Формирование универсальных учебных действий посредством обучения в действии и движении


Жабровская Вера Викторовна

ГБСКОУ школа №3 (v вида)

Формирование универсальных учебных действий

посредством обучения в действии и движении

Универсальным учебным действиям (УУД) на сегодняшний день придается огромное значение. Это группа способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. УУД – то самое главное, что должно остаться у наших детей после окончания школы. Т.е. они должны уметь организовывать свою деятельность и результативно мыслить, уметь работать с информацией в современном мире, уметь самостоятельно делать выбор в мире ценностей и поступков и отвечать за этот выбор, уметь общаться, взаимодействовать с людьми. Если раньше вопрос ставился о том, какие знания должен освоить ребенок, то теперь вопрос звучит по-иному: что должен делать ученик, чтобы усвоить необходимые знания и умения?

Я работаю в коррекционной школе для детей с нарушениями речи. Помимо образовательных задач важнейшей целью является преодолению речевого и, связанных с ним, особенностей психического развития, воспитание личности, способной адаптироваться к жизни в современном обществе и успешно реализовывать свои познавательные и социальные потребности. Может быть для наших детей формирование УУД имеет особое значение. Самым сложным и ответственным периодом в обучении детей с нарушениями речи является начальная школа. Успешность и результативность обучения данного контингента учащихся во многом зависит от выбора методов и приемов обучения, осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к коррекции речевых нарушений.

Прочитав материалы лекций Нины Владимировны Петкевич «Технология изготовления и использования наглядных пособий по математике в начальной школе», я открыла для себя знакомые пособия в новом свете. Конечно, наверное, многие учителя знакомы с её комплектом демонстрационных и наглядных пособий, но для меня это было открытием. Здесь ещё важно, что все эти пособия можно изготовить самим. Я постаралась некоторые из предложенных ею пособий сразу использовать при объяснении детям нового материала. Я сразу вижу разницу в работе, дети более заинтересованы, они чувствуют свою успешность и хотят учиться вновь и вновь. При работе с наглядными пособиями, которые рекомендует Нина Владимировна, используется принцип «Обучение в действии и движении», так как ученики активно привлекаются для их изготовления: «когда я делаю, я изучаю». Когда ребенок работает с неподвижным готовым изображением пространственных отношений, задействованы в основном зрение и речь. В процессе изготовления, перекладывания подключается моторика. Работа руками вызывает у детей внутренние переживания, которые активизируют работу мозга.

В своих лекциях Н. В. Петкевич рассказывает о наглядные пособия в изучении наиболее сложных разделов учебной программы: табличного сложения и вычитания, умножения и деления. Не хочу пересказывать весь курс, остановлюсь лишь на некоторых пособиях при изучении состава числа первого десятка. Их несложно изготовить своими руками и они действительно «работают». Что еще ценно в данном учебном курсе, так это предложенный алгоритм. Учащиеся начальной школы в процессе обучения овладевают основами логического и алгоритмического мышления. В структуре алгоритма отражена типичная структура процесса усвоения знаний и способов деятельности, которая включает: восприятие, осмысление, понимание, обобщение, закрепление, применение информации.

Для восприятия образа числа и цифры Нина Владимировна предлагает работу с картинкой, изображающей образ числа и таблицей из «Сказочного счета».

С помощью таблиц «Сказочный счет» учащихся знакомятся с цифрами и числами первого десятка, их составом и местом расположения в натуральном ряду чисел, составляют задачи. Для каждой цифры свой плакат, а имеющуюся на нем информацию можно условно разделить на три части, а именно:

•вверху изображены печатная и прописная цифра и графический рисунок «На что похожа цифра»;

•в центре плаката цветная иллюстрация к сказке, количество героев которой соответствует изображаемой цифре (иллюстрации к сказкам помогут учащимся соотнести цифру с соответствующим количеством героев);

•внизу — десять цветных прямоугольников, которые постепенно заполняются цифрами, образуя натуральный ряд чисел.

Таблицы могут изготовить и сами ученики. Для этого на уроках рисования или технологии класс делят на группы. Каждая группа должна составить таблицу для работы с определенным числом.

Далее работа идет над образованием числа. Для этого удобно использовать пособие «Абак», предназначенный для соотнесения количества предметов с обозначающей его цифрой, знакомства с составом числа. Дети сами подскажут, как получить последующее число. Для формирования у учащихся понятия о натуральном ряде чисел и его свойствах подойдет демонстрационное и индивидуальное пособие «Линейка».

Для определения состава числа мы вновь возвращаемся к иллюстрации к сказке в таблице «Сказочный счет». Например, при определении состава числа 6 работаем с иллюстрацией к сказке «Репка». Дети считают, сколько всего героев; сколько людей и сколько животных; сколько героев держатся за репку и т.д. Впоследствии дети сами могут придумывать вопросы по картинкам. Здесь универсальным учебным действием могут служить коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников. Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки.

Круги по составу чисел первого десятка помогут в построении динамичной предметной модели состава числа.

«Абак» также используется при построении фиксированной предметной и числовой модели состава числа.

Наглядное пособие «Компьютер» позволяет учащимся моделировать действия сложение, вычитание, состав чисел I и II десятка.

В качестве закрепления знаний учащиеся строят схемы по клеткам в тетрадях и записывают примеры:

Поиск применения полученных знаний на новых информационных полях и в новых ситуациях, а также взаимопроверка знаний отрабатывается в работе с демонстративным и индивидуальными пособиями «Числовая горка».

Проверка знаний учителем осуществляется с помощью пособия «Цветовые сигнальные карточки», цвета являются сигналами, обозначающими определенное число первого десятка.

Принцип обучения в действии и движении предполагает широкое использование подвижных игр, танцев, музыки, что положительно сказывается на здоровье детей.

Хоровод «В плавание» (сл. и муз. Н.В. Петкевич)

Взявшись за руки, дети вприпрыжку бегут по кругу против часовой стрелки и исполняют припев. После слова «сосчитать» они останавливаются, поворачиваются лицом в круг и слушают, что поет учитель (или водящий).

Тема урока

Слова песни

Движения в танце

Припев хором:

Мы пришли на бережок –

Поплывем сейчас, дружок,

Чтоб ребят не растерять,

Нужно всех их сосчитать

Учащиеся становятся в круг и,

взявшись за руки, подпрыгивая,

бегут по кругу

Состав числа 2.

Умножение

числа 2

Запев поет ведущий или учитель:

Отправляться в путь пора,

Сядем по два, детвора

По парам, руки крест-накрест,

бегут по кругу, подпрыгивая

Состав числа 3.

Умножение

числа 3

Сколько места, посмотри,

В лодки сядем мы по три

По трое, один впереди, двое сзади, держась за руки, бегут по кругу

Состав числа 4.

Умножение

числа 4

Нет ребят дружнее в мире,

Сядем в лодки по четыре

Перестраиваются в кружки по четыре и кружатся на месте

Состав числа 5.

Умножение

числа 5

Чтобы легче сосчитать,

В лодки сядем мы по пять

Образуют звездочку, взявшись

правыми руками, и кружатся на

месте

Состав числа 6.

Умножение

числа 6

Всех друзей у нас не счесть,

В лодки сядем мы по шесть

Встают в кружки по шесть и,

подпрыгивая, кружатся

Состав числа 7.

Умножение

числа 7

В лодках места хватит всем,

Если сядем мы по семь

Берутся за руки по семь в кружок

Состав числа 8.

Умножение

числа 8

В путешествие всех просим,

В лодки сядем мы по восемь

Перестраиваются по восемь

Состав числа 9.

Умножение

числа 9.

В парус ветер будет веять,

Если сядем мы по девять

Встают в кружки по девять

Этот хоровод Нина Владимировна предлагает исполнять в качестве физкульт-минутки на уроке, на перемене, на прогулке и т.д. Таким образом, моторно-двигательная активность ребенка может быть направлена в русло учебной деятельности. Это настолько легко и эффективно, что действительно говорят «Всё гениальное просто.

Для тех, кто еще не знаком с педагогической технологией комплексного использования демонстрационных и индивидуальных наглядных пособий Н.В. Петкевич, я очень рекомендую ознакомиться с материалами курса в Педагогическом университете от издательского дома «Первое сентября» на дистанционных курсах повышения квалификации.

Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться  на других этапах






See also:
Яндекс.Метрика