Формирование универсальных учебных действий у младших школьников


Заболотская И.В.,

МОУ СОШ №112 г. Уфы

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников

Начальная школа – фундамент образования каждого человека. Новое поколение – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению. Поэтому важно сформировать у младших школьников такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». Важнейшей задачей современного начального образования является формирование универсальных учебных действий – совокупность способов действия обучающегося, то есть способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (Федеральный государственный стандарт начального общего образования,2010 – 5с.).

Развитие у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для формирования базовых компетенций личности, одна из актуальных задач современного образования (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, 2010 – 15с.). Формирование этих сложных психологических структур – залог успеха активной познавательной деятельности обучающихся, их творческой активности и интеллектуального роста. Сам факт использования ребенком универсальных учебных действий в повседневной практике является важным индикатором степени интеллектуальной и познавательной активности. Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приёмы и методы. Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение.

На уроках использую игры-поручения, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (диалоги), сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, логические упражнения, шарады, задания занимательного характера.

 На каждом уроке математики я провожу устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры: «Собери букет», «Математическая рыбалка», «Кто быстрее?», «Молчанка», «Собери грибы», «Математический футбол».

Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:

фокусы с разгадыванием задуманных чисел;

задания с занимательными рамками и магическими квадратами;

игры типа: «Кто первым получит 10»;

Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры.

На уроках русского языка я часто использую дидактические игры и игровые моменты. Например:

Тема урока: “Мягкий знак в конце слова” — игра “Придумай слово”;

Тема урока: “Непроизносимые согласные” — игра “Помоги медведю” (помоги медведю подняться по лестнице на дерево. Это сделать не так просто. Нужно на каждую ветку повесить слово с непроизносимой согласной.  Ответ:  сердце, местность, вестник, солнце, праздник).

Тема урока: “Безударная гласная, проверяемая ударением” — игра “Чудесная яблоня” (Сорви яблоко с нужной буквой и вставь слово).

Тема урока: “Склонение имен существительных”, игра “Забрось мяч” (на доске три баскетбольные корзины с надписью склонения, дети берут мячи и прикрепляют его к той корзине, которая соответствует склонению, написанному на мяче слова).

При изучении новой темы использую игровые моменты такие, как заучивание стихов, ввожу разные формы представления учебного содержания, учебных задач (символами, схемами, таблицами, алгоритмами). Кроме этого, пользуемся карточками — орфограммами. Ученики быстрее запоминают трудные понятия, формируется алгоритм ответа при комментированном письме.

Детям нравятся нетрадиционные уроки. Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков — урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-викторина, урок-игра, урок-аукцион, урок-конференция, урок-соревнование, урок-эстафета…

Подготовка нетрадиционных уроков требует много времени и усилий. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал? На помощь пришёл компьютер. Информационные технологии помогают нам отправиться хоть на край света, и мои ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и форме. Самыми часто применяемыми являются: фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания развивающего характера. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяет учителю за короткое время объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Уроки с использованием ИКТ позволяют не только разрядить эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети сравнивают способом наложения геометрические фигуры, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint.

Разве можно совершить путешествие по планете за 40 минут? С использованием средств ИКТ – можно. Так при изучении темы «Путешествие по планете» на уроке окружающего мира ребята побывали на всех материках, познакомились с удивительными животными и редкими растениями. Мои ученики загадывали загадки, делали мини-доклады, сообщали о значении помощи человека животным и растениям. Урок прошёл легко, свободно и быстро. Не было скучающих учеников, были активные, заинтересованные, равноправные участники обучения.

Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей.

Список литературы:

1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли:/ под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.: ил. – (Стандарты второго поколения).

2.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31с. – (Стандарты второго поколения).

3.Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).






See also:
Яндекс.Метрика