Формирование учебных универсальных действий на уроках географии


Формирование учебных универсальных действий на уроках географии (сообщение к педсовету)

25.10.2011

Учитель: Тюрина Л.В.

Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без внимания учащихся, без формирования учебных действий, без развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

Работа над этой темой побудила к поиску новых форм обучения, умений и навыков, методов и приёмов, что позволит повысить эффективность усвоения географических знаний, поможет распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Формирование учебных универсальных действий является важным средством личностно- коммуникативной, познавательной деятельности учащихся.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании знаний, контроле и самоконтроле в своей практике использую обобщённые способы действия в преподавании географии: игровые, информационные, блочно- модульные. А также занимательный материал.

Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков- экспедиций (путешествий). Путешествуем в основном с учащимися 7 класса по океанам и материкам. Составляем «лоции» океанов и «карты путешественников» разных материков. На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, «Что? Где? Когда?», уроки – конкурсы, уроки – соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ.

При подготовке к таким урокам я постоянно обращаюсь к методическим журналам «География в школе», «Современный урок» и др.

Использование учебных универсальных действий ведёт к активизации познавательной и самостоятельной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У них происходит отход от стандартного мышления, что позволяет развить стремление к знаниям.

Постоянно ставлю перед собой задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным, а уроки более интересными.

Для повышения интереса к изучению географии в учебном кабинете, использую в качестве наглядности настенные карты, информационные стенды, портреты путешественников, флаги России и стран мира, стенд «Саратовский край», местные ископаемые, собранные учащимися: губки, белемниты, известняк, торф, красный песок, «зелёные» глины, гранит, кварц и др.

С целью расширения кругозора школьников, в кабинете имеется научно- популярная и справочная литература по географии и охране окружающей среды, а также журналы «Вокруг света», «Балашовский исторический журнал» и др., изданные в разные годы. В кабинете хранятся и лучшие творческие работы учащихся «Герб села Котоврас», « Кодекс туриста Падовского лесничества», опросники жителей села Котоврас, научно – исследовательские работы.

На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приёмы поддержания интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении:

* выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед

учащимися через различные формы;

* вводить еженедельные обзоры об интересном в мире и в жизни;

* готовить выступления перед товарищами в классе;

* направлять деятельность учащихся на сбор интересного материала.

Системная работа в этом направлении на уроках географии позволила мне добиться некоторых успехов: успешное проведение регионального мониторинга в течение трёх лет, отсутствие неуспевающих по предмету, участие в районных олимпиадах, первое место в областном конкурсе, в Всероссийском конкурсе, возрастание интереса к изучению географии.






See also:
Яндекс.Метрика