему я горжусь своим дедом», «Воспитатель с большой буквы», «Поклон героям» и много других.

7. Проект «Неделя добрых дел». Групповой. Одна группа подготовила в бумажном варианте «цветок доброты», на каждом лепестке добрые дела. Другая группа подготовила видеофильм.

8. Большая подготовительная работа была организована перед проведением урока — проекта «Моя малая родина»: продуктом проекта были рисунки, которые приняли участие во всероссийском конкурсе, имеем диплом 3 степени и видеофильм, который опубликован на образовательном портале «Наша сеть»

Ребята также принимают активное участие и в проведении различных опытов, исследований. При работе в этом направлении формируются УУД тоже во всех сферах:

-личностные (формирование интереса)

— регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)

— познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с источниками информации: учебником, телефоном, интернетом, использовали простейшие предметы для проведения опыта)

— коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

Так, например, после исследования различных продуктов питания в ярких красочных обертках на наличие в них вредных пищевых добавок, эта тема заинтересовала мою ученицу и она выполнила исследовательскую работу, Настя выяснила во всех ли любимых детьми начальной школы лакомствах содержатся вредные пищевые добавки. С данной работой она выступила перед учениками начальной школы, их родителями и на конференции по здоровьесбережению, а в муниципальном конкурсе исследовательских работ заняла 3 место, а также приняла участие в проекте «Алые паруса» для одаренных детей и ее работа опубликована на образовательном портале «Наша сеть».

В копилке у нас больше пока проектов, т.к. мы на уроках и занятиях во внеурочное время только приобретаем знания и развиваем умения и навыки исследовательского поиска.

Методика Александра Ильича Савенкова включает в себя полный цикл исследовательской деятельности. Для того, чтобы познакомить детей с методикой, требуется несколько тренировочных занятий.

Количество коллективных занятий тренировочного плана зависит от развития ребенка (может быть 2, 3,4). Как только вы почувствовали, что дети освоили общую схему деятельности, можно перейти к другому варианту организации этой работы – самостоятельной исследовательской практике детей.

Итак, предполагаемые результаты:

Формирование УУД через проектную деятельность позволит:

обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.






See also:
Яндекс.Метрика