Формирование Универсальных учебных действий у учащихся начальной школы


В.П. Кулакова, учитель начальных классов

МБОУ Наримановского района «СОШ №3» с. Барановка Астраханская область

Формирование Универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

Многие ученые, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слышать, говорить, сопереживать. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

Перед современной школой стоит задача – формирование личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределенности будущего. Центр тяжести в школьном образовании перемещается с усвоения определенной суммы факторов на формирование умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, а также на развитие коммуникативной готовности сотрудничать друг с другом.

Начальная школа–фундамент образования каждого человека. Новое поколение–это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению. Поэтому важно сформировать у младших школьников такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». Важнейшей задачей современного начального образования является формирование Универсальных учебных действий – совокупность способов действия обучающихся, то есть способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений [ФГОС Начальное образование — 2010, с.5] Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становиться возможным благодаря формированию системы УУД. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Сам факт использования ребенком УУД в повседневной практике является важным индикатором степени интеллектуальной и познавательной активности

Для формирования познавательных интересов каждый учитель использует свои приемы и методы. Наиболее эффективными средствами включения в процесс творчества является игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение, проектная и исследовательская деятельность.

На уроках математики это могут быть игры–поручения, игры– путешествия, игры–загадки, игры -беседы, сюжетно–ролевые игры.

Исследовательский характер заданий направлен на разгадывание способа выполнения, выработку выигрышной стратегии игр.

На уроках математики УУД может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действие), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью учащимся предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. Можно предложить парные задания, где УУ действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечить возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать, умение и готовность вести диалог, искать решение оказывать поддержку друг другу.

Личностные результаты проявляются в сформированности УУД иметь свою точку зрения, отстаивать ее при необходимости, сотрудничать с взрослыми, давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.

Регулятивные действия обеспечивают возможности управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки цели, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (орфографические, стилистические, графические, пунктуационные, лексические). Для решения этой задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.

Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки.

Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи справляются с предложенным заданием. Главное здесь – речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах. А сформировать универсальные учебные действия помогут следующие действия учителя.

1. Учитель вместе с детьми разрабатывает алгоритм оценивания своих знаний, чтобы развивать умения оценивать свою работу. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаток знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

3. Учитель включает детей в открытие новых знаний.

4. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

5. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

6. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей.

7. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, обучая их как можно найти и исправить ошибку. За ошибку не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

8. Учитель учит ребенка ставить цель и искать пути ее достижения, учит решать возникшие проблемы. Еще учит составлять совместный план работы.

9. Учитель учит детей оценивать свою работу по критериям, выбирать критерии для оценки.

10. Учитель учит детей разными способами выражать свои мысли, учит спорить, отстаивать собственное мнение, уважать мнения других.

11.Учитель организует деятельность детей, при которой дети могут усвоить нужные знания.

12. Учитель дает возможность детям самостоятельно выбирать задания из предложенных.

13. Учитель сотрудничает с ребенком, показывая как распределять роли и обязанности работая в коллективе. При этом учитель поощряет сотрудничество между учениками, учениками и учителем и активно включает каждого ученика в учебный процесс. В их совместной деятельности у учащихся формируется общечеловеческие ценности.

14. Учитель помогает ребенку делать нравственный выбор при работе с ценностным материалом и при его анализе. Учитель использует проектные формы работы на уроке.

15. Учитель учит детей правильно планировать свою работу.

Развивать универсальные учебные действия нужно последовательно и постоянно, а не стихийно иначе возникнут проблемы в школьном обучении: в разбросе успеваемости, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, различии учебно–познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях школьной адаптации, низком уровне общеобразовательных и логических действий, росте случаев девиантного поведения. Именно по этим причинам необходимо формировать универсальные учебные действия уже в начальной школе. Начальную школу можно считать фундаментом универсальных учебных действий, здесь начинается формирование человека обладающего новым мышлением, способного самостоятельно усваивать новые знания и умения.

Список литературы

1. Как проектировать Универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. [под ред. А.Г. Асмолова]. – 2-е изд. Просвещение-2010.-152 с.

2. Планируемые результаты начального общего образования [под ред. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова]. – 2-е изд. – М. Просвещение. 2010 – 120 с. (Стандарт второго поколения)

3. ФГОС начального общего образования – М. Просвещение. 2010 – 31 с. (Стандарты второго поколения)






See also:
Яндекс.Метрика