Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения


Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средней общеобразовательной школы № 2 им.А.И.Покрышкина.

Формирование учебно-познавательных компетенций

через проектный метод обучения

Выполнила:

Зайцева Ирина Михайловна

Формирование учебно-познавательных компетенций

через проектный метод обучения

В государственном стандарте начального общего образования особое место отведено деятельностному практическому содержанию образования, конкретным способом деятельности, так как развитие личностных качеств учащихся не возможно без приобретения опыта разнообразной деятельности.

Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в гигантских информационных потоках. Таким образом, на первый план выходит формирование у учащихся учебно-познавательной компетенции.

Учебно-познавательная компетенция — это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Достижения нового результата образования должно опираться на новые технологии. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов.

Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников как на внешний результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, так и на внутренний результат, когда опыт деятельности становится бесценным достижением учащегося, соединяя в себе знания и умения. Этот результат получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Проект как метод обучения ориентирован на достижения целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он не заменим.

Ученику, живущему в информационной среде, малоинтересны традиционные уроки с устаревшими технологиями. Поэтому педагогу приходиться идти в ногу со временем, изменять свои методы работы. Развитие учебно-познавательных компетенций учеников – это творчество, в ходе которого они должны ощущать себя не только объектом образовательного процесса, но и его субъектом, применяя свои знания и умения и получая новые. Решение данной проблемы можно осуществить через проектную деятельность.

Выстраивание единого деятельностного пространства на основе проектной деятельности – это одно из важнейших направлений развития начальной школы, которое ставит пред собой цель: создание условия для овладения педагогами основ проектной деятельности.

Говоря о проектной и исследовательской деятельности как основном инструменте развития учебно-познавательной компетентности учащихся, хочется подчеркнуть, что очень многое зависит от самого ученика. Учебно-познавательная компетентность рукотворна, она не может возникнуть до опыта, она зарождается и совершенствуется только благодаря деятельности самого учащегося. И только неоднократное применение инструктивных знаний и общеучебных умений в проектах позволяет превратить их в совершенный инструмент познания.

Проектная деятельность целенаправленно формирует и развивает учебно-познавательную компетентность учащихся. «… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …»

Проектная деятельность нацелена на реализацию личностно — ориентированного обучения младших школьников. Личностно-ориентированное обучение обеспечивает право каждому школьнику на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам). Метод проекта развивает познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое и творческое мышление.

Учебный проект или исследование – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Для формирования исследовательских умений младших школьников при работе над проектами необходимо соблюдать следующие условия: целенаправленность и систематичность, мотивированность, творческая среда, психологический комфорт, личность педагога, учет возрастных особенностей.

При применении метода проектов у школьников формируются следующие компетенции:

— Деятельностная – практическая деятельность в определённой учебно– предметной области.

— Мыслительная – экспериментирование, логические мыслительные операции.

— Информационная – сбор и проверка информации, общение с людьми, как с источниками информации.

— Коммуникативная – умение выстраивать рабочие отношения в группе, преодолевать разногласия между членами группы.

— Презентационная – умение выступать перед аудиторией, использовать различные средства наглядности, отвечать на незапланированные вопросы, демонстрировать артистические возможности.

— Рефлексивная – умение адекватно выбирать роль в коллективном деле, отвечать на вопросы: «чему я научился?», «чему мне необходимо научиться?».

В ходе проектной деятельности у ребят формируется ряд социальных компетенций: высокая ответственность, инициативность, готовность к сотрудничеству и творчеству, социальный интеллект (способность понимать людей и управлять ими). И любая из этих компетенций в отдельности, и все они вместе вплотную связаны с жизнью. А жизнь требует от и ученика, и от учителя самостоятельного получения информации и умения обрабатывать её и применять на практике.

Реализация проекта позволит: повысить качество обучения, усилить внутреннюю мотивацию, повысить интерес к изучению предметов, сформировать основные личностные компетенции, необходимые в реальной жизни.

Проектная деятельность может быть индивидуальной, парной или групповой. По своему содержанию, структуре, методам исследования проекты могут быть: литературно-творческими, экологическими, естественно-научными, информационными, приключенческими (игровыми), творческими, исследовательскими. Любой проект начинается с определения темы, выбора проблемы и постановки цели. Затем распределяются роли: журналистов, исследователей, художников—оформителей, фотокорреспондентов и вырабатывается план. Далее идет работа по намеченному плану, подготовка к презентации, сама презентация и рефлексия. В 1-ом и 2-ом классах к работе над проектами обязательно привлекаются родители, которые, после консультации с учителем, помогают маленьким ученикам правильно подобрать нужный материал и направить его в определённое русло. Учащиеся 3-го и 4-го классов с проектами справляются самостоятельно и под руководством учителя. Проекты бывают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, которые по продолжительности разрабатываются от одного урока до нескольких недель. В проектной деятельности возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык, литературное чтение и окружающий мир, окружающий мир и русский язык и т.д. Это вызывает наибольший интерес у учащихся, так как в одной работе они могут соединить разные, как им казалось, не связанные между собой предметы.

Последовательность работы над проектом.

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Организационный.

Определение темы и целей проекта. Формирование рабочих групп.

Обсуждают задание. Уточняют информацию. Обсуждают цели проекта. Распределяют функциональные обязанности среди участников группы.

Мотивирует учащихся. Организует обсуждение целей проекта. Способствует продуктивному распределению обязанностей среди участников. Наблюдает за учащимися.

Прогностический.

Анализ проблемы. Планирование выполнения проекта.

Выявляют проблемы. Уточняют информацию. Формируют задачи этапов выполнения проекта.

Помогает в формулировании проблем, в планировании выполнения этапов проекта. Наблюдает за учащимися.

Практический

Определение возможных источников информации. Поиск необходимой информации.

Определяют источники информации. Работают с информацией.

Обеспечивает консультирование учащихся. Предлагает продуктивные методы работы с различными источниками информации. Наблюдает за учащимися.

Обобщающий

Обобщение процесса и результатов реализации проекта.

Анализируют и оценивают процесс, промежуточные и итоговые результаты реализации проекта. Оформляют проект.

Организует аналитико-обобщающую деятельность учащихся. Наблюдает за учащимися.

Презентационный.

Представление результатов проектирования. Итоговая оценка результатов реализации проекта.

Готовят презентацию проекта. Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности.

Предлагает формы представления результатов проекта. Участвует в коллективном анализе и итоговой оценке результатов проектирования. Наблюдает за учащимися.

Работая над проектом, школьники учатся работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. В работе над проектами учащиеся научились ориентироваться в информационном материале: читать книги, пользоваться Интернетом, находить материал в энциклопедиях. И к каждому уроку учащиеся, при подготовке домашнего задания, стали самостоятельно готовить рефераты, доклады, презентации и кроссворды к разным темам. Каждый ученик теперь имел возможность показать свои знания, полученные из дополнительных источников и повысить свою самооценку и авторитет среди учащихся класса. На уроках окружающего мира в виде проектов прошли уроки: «В тундре», «В Арктике», «Водоёмы нашего края и их охрана», «Луг – природное сообщество», «Жили-были динозавры».

Уроки литературного чтения по обобщающим темам были также проведены в виде творческих проектов. Например: обобщающий урок по разделу «Русские народные сказки». Дети работали в парах. Каждая пара готовила свою сказку в разной форме: инсценировка, чтение по ролям, составление кроссворда, блицтурнир вопросов. К уроку была подготовлена выставка иллюстраций к сказкам, на основе которых была проведена викторина. Вопросы к викторине составлялись учащимися самостоятельно. Аналогично были проведены краткосрочные проекты на уроках чтения по разделам: «Басни И. Крылова», «Оглянись вокруг», «Золотая колесница», «Мир волшебных звуков» и другие.

Очень интересно и увлекательно проходят с использованием проектного метода уроки ИЗО и труда. Чтобы оценить результаты работы над проектом, я создала оценочные листы.

Оценочный листученика 2 классаФИО

Самооценка

Оценка товарищей

Оценка учителя

Итоговая оценка

 

 

 

 

Нравилось ли ребятам работать над проектом? Этот вопрос задает себе каждый учитель, чтобы понять, нужно ли использовать метод учебного проекта в работе. Для этого я провожу анкетирование.

Нравилось ли тебе работать над проектом?

Какие трудности ты испытывал?

Какими источниками пользовался?

Каковы были взаимоотношения между товарищами?

Кроме этого я использую листы наблюдений за деятельностью обучающихся во время работы над проектом.

Лист наблюдений

ФИ

Группа

Взаимоотношения с товарищами

Работа с дополнительными источниками

Продукт деятельности

Эти формы работы позволяют мне определить эффективность работы над проектом и оценить значимость метода учебного проект. Работа в режиме проектной деятельности позволяет развивать у учащихся учебно-познавательные компетенции, которые формируются параллельно с ключевыми компетенциями: готовность к решению проблем, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов.

Результатом моей работы над проектами отмечается положительная динамика общеучебных показателей развития (качества обучения) учащихся. Предметно-развивающая среда положительно повлияли на всестороннее развитие и уровень воспитанности учащихся. Исследование мотивационной сферы выявило высокую мотивацию к школьному обучению, высокий уровень учебной активности у 52% учащихся. Диагностика личностных особенностей учащихся выявила: положительную динамику в развитии таких качеств личности, как волевой самоконтроль, исполнительность, самокритичность, независимость, активность, работоспособность.

Исследование эмоциональной сферы учащихся, в частности тревожности, показало, что количество учащихся с высоким и повышенным уровнем уменьшилось, а с оптимальным уровнем стало больше на 8%. Исходя из данных показателей в моей работе, считаю, что проектную деятельность можно и нужно начинать с младшего школьного возраста. Именно в начальной школе закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. При занятии проектной деятельностью с учащимися, необходимо помнить, что главный результат этой работы – формирование и воспитание личности, владеющей проектной технологии на уровне компетентности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. Ростов-на-Дону. Феникс.2006. с.130-136.

2. Воровщиков С.Г., Новожилов М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. М.2007. с.89-107.

3. Макаров Ю. Метод проектов// Начальная школа, 2006, №10, с.4-7.

4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.2005. с.75-85.

5. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся// Начальная школа, 2006, №2, с.45-49.

6. Симоненко Т.Д. Проектная деятельность учащихся// Завуч, 2007, № 8, с.3-6.

7. Тургунбаева Б.А. Педагогические технологии как условие перехода к компетентностному образованию// Начальная школа Казахстана, 2006, №1, с.12-14.

8. Хуторской А.В.Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование, 2003, №2, с.58-64.

9. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. М.2005. с. 112-129.

Пожалуйста, подождите






See also:
Яндекс.Метрика